Высокая экономическая и социальная значимость высшего образования, его влияние на темпы экономического роста и качество жизни людей, весомый вклад в обеспечение национальной и экономической безопасности страны требуют обеспечения его устойчивого качественного функционирования. Иными словами, роль и место, которые сегодня занимает высшее образование в системе национальных интересов, актуализируют исследования в области его экономической безопасности, в том числе, вопросы, связанные с механизмом обеспечения экономической безопасности высшего образования, под которой понимается динамически устойчивое функциональное состояние высшего образования как социально-экономической системы, располагающей всеми необходимыми ресурсами, количественные и качественные характеристики которых обеспечивают качественное выполнение функций высшего образования в интересах всех заинтересованных сторон как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе при наличии способности реагировать на возникающие во внутренней и внешней среде вызовы и угрозы.
Так как обеспечение экономической безопасности является управленческой функцией, то решение вопроса о механизме обеспечения целесообразно рассматривать с общетеоретических позиций механизма управления, что означает, что механизм должен соответствовать той системе, в интересах функционирования которой он формируется, а также обеспечивать решение тех целей и задач, которые стоят перед этой системой.
Обращаясь к вопросу о сущности механизма обеспечения экономической безопасности, отметим, что большинство специалистов определяют его как «совокупность организационных, экономических и правовых мер по предотвращению угроз экономической безопасности» [1, 242]. Так. в монографии «Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника» механизм обеспечения экономической безопасности фактически определяется как комплекс отношений, институтов и инструментов [2, 140–170]. По мнению одного из ведущих российских исследователей вопросов национальной экономической безопасности В. К. Сенчагова в структуру механизма, которая и характеризует его сущность, входят такие составляющие как национальные интересы, угрозы и вызовы, индикаторы экономической безопасности, пороговые значения индикаторов, организационно-управленческие факторы, концепцию и стратегию обеспечения экономической безопасности [3, 18–23].
Соответствующим приведенным определениям, но уже применительно к высшему образованию, является определение механизма обеспечения экономической безопасности, данное в диссертационном исследовании Плотникова Н. В., согласно которому механизм обеспечения экономической безопасности высшего образования «представляет собой совокупность методов и инструментов обеспечения национальной безопасности и национальных интересов в сфере подготовки специалистов соответствующей квалификации» [4, 137]. В целом соглашаясь с данным определением, отметим, что высокая динамичность происходящих изменений, повышение ожиданий от результатов функционирования высшего образования и соответствующая современным вызовам трансформация функций высшего образования расширяют спектр национальных интересов в сфере высшего образования и не ограничивают их только задачами подготовки высококвалифицированных специалистов, что требует расширительного толкования сущности рассматриваемого механизма.
Учитывая иерархичность системы высшего образования, экономическая безопасность этой системы может быть структурирована на федеральный, региональный и организационный (уровень образовательной организации) уровень. Дополнением к традиционно рассматриваемой структуре с учетом особенностей организации системы высшего образования представляется целесообразным выделение ведомственного (группа образовательных организаций высшего образования соответствующего ведомственного подчинения) и/или профильного уровня (медицинские, технические, гуманитарные и пр. вузы). Таким образом, механизм обеспечения экономической безопасности высшего образования будет представлять собой многоуровневую конструкцию.
Организационно-структурная особенность механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования заключается в том, что федеральная, региональная и ведомственная компоненты связаны с государственным управлением в сфере высшего образования, и с этой точки зрения инструменты обеспечения экономической безопасности будут представлять собой государственные меры. Поскольку высшее образование является видом деятельности, в котором преобладают государственные образовательные организации (по данным за 2020/2021 учебный год удельный вес государственных вузов составляет 70 %) [5, 249], то в обеспечении экономической безопасности преобладающей является роль и меры государственного механизма обеспечения экономической безопасности.
