Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 15.01.2022

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Щетинина, А. А. Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект / А. А. Щетинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — URL: https://moluch.ru/archive/397/87901/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Ключевые слова: ценностные ориентации, система ценностей, направленность личности, развитие личности, ценность.

Интерес к ценностной сфере отдельной личности и также групповой системе ценностей общества на различных исторических этапах развития общества обусловлен многоаспектностью роли формирования ценностей в различных процессах, таких как целеполагание, осознание смысла жизни, построение жизненного пути личности и т. д.

Исторические события, которые обусловили перестроение многих аспектов жизнедеятельности общества в период новейшей истории, обусловили необходимость переоценки системы ценностей, как индивидуальных, так и групповых.

Ценностные ориентации личности представляют собой важную характеристику личности, так как система ценностных ориентаций человека обусловливает его поведение и выстраиваемые взаимоотношения с другими представителями социума.

По степени сформированности ценностных ориентаций личности можно сделать вывод о стадии развития личности, именно данный факт обуславливает то, что в психологической науке ценностные ориентации принято считать одним из важных компонентов структуры личности. Если у личности развитые ценностные ориентации, данный факт свидетельствует о зрелости личности, ее сформированности, противоречивость ценностных ориентаций является показателем проявления инфантилизма, такая личность является незрелой.

В психологической науке существует множество подходов к рассмотрению ценностных ориентаций в структуре личности, однако исследователи признают, что особенности строения ценностных ориентаций обуславливают направленность личности, и определяют субъективное отношение личности к реальной действительности.

Ценностные ориентации способствуют формированию концепции жизненного пути личности, формируют ядро мотивации жизнедеятельности, обуславливает формирование смысложизненных ориентаций личности в процессе ее жизнедеятельности, также принято считать, что система ценностей человека обуславливает построение им жизненной стратегии [1].

Определение понятия «ценность» многоаспектно и рассматривается в рамках многих гуманитарных наук, таких как философия, социология, культурология, психология и многих других.

Наиболее общепринятое определение понятия «ценность» можно рассмотреть как представленное синтезированное определение из элементов нескольких определений. Ценность представляет собой субъективное отношение человека к предмету (значимость предмета для человека) в процессе его познавательной и преобразующей деятельности.

Ценности представляют собой обобщенные представления о благах и приемлемых способах их достижения (приобретения), основываясь на которые человек делает осознанный выбор [6].

В литературе, посвященной описанию психологических исследований, часто встречается отождествление смысла понятий «ценностные представления» и «ценности». В отличие от других гуманитарных наук в психологии акцентируется внимание исследователей на субъективной природе формирования ценностей, как индивидуальных, так и групповых.

Ценности рассматривают как сформированные впоследствии конкретных исторических условий явления, которые имеют определенное общественное значение.

Понятие «ценностные ориентации» в рамках социальной психологии рассматривается в двух аспектах:

– как система субъективных оценок личностью различных общественных событий и явлений (социальных, экономических, политических и т. д.);

– как детерминанта поведения человека во взаимосвязи с его системой ценностей, мотивов и мировоззрением, которые обуславливают смысложизненные ориентиры.

Ценностные ориентации как детерминанта поведения человека представляет собой своеобразную идеологию жизненного пути личности. Система ценностных ориентаций личности также представляет собой содержательную составляющую направленности личности и отражает субъективное отношение личности к окружающему миру и к самому себе [2].

Ценностные ориентации представляют собой сложное структурированное явление, которое состоит из трех элементов:

1) когнитивный — знания человека;

2) эмоциональный — эмоциональная реакция человека;

3) поведенческий — проявляется в поведении человека, которое обусловлено системой ценностных ориентаций.

Исследователи в рамках психологических наук рассматривают ценностные ориентации с точки зрения различных подходов.

И. В. Дубровина делает в своих исследованиях акцент на то, что ценностные ориентации обычно определяют как направленность личности на цели и средства их достижения, тем самым отражая его отношение к миру, и являясь элементом мировоззрения личности [3].

А. В. Петровский рассматривает формирование личности как ее развитие, процесс и результат. Особо подчеркивается важность оценки человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Как определенную категорию установок ценностные ориентации рассматриваются И. Н. Истоминым. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида складывается определенное отношение к конкретному предмету или явлению, существенно определяющее его дальнейшее поведение.

Ценностные ориентации, являясь элементом мотивационной структуры личности, состоят из комплекса различных социальных установок. На основе ценностных ориентаций в зависимости от конкретной ситуации осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности [4].

Н. Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Ценностные ориентации обуславливают вариант выбора из альтернативных вариантов (целей и средств), представленных в реальной действительности, на основе выбора которых действия личности не только получают направленность, но и регулируется в процессе жизни человека [5].

Ценностные ориентации представляют собой систему ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как предпочтительные установки не на осознание наличия предметов и явлений, а на их реализацию, то есть проявления показывают направленность личности на достижение целей (приобретение ценностей).

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках исследований ценностных ориентаций в психологической науке существуют различные подходы к рассмотрению явления.

Понятие «ценностные ориентации» в рамках социальной психологии рассматривается в двух аспектах: — как система субъективных оценок личностью различных общественных событий и явлений (социальных, экономических, политических и т. д.); — как детерминанта поведения человека во взаимосвязи с его системой ценностей, мотивов и мировоззрением, которые обуславливают смысложизненные ориентиры.

Ценностные ориентации способствуют формированию концепции жизненного пути личности, формирует ядро мотивации жизнедеятельности, а также обуславливает формирование смысложизненных ориентаций личности в процессе ее жизнедеятельности, также принято считать, что система ценностей человека обуславливает построение им жизненной стратегии.

Литература:

  1. Аганов С. С., Семенова С. С., Стрижков А. П. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их реализация в физкультурно-спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158).
  2. Бакланов Г. И., Ткаченко А. В. Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе // Актуальные проблемы социологического сопровождения образования, 2019.
  3. Дубровина И. В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников. — М.: «АПН», 1983.
  4. Истомин И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. — М., 1979.
  5. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. — М., 1988.
  6. Серафимович И. В., Беляева О. А. Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект // Интеграция образования. 2019. № 2 (95).


Задать вопрос