Использование кейс-технологии на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 03.01.2022

Статья просмотрена: 631 раз

Библиографическое описание:

Филева, А. А. Использование кейс-технологии на уроках физики / А. А. Филева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 254-258. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87566/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается возможность использования дистанционных кейсов в обучении физике на примере учебного модуля «Силы природы».

Требования к современному выпускнику, а также федеральный государственный образовательный стандарт ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход. В современный период востребован высокий уровень знаний, социальная мобильность, готовность к самообразованию и самосовершенствованию [1].

Значительных успехов невозможно достичь без интереса учащихся к предмету. Изучение физики не должно тонуть в формулах, оно необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта. Основные приемы и методы обучения, применяемые на уроках физики, направлены в первую очередь на развитие и поддержание интереса к дисциплине, реальную оценка своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, повышение качества знаний. Достичь этого помогают кейс-технологии: учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях.

Кейс-технологии — это не повторение за учителем, не пересказ параграфа, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять весь багаж полученных знаний и применить их на практике.

Кейс-задания позволяют повысить эффективность учебного процесса через вовлечение учащегося, который из пассивного объекта обучения становится активным субъектом учебного процесса [3].

Данный учебный модуль показывает связь физики с другими областями знаний, а также применение полученных знаний к решению повседневно возникающих бытовых проблем человека.

Каждый модуль включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части вы читаете текст, просматриваете видеофрагменты, изучаете презентации и дополнительный материал. Новые понятия, термины вы можете найти используя ссылку «Основные понятия по теме».

Практическая часть каждого модуля включает в себя задания для самопроверки (качественные и расчетные), выполнение которых позволит вам понять, насколько усвоен данный модуль, а также тестовое задание [2]. За выполнение заданий самопроверки и тестовых заданий модуля можно получить дополнительные баллы, которые будут учтены при итоговой оценке.

Индивидуальный маршрут прохождения учеником модуля нелинеен. При этом текстовое изложение содержания модуля линейно. Содержание учебного модуля разработано таким образом, что в результате движения по любой выбранной учащимся траектории он сможет прийти к запланированным результатам.

Модуль можно проходить последовательно, продвигаясь с самого начала от одного элемента к следующему или работать нелинейно, переходя в любой последовательности и возвращаясь от элемента к элементу, вперёд и назад, по спирали.

Возможные варианты прохождения модуля можно представить на рисунке 1.

Варианты изучения учебного модуля

Рис. 1. Варианты изучения учебного модуля

Каждый ученик может выбрать собственную последовательность выполнения заданий и изучения теории. Необходимо также отметить, что обязательными для выполнения заданиями являются итоговый тест и задания кейса, а тематический тест и задания самопроверки в большей степени являются ориентиром для ученика, показывают насколько им усвоена данная тема.

Итоговая аттестация по результатам изучения

Итоговая оценка является накопительной, она складывается из заданий самопроверки, тестовых заданий и заданий кейса. При этом каждое задание имеет свой собственный удельный вес, результаты выполнения всех заданий оцениваются в баллах, которые впоследствии суммируются. Итоговая оценка определяется после завершения всего курса. Критерии выставления баллов за задания отражены в таблице.

Критерии начисления баллов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задание

Баллы

Примечание

Задания самопроверки

0–10

За выполнение каждого из заданий самопроверки можно получить разное количество баллов. Выполнение этих заданий не является обязательным, а позволяют получить дополнительные баллы.

Тематический тест

0–5

Задания теста показывают, как учащийся усвоил основные понятия данного раздела.

Итоговый тест

0–15

Задания итогового теста обязательны для выполнения. Часть заданий имеет повышенную сложность, требует применения знаний в измененной ситуации. Количество баллов за выполнение каждого задания индивидуально.

Задания кейс

0–30

Задания кейса обязательны для выполнения. Максимальный балл выставляется, если учащийся самостоятельно применяет полученные знания для решения практических задач. Грамотно использует справочные данные и дополнительную литературу. При этом задания могут не иметь однозначного верного решения, они требуют творческого подхода к выполнению и помогают учащимся строить свои собственные ответы и свое собственное понимание на основе самостоятельно собранных сведений, сравнивать, синтезировать и анализировать информацию.

Максимально возможное количество баллов, которое может получить учащийся — 60 баллов.

Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале может осуществляться в соответствии со следующей таблицей 2.

Таблица 2

Количество баллов

0–15

16–34

35–48

49–60

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Примеры учебных кейсов по теме «Силы природы» показаны в таблице 3.

Таблица 3

КЕЙС «СИЛА ТРЕНИЯ»

КЕЙС «СИЛЫ В ПРИРОДЕ»

КЕЙС «СИЛА АРХИМЕДА»

Задание

Трение — наш друг или враг? Подготовьте памятку (сказку, басню, видеоролик) с вашим представлением по данному вопросу.

Создайте сборник заданий по теме «Силы в природе».

Вы совершаете водное путешествие, для этого вам необходимо рассчитать грузоподъемность плота.

Описание

Задача

Ваша задача — рассмотреть положительные и отрицательные стороны силы трения

Ваша задача — создать сборник заданий по теме «Силы в природе».