В целом роль государства в механизме обеспечения экономической безопасности какой-либо системы определяется степенью его участия в управлении этой системой. В данном случае, высокая социальная значимость высшего образования для развития общества, его влияние на динамику экономического состояния страны предопределяет существенное вмешательство государства, в том числе, в обеспечение экономической безопасности. Именно присутствие государства в управлении высшим образованием практически сводит к минимуму возможность возникновения форс-мажорных обстоятельств, факторов и условий, угрожающих системе высшего образования, сводя вопрос обеспечения экономической безопасности фактически к вопросу обеспечения качественного функционирования системы в интересах всех заинтересованных сторон.
В рамках государственного компонента механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования осуществляется скоординированная деятельность органов управления в сфере высшего образования по обеспечению функционирования системы в целом и реализации государственной политики в сфере высшего образования, то есть меры общесистемного характера. Наиболее значимые проблемы, проблемы, имеющие системный характер, как правило, находятся в центре внимания органов управления в сфере высшего образования, решение которых и создает условия для обеспечения экономической безопасности.
Для обеспечения экономической безопасности высшего образования государственные органы управления имеют достаточно разнообразный набор инструментов. Прежде всего, это инструменты нормативно-правового характера, определяющие условия, самостоятельность и степень свободы образовательных организаций, ограничения в рамках осуществляемых видов деятельности.
Важнейшим средством государственного обеспечения экономической безопасности высшего образования являются финансово-экономические инструменты, в том числе государственное финансирование образовательной деятельности. Как следует из данных таблицы 1 по всем показателям бюджетного финансирования образования за рассматриваемый период наблюдается положительная динамика, свидетельствующая о росте расходов как на образование в целом, так и на высшее образование в частности. Однако, если расходы из федерального бюджета на образование в целом возросли на 92 % и увеличиваются темпами, превышающими общие расходы федерального бюджета по всем направлениям расходования (рост 52 %), то расходы на высшее образование выросли только на 29,8 %.
Таблица 1
Динамика расходов федерального бюджета на образование [6]
Год |
Всего расходов, млрд.руб. |
Расходы на образование, млрд.руб |
Расходы на высшее образование, млрд.руб. |
Удельный вес расходов на образование в расходах федерального бюджета, % |
Удельный вес расходов на высшее образование в расходах на образование, % |
2016 |
13031,08 |
584,37 |
471,44 |
4,48 |
80,67 |
2017 |
13926,06 |
603,80 |
476,50 |
4,34 |
78,92 |
2018 |
14374,89 |
731,78 |
521,29 |
5,09 |
71,24 |
2019 |
15972,07 |
862,82 |
554,31 |
5,40 |
64,24 |
2020 |
19993,69 |
974,08 |
604,38 |
4,23 |
61,79 |
2021 |
19820,41 |
1123,10 |
612,30 |
5,03 |
54,52 |
Выявленная тенденция чисто в количественном отношении указывает на возможность нарастания финансовых рисков в сфере высшего образования и необходимость усиления мер обеспечения экономической безопасности.
В числе инструментов обеспечения экономической безопасности высшего образования следует выделить инвестиционные инструменты, которые, как правило, интегрированы в реализацию программ и проектов по развитию высшего образования. В рамках инициируемых программ и проектов определенные образовательные организации получают особый статус, который не только обеспечивает им получение дополнительных, как правило, финансовых ресурсов, но и дает статусные преимущества.
Менее года назад был запущен масштабный проект стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», старт которому был дан Постановлением Правительства Российской Федерации № 729 от 13 мая 2021 года [7]. В соответствии с данной Программой предусматривается оказание поддержки программам развития образовательных организаций высшего образования в части: реализации образовательных программ; проведения научных исследований; реализации программ развития; развития инфраструктуры.
