Субъектами, реализующими административный порядок защиты гражданских прав, являются только субъекты, наделенные публичными полномочиями. Административный (внесудебный) порядок и судебный порядок административно-правовой защиты нарушенных гражданских прав, который реализуется при привлечении к административной ответственности уполномоченным лицом или судом за нарушение субъективного гражданского права. Однако подобная защита является предметом изучения и регулирования исключительно административного права, несмотря на то, что нарушается субъективное гражданское право. Использование административного порядка гражданско-правовой защиты должно приводить к реальному восстановлению нарушенного гражданского права через применение соответствующих способов защиты прав.
Ключевые слова: административные правоотношения, защита, судебный порядок, административный порядок.
Административный (внесудебный) порядок и судебный порядок административно-правовой защиты нарушенных гражданских прав, который реализуется при привлечении к административной ответственности уполномоченным лицом или судом за нарушение субъективного гражданского права. В таком порядке реализуются не гражданско-правовые, а административно-правовые способы защиты гражданских прав [6].
Однако подобная защита является предметом изучения и регулирования исключительно административного права, несмотря на то, что нарушается субъективное гражданское право. К примеру, при мелком хищении имущества (ст. 7.27 КоАП) действительно нарушается субъективное гражданское право — право собственности. За это административное правонарушение следуют такие административные наказания, как наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Однако ни одна из этих административных мер реагирования на нарушение права собственности не приводит к его восстановлению.
Родовая обязанность государства выступает идейным основанием, на котором зиждется все правовое регулирование. Поэтому она имеет приоритетное значение для научного изучения этого регулирования, в том числе за счет норм административного законодательства. Если гипотетически отказаться от нее, а точнее, не признавать ее наличие, то будет оставаться неизвестным и начало юридизации общественной жизни, так как утрачиваются юридические истоки, стимулирующие государство на осуществление названного регулирования.
Как представляется, несогласованность некоторых научных умозаключений стала возможной в основном из-за отсутствия в рассуждениях объединяющих начал указанного регулирования. Родовая обязанность через причинно-следственные связи и механизм административных правоотношений существенным образом облегчает научное уяснение сущности государственного управления, осуществляемого в том числе органами исполнительной власти.
Говоря о судебном порядке защиты нарушенных прав субъектов административных правоотношений, необходимо определить, что он возникает при рассмотрении конкретного дела судом, по жалобе субъекта, чьи права, по его мнению, были нарушены, или же в некоторых случаях при обращении прокурора. Отметим, что судебная защита прав и свобод каждого субъекта, как физических, так и юридических лиц, гарантирована ст. 46 Конституции РФ.
В области юридической защиты прав личности выделяют два основных направления:
Защита от неправомерных действий граждан и юридических лиц (преступления, деликты, иные направления);
Защита от нецелесообразных и неправомерных действий субъектов публичной власти.
Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право на личные, индивидуальные либо коллективные обращения к государственным органам и органам местного самоуправления.
Обжалование подразумевает обращение гражданина (группы граждан) о восстановлении либо защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также интересов других лиц (неопределенного круга лиц).
Порядок разрешения жалоб подразделяется на административный и судебный. Правовое регулирование порядка обжалования регламентируется Федеральным законом № 59-ФЗ [4], Федеральным законом N 2202–1 [5], а также иными нормативными правовыми актами РФ (КоАП РФ [2], ГПК РФ [2], НК РФ [3]), законами субъектов РФ, ведомственными и нормативными актами.
Все жалобы граждан можно подразделить на административные (рассматриваются во внесудебном и административном порядке), судебные (рассматриваемые в порядке гражданского, административного, уголовного либо конституционного производства).
Правовые признаки административных жалоб позволяют подразделить их на общие и специальные.
Право на общую жалобу является неотчуждаемым, неограниченным и абсолютным правом. Реализация права на подачу общей жалобы не ограничена поводом, временными рамками, чьим-либо предварительным согласием.
Обжалованию подлежат любые действия (бездействие) работников предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые гражданином, как нарушающие его свободы и ущемляющие его права. Предмет жалобы могут составлять не только незаконные, но и нецелесообразные либо аморальные деяния.
В большинстве граждане обращаются с заявлениями о неверном толковании «свободы усмотрения», несправедливом подходе при решении вопроса, отсутствии четкости в действиях (ответе на обращение) уполномоченных органов и лиц.
