В статье рассматриваются вопрос об эффективности жалобы как вида обращении граждан на примере органов прокуратуры Курской области.
Ключевые слова: жалоба, прокуратура, гражданин, должностное лицо, субъекты обращений, срок.
Как показывает современная практика, жалоба является наиболее распространенным видом обращений граждан, позволяющим добиться справедливости при нарушении прав и свобод граждан. Именно данный вид обращений играет первостепенную роль в защите основных прав и свобод человека и гражданина в случаях неправомерных действий (бездействий) органов публичной власти.
В современной российской правовой системе нормативными основаниями подачи и рассмотрения жалоб выступают:
– Конституция Российской Федерации (ст. 33, 46), гарантирующая право на обращение и право на судебное обжалование;
– ратифицированные международно-правовые документы, в первую очередь Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
– акты действующего законодательства — Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», процессуальное законодательство (Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы РФ) и др.;
– подзаконные акты, регулирующие рассмотрение жалоб в органах исполнительной власти, прокуратуры и т. п.
В системе государственной защиты наибольшим доверием у граждан пользуются органы прокуратуры. Это связано с тем, что прокуратура остается самым быстрым и действенным способом защиты нарушенных прав [1, c.34].
Если же право человека уже нарушено, гражданин обращается в прокуратуру с жалобой — просьбой о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Восстановление прав предполагает возврат их в состояние, в котором они находились до нарушения. Однако таковое не всегда возможно, поэтому жалоба — это еще и просьба о защите нарушенных прав.
Если права гражданина нарушены незаконным правовым актом, то после приведения его в соответствие должно быть пересмотрено решение, принятое на основе этого акта в отношении конкретного гражданина. Если права были нарушены незаконными действиями, то прокурор может выносить постановление о возбуждении производства об административном правонарушении или передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовного дела, а дело конкретного человека должно быть пересмотрено с учетом действующего законодательства.
За 2020 год в прокуратуру Курской области поступило 276 обращений граждан и юридических лиц, разрешено прокуратурой 202 жалобы, из них 39 жалоб удовлетворено. Распространенными остаются нарушения в сфере соблюдения прав граждан (по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов) [2].
Прокуратурой Курской области по данным вопросам рассмотрено 157 обращений, в том числе:
– на нарушения трудового законодательства рассмотрено 39 обращений;
– на нарушения жилищного законодательства рассмотрено 20 обращений;
– по пенсионным вопросам рассмотрено 22 обращения;
Наиболее характерными обращениями являются обращения о не проведении или проведение с нарушениями капитального и текущего ремонта домов, нарушениях при начислении платы за коммунальные услуги, на общедомовые нужды, предоставление некачественных коммунальных услуг, ненадлежащее содержание управляющими организациями общего имущества многоквартирных домов и т. д. [2, c.80].
В последнее время участились случаи выявления прокуратурой нарушений установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций.
Статьей 5.59 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Следует иметь в виду, что положения ст. 5.59 КоАП РФ не распространяются на случаи отказа в предоставлении информации, ответственность за которые установлена ст. 5.39 КоАП, и на случаи ненадлежащего рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению, ответственность за которые установлена ст. 5.63 КоАП РФ.
Прокурор, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В прокуратуру Курской области поступило обращение гражданки С. о неполучении ответа на ее обращение, поданное в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Курской области.
Установлено, что в декабре 2020 года заявительница обратилась в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Курской области с жалобой на необоснованное начисление ей платы за электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации, а в случае продления срока рассмотрения — не позднее 60 дней с момента регистрации.
В нарушение установленного законом срока ответ заявителю на обращение направлен только на 72-й день с момента регистрации в Департаменте обращения.
По результатам проверки заместитель прокурора Курской области возбудил в отношении председателя Комитета государственного жилищного надзора Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Курской области дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан).
Виновному должностному лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 тыс. рублей. Кроме того, заместитель прокурора области внес в адрес начальника Департамента представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности [3, c.121].