Данный проект стал принципиально новым инструментом и одновременно механизмом развития системы высшего образования, как в части охвата образовательных организаций, продолжительности реализации, так и в части целевых ориентиров. Если все предыдущие проекты (НИУ, 5–100) были, как назвал их Министр науки и высшего образования РФ В. Н. Фальков, «бутиковыми» [8], то по результатам конкурсного отбора участниками Программы стратегического академического лидерства стали 106 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации (почти 15 % из функционирующих в настоящее время), причем 46 из них прошли отбор на специальную часть гранта, поддерживающую исследовательское лидерство — проведение прорывных научных исследований и создание наукоемкой продукции и технологий, наращивание кадрового потенциала сектора исследований и разработок; и территориальное и (или) отраслевое лидерство, направленное на социально-экономическое развитие территорий, укрепление кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и социальной сферы.
Анализ ранее реализованных программ и проектов позволяет определенно сказать, что стратегия Министерства науки и высшего образования как органа исполнительной власти в сфере высшего образования сочетает меры общей направленности, действующие на все образовательные организации высшего образования, и преференциальную поддержку наиболее сильных образовательных организаций. Эта особенность была подчеркнута в докладе Правительства Российской Федерации Федеральному собранию, в котором, в частности, было сказано, что обновление сети образовательных организаций высшего образования происходит через «государственную поддержку ведущих университетов-лидеров, формирование группы конкурентоспособных на национальном уровне университетов, ориентированных на качественную подготовку востребованных на региональном рынке труда специалистов» [9, 116].
Такая направленность государственной политики в полной мере может быть экстраполирована и на вопросы обеспечения экономической безопасности, которые в основном решаются через определенные сегменты вузов. В такой ситуации «отстающие», то есть не попадающие в проекты поддержки в основном вынуждены рассчитывать только на собственные возможности. Те же образовательные организации, которые получают определенный статус, несомненно, имеют дополнительную мотивацию и стимулы развития, что позитивно сказывается на их текущем состоянии, дает возможность формирования задела и укрепления ресурсного потенциала, а значит и обеспечения экономической безопасности.
Несомненно, что для высшего образования государственные меры, способствующие обеспечению экономической безопасности, играют большое значение. Однако, очевидно, что высшее образование как социально-экономическая система будет находиться в состоянии экономической безопасности только в том случае, если она будет опираться на достаточно устойчивое и стабильное состояние всех субъектов ее образующих, то есть, образовательных организаций высшего образования, деятельность которых связана с обеспечением национальных, региональных интересов, интересов общества и отдельной личности.
В условиях развития рынка образовательных услуг, усилении конкуренции межу вузами, расширения самостоятельности вузов в осуществлении деятельности и проведения финансово-экономической политики, образовательная организация становится активным субъектом, поведение и действия которого имеют все большее значение в решении вопросов обеспечения экономической безопасности. Данный компонент механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования является не менее важным, и в данном случае инициирование каких-либо мер лежит на стороне самой образовательной организации, которая, как любой хозяйствующий субъект, в условиях рынка стремится к выживанию.
В решении задачи обеспечения экономической безопасности по мере развития рыночных отношений в сфере высшего образования все большую значимость для образовательных организаций приобретает выстраивание их поведения как субъекта рыночных отношений. В связи с этим уместно вспомнить важное замечание П. Друкера, что «один из способов улучшения результатов работы государственного сектора — использовать те же инструменты, которые использует частный сектор для повышения эффективности работы своих компаний» [10, с. 4], то есть, инструменты маркетинга.
Добиваясь устойчивых рыночных позиций, в том числе, за счет ориентации на потребности основных заинтересованных сторон, образовательная организация фактически создает необходимые условия своего нормального функционирования и обеспечивает свою экономическую безопасность. Реализуя маркетинговый подход в управлении, образовательная организация признает свое существование в условиях конкуренции и необходимость «бороться» за своего потребителя. Акцентируя внимание на конкурентных преимущества, например, наличие сильных индустриальных партнеров, или имеющейся материально-технической и лабораторной базе, широких международных контактах и прочее вуз стремится привлечь к себе внимание заинтересованных сторон, удержать свои позиции на рынке образовательных услуг, рынке технологий и тем самым обеспечить состояние экономической безопасности.