Так, председателю Счетной палаты РФ Кудрину А. Л. направлен адвокатский запрос в интересах собственников квартиры № 2 по ул. К.Заслонова в г. Калининграде И-ой С. А., К-ой А. А., М-ва О. А., в котором указывается, что до настоящего времени Администрацией ГО «Город Калининград» не были представлены документы, обосновывающие правомочность перечисления бюджетных средств физическому лицу на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, в мировом соглашении между собственниками квартир № № 1, 2 в доме № 26 по ул. К.Заслонова в г. Калининграде и Администрацией ГО «Город Калининград» о самостоятельном проведении собственниками капитального ремонта общего имущества МКД и обязании Администрации перечислить на расчетный счет собственника квартиры № 2 М-вой Л. П. — физического лица — бюджетных денежных средств в сумме 12 856 684 руб., не определен порядок контроля за целевым расходованием перечисленных на расчетный счет физического лица бюджетных средств, что позволяет в соответствии со ст. 268 Бюджетного кодекса РФ утверждать о нецелевом использовании со стороны Администрации ГО «Город Калининград» бюджетных средств, которые предназначались для выполнения решения Московского районного суда от 09.10.2012 г. — т. е. для проведения капитального ремонта общего имущества МКД.
Согласно ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ (ст.286 на момент перечисления денежных средств согласно платежному поручению № 87988 от 21.06.2017 г.) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
По заявлению И-ой С. А., К-ой А. А. и М-ва О. А. о проверке обоснованности перечисления бюджетных средств для проведения капитального ремонта общего имущества МКД № 26 по ул. К.Заслонова в г. Калининграде на расчетный счет физического лица получен ответ Контрольно-счетной палаты Администрации ГО «Город Калининград» № 13/КСП от 23.01.2019 г., в котором указано, что «для осуществления проверки использования собственниками помещений дома денежных средств при проведении капитального ремонта общего имущества МКД № 26 по ул. К.Заслонова в г. Калининграде у Контрольно-счетной палаты ГО «Город Калининград» отсутствуют правовые основания».
Руководствуясь ст.14, п.3 ст.15 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О Счетной палате Российской Федерации”, заявители просят поручить провести контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, направленные на установление правомочности действий по выделению, предоставлению, перечислению денежных средств субсидии на проведение капитального ремонта общего имущества МКД на расчетный счет физического лица М-ой Л. П.
Таким образом, заявителями реализовано право на обращение с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности по отношению к Контрольно-счетной палате ГО «Город Калининград» государственному органу. Порядок подачи жалобы предусматривает также обращение к органам местного самоуправления, учреждению, предприятию, общественному объединению, объединению, государственному служащему, должностному лицу.
Субъекты административно-правовых отношений наделены административными правами и обязанностями, которые устанавливаются нормами административного права.
Важно отметить особенную черту субъекта административных правоотношений, отличающую его от субъекта административного права, а именно административную правосубъектность, содержащую в себе административную правоспособность и административную дееспособность. Каждый субъект административных правоотношений имеет свои отличия: в размере предоставляемых им прав и обязанностей, административно-правовом статусе и круге выполняемых ими функций.
Объектами осуществляемой в административном порядке гражданско-правовой защиты, подпадающими под действие п. 2 ст. 11 ГК РФ, могут быть только нарушенные субъективные гражданские права.
Оговоримся, что субъектами, реализующими административный порядок защиты гражданских прав, являются только субъекты, наделенные публичными полномочиями.
Выделяются две группы субъектов, осуществляющих гражданско-правовую защиту в административном порядке по иерархической подчиненности.
Во-первых, это орган или лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями.
Во-вторых, это организации, наделенные государственными или иными публичными полномочиями.
Субъектами, защищающими права, нарушенные лицами, состоящими с потерпевшим в отношениях равенства, также могут быть только субъекты, наделенные публичными полномочиями (указанные в законе уполномоченные органы и должностные лица).
Стоит отметить, что защита прав являет собой правой инструмент, активное использование которого является целесообразным и необходимым, так как ни одна сфера жизни не исключает возможное нарушение прав. Более того, суть административных правоотношений во многом представляет собой столкновение различных интересов государства, с одной стороны, и всех других субъектов правоотношений, с другой стороны. Потому данные отношения могут выливаться и подчас неизбежно выливаются в правовые споры и конфликты, нуждающиеся в законодательном регулировании.
Таким образом, административный порядок защиты гражданских прав обладает рядом преимуществ перед судебным. В частности, нет особых, строго формализованных требований к заявлению (жалобе), более гибкий подход к выбору способа защиты (заявитель (жалобщик) или защищающий субъект могут самостоятельно сформулировать способ (меру) защиты, приводящий к восстановлению права), отсутствует уплата госпошлины, сокращенные сроки и простая, неформализованная процедура рассмотрения заявления (жалобы), наличие возможности в любом случае обжаловать в суде принятое в административном порядке решение.
Использование административного порядка гражданско-правовой защиты права происходит при помощи таких способов, которые приводят к достижению цели именно гражданско-правовой защиты — реальному восстановлению нарушенного права.
Литература:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020)// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
2. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 24.04.2020)//Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020)//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
- Федеральный закон № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060
5. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 17.02.2020 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
- Клейменова М. О. Административно-правовые способы защиты исключительных прав на фирменное наименование // Бизнес в законе. 2017. № 3. С. 144–147; Ситдикова Р. И. Административно-правовые способы защиты авторских прав // Российская юстиция. 2019. № 8. С. 7–8.