Исследование позволило выявить, что существуют некоторые проблемы в работе с обращениями граждан. Такими проблемами являются [4, c.105]:
1) отсутствие четких как внутриведомственных, так и межведомственных разграничений полномочий, что не позволяет правильно выбрать адресата запроса;
2) недостаточная мотивация чиновника ориентировать свою деятельность на результат для заявителя, отсюда формальный подход при рассмотрении обращений граждан и организаций;
3) отсутствие действенного внешнего контроля за работой с обращениями граждан и организаций;
4) отсутствие системы независимых разбирательств по жалобам на действие/бездействие чиновников. Существующий механизм переадресации обращений граждан не позволяет удовлетворить запрос и, следовательно, сводит на нет существующую систему в целом;
5) недостаточный уровень правовой и профессиональной компетентности исполнителей (особенно на уровне муниципальной власти). Низкий профессионализм не позволяет властным органам выработать действенные формальные методы реакции на обращения граждан;
6) слабая информированность и низкая юридическая грамотность, правовая культура населения, отсутствие необходимой справочной информации и справочных служб.
Опыт свидетельствует, что для решения всех перечисленных проблем требуется автоматизированная обработка данных с использованием новых технологий. В настоящее время данные технологии все активнее внедряются в практику работы органов местного самоуправления.
Для устранения данных проблем и эффективной работы с обращениями граждан в органы местного самоуправления проводят следующие мероприятия:
1) улучшение и усовершенствование форм и методов обучения сотрудников, которые отвечают за работу с обращениями;
2) проведение выездных приемов в отдаленных районах;
3) усиление работы, которая обеспечивает гласность и открытость деятельности;
4) создание мероприятий, направленные на увеличение просвещенности населения.
Таким образом, целесообразно в работе с обращениями граждан использовать специальные программы. Их применение позволяет регистрировать обращения, классифицировать их по различным категориям, получать необходимую информацию. Внедрение таких программ позволит более эффективно работать с обращениями граждан в органы местного самоуправления.
В настоящее время с целью преодоления коллизий в правовом регулировании общественных отношений по поводу рассмотрения обращений граждан необходимо систематизировать нормативно-правовую базу в этой сфере в соответствии с этой классификацией, а также привести ее к единому пониманию основных категорий.
Следовательно, как принцип конституционного права право на обращение с точки зрения индивида представляет собой основополагающее начало отношений между гражданином и государством, инициатором которых является гражданин. Но, по смыслу отдельных статей, оно выступает и как обязанность, и как гарантия реализации данной нормы.
Конституционное право на обращение как гарантия имеет определяющее значение. После обращения гражданина в органы государства включается механизм, призванный обеспечить его права, свободы, привилегии или их восстановление. Государство гарантирует обязательное реагирование на обращение гражданина. Для этого создаются специальные органы с широким кругом полномочий, которые либо сами удовлетворяют интерес индивида, либо имеют возможность воздействовать на другие организации в пользу разрешения, так или иначе, вопроса, инициировавшего обращение. Конституционное право на обращение можно рассматривать и как заранее заложенное условие реализации права на обращение со стороны государства, выраженное в создании системы, состоящей из органов и правовых средств, направленных на обеспечение интереса гражданина [5, c.89].
Вне данной категории права гражданину государства практически невозможно реализовать свои права и свободы. Следовательно, правомерно рассматривать конституционное право на обращение как один из важнейших элементов системы взаимодействия гражданина и органов государственной власти и управления именно в силу его универсальности, которая помогает определить необходимые связи и закономерности данной системы.
Литература:
- Титов, А. А. К вопросу о совершенствовании нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию права граждан на обращение в органы государственной власти // Вопросы российского и международного права, 2018. Т.6, № 12.С.64–69
- Шугрина, Е. С. Ответственность органов публичной власти: правовое регулирование и правоприменительная практика: учебник для магистров / Е. С. Шугрина, С. В. Нарутто, Е. М. Заболотских. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 347 с.
- Нарутто, С. В. Обращение граждан в органы публичной власти: учебник / С. В. Нарутто. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 496 с.
- Резер Т. М. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина: учеб. пособие. М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 110 с.
- Эбзеев, Б. С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б. С. Эбзеев и др.; под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 671 с.
- Информационно-статистический обзор обращений граждан, рассмотренных в Федеральной службе государственной статистики в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/inf-2020.htm (дата обращения: 11.10.2021).
- Официальный сайт Администрации Курской области: [сайт]. — URL: https://adm.rkursk.ru/ (дата обращения: 11.10.2021).