Стремление образовательных организаций к улучшению своего функционального состояния, стабилизации ресурсного обеспечения, результатов деятельности в современных условиях предопределяет целесообразность внедрения в практику управления образовательных организаций высшего образования принципов маркетинга взаимоотношений , который в настоящее время рассматривается как современная маркетинговая концепция, в наибольшей степени соответствующая условиям функционирования образовательных организаций. В рамках понимания экономической безопасности высшего образования как динамически устойчивого состояния системы и составляющих ее элементов маркетинг взаимоотношений становится одним из ключевых инструментов обеспечения устойчивого и стабильного функционирования образовательной организации, укрепления ее способности адекватно реагировать на возникающие вызовы и угрозы.
Интеграция маркетинга взаимоотношений в полной мере соответствует тенденции развития высшего образования, связанной с его кастомизацией, реализуемой через развитие личностно-ориентированных образовательных технологий, в рамках которых ведущей стратегией в отношениях с обучающимися становится субъектный подход.
Выстраивая свое организационное поведение в соответствии с интересами основных заинтересованный сторон, прежде всего обучающихся, образовательная организация фактически обеспечивает необходимые условия функционирования, которые в значительной степени являются гарантией ее экономической безопасности, что имеет несомненно положительные последствия и для системы высшего образования в целом.
Таким образом, двухкомпонентная конструкция механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования, сочетающая государственный и организационный механизмы объективно оправдана и дает возможность:
– обеспечения баланса интересов высшего образования как социально значимой системы и образовательных организаций высшего образования как хозяйствующих субъектов в условиях рынка образовательных услуг;
– обеспечения экономической безопасности высшего образования не только за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации, но и за счет привлечения различных акторов, заинтересованных в результатах деятельности образовательных организаций.
– практически непрерывного осуществления мониторинга возникновения негативных изменений в системе и внутрисистемных экономических отношениях в условиях рационального информационного обеспечения и сопровождения управленческих процедур обеспечения экономической безопасности;
– стимулирования деятельности органов управления в сфере высшего образования на принципах активного взаимодействия с субъектами образовательной деятельности и другими заинтересованными сторонами;
– использования коллегиальных форм управления и принятия решений, что обеспечивает больше возможностей реагирования в условиях увеличивающегося многообразия внешних воздействий;
– подержания распределенной ответственности за обеспечение экономической безопасности.
Сочетание государственных и усилий образовательных организаций в обеспечении экономической безопасности высшего образования повышает вероятность выработки действенных мер и их эффективной реализации при управлении экономической безопасностью.
Литература:
- Шаталова Т. Н., Косолапова О. С. Механизмы обеспечения экономической безопасности. Современная парадигма и механизмы экономического роста национальной экономики и ее регионов. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Н. М. Тюкавкина. 2019. Издательство АНО «Издательство СНЦ». С. 242–246.
- Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника: монография / кол. авторов; под науч. ред. С. Н. Сильвестрова. — Москва: РУСАЙНС, 2018. — 350 с.
- Сенчагов В. К. Стратегические цели и механизмы обеспечения экономической безопасности. /В. К. Сенчагов //Проблемы теории и практики управления. № 3. 2009. С. 18–23.
- Плотников Н. В. Обеспечение экономической безопасности высшего образования: теоретические и методологические аспекты. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. 08.00.05. СПб. 351 с.
- Образование в России — 2021. Статистический бюллетень. М.: МИРЭА — Российский технологический университет. 2021. 363 с.
- https://spending.gov.ru/budget/.
7. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2021 г. N 729 “О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400693960/.
- В. Фальков. Новые стимулы для развития высшей школы. Тематическое приложение к газете Коммерсантъ, 2 июня 2021 № 93, с. 19.
- Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. Москва. 2020. http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/doklad_obr_2019.pdf
- Друкер Питер Ф. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика. М.: Вильямс. 2007. 304 с.