Ваша задача — рассчитать грузоподъемность с учетом дополнительных условий (путешествуете с двумя друзьями и берете с собой необходимое снаряжение).

Должность и роль

Вы — исследователь.

Вы — известный автор пособий по физике.

Вы — путешественник.

Аудитория

Ваши оппоненты — исследователи в других областях (биология, техника, медицина).

Ваш заказчик — издательство.

Ваши коллеги — другие путешественники.

Проблема

Вас попросили рассмотреть положительные и отрицательные стороны силы трения, в разных областях — трение в биологии, медицине, спорте, технике.

К нам обратилось издательство с просьбой создать раздел задачника, соответствующий теме «Силы в природе», но с новыми, незнакомыми учащимся сюжетами. Предложите задания по дисциплинам биология, география, медицина. Книга ориентирована на учащихся 7 классов.

Вам надо рассчитать оптимальную конструкцию плота для путешествия.

Творческий продукт

Вам нужно составить памятку (басню, сказку, видеоролик). Формат представления выберите самостоятельно — презентация, видеофайл, буклет.

Вам нужно предложить задачник на 2−3 книжных страницы. (Дополнительно можно написать вступительную статью к сборнику).

Вам нужно оформить расчеты и создать презентацию. (Учесть все дополнительные условия — груз, который вы берете с собой, количество строительных материалов и т. д.).

Критерии оценки

Результат должен соответствовать следующим критериям: Должны быть рассмотрены плюсы и минусы не менее чем в трех областях. Также учитывается способ представления результата, его оформление.

Для коммерческого успеха требуется, чтобы задачи соответствовали теме, задачи были разнообразны и интересны. Так как не все дети сильны в физике, то вторая часть книги должна стать решебником.

Результат должен соответствовать следующим критериям: Результат и расчеты должны учитывать все дополнительные условия — наличие груза, который необходимо взять с собой, количество человек, которые совершают путешествие вместе с вами.

Литература:

  1. ФГОС основного общего образования, Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020)
  2. Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010–336 с.
  3. Попова С. Ю. Кейс-стади: принципы создания и использования. — Тверь: Изд-во СКФ-офис, 2017–114 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, задание самопроверки, балл, ваша задача, задание кейса, итоговая оценка, итоговый тест, учебный модуль, практическая часть, творческий подход.


Похожие статьи

Использование электронных средств обучения при изучении курса «Алгебра»

В данной статье освещены вопросы использования электронных средства обуче-ния на уроках алгебры в средней школе, определена их эффективность.

Дидактические возможности использования информационных технологий в процессе обучения геометрии в общеобразовательной школе

В данной статье рассмотрении дидактические возможности информационных технологий, которые использутся в процессе обучения курсу геометрии.

Применение демонстрационных материалов на лекциях по физике

В данной статье авторы рассматривают различные способы улучшения качества обучаемости. Анализируют опыт применения презентаций и демонстрационных материалов на лекциях, а также приводят пример использования макетов.

Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики в 7 классе по теме «Файл. Файловая система»

Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики по теме «Системы счисления»

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

В статье предлагается использование проблемного метода обучения на занятиях по дисциплине «Физика» в вузе для развития творческого мышления и самостоятельной поисковой деятельности обучающихся. Приведены рекомендации использования проблемных ситуаций...

Применение инновационных технологий в преподавании биологии

Статья посвящена изучению инновационных технологий в преподавании биологии. Автор рассматривает характеристики, сложности, применение инновационных программных средств в организацию образовательного процесса. Особое внимание акцентировано на использо...

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Использование SMART-целей на примере дисциплины «Программирование»

Статья посвящена использованию современных методов обучения в учебном процессе при подготовке студентов специальности «Информатика». Рассматривается постановка SMART-цели на примере дисциплины «Программирование». Приведен пример оценки ожидаемых резу...

Похожие статьи

Использование электронных средств обучения при изучении курса «Алгебра»

В данной статье освещены вопросы использования электронных средства обуче-ния на уроках алгебры в средней школе, определена их эффективность.

Дидактические возможности использования информационных технологий в процессе обучения геометрии в общеобразовательной школе

В данной статье рассмотрении дидактические возможности информационных технологий, которые использутся в процессе обучения курсу геометрии.

Применение демонстрационных материалов на лекциях по физике

В данной статье авторы рассматривают различные способы улучшения качества обучаемости. Анализируют опыт применения презентаций и демонстрационных материалов на лекциях, а также приводят пример использования макетов.

Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики в 7 классе по теме «Файл. Файловая система»

Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики по теме «Системы счисления»

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

В статье предлагается использование проблемного метода обучения на занятиях по дисциплине «Физика» в вузе для развития творческого мышления и самостоятельной поисковой деятельности обучающихся. Приведены рекомендации использования проблемных ситуаций...

Применение инновационных технологий в преподавании биологии

Статья посвящена изучению инновационных технологий в преподавании биологии. Автор рассматривает характеристики, сложности, применение инновационных программных средств в организацию образовательного процесса. Особое внимание акцентировано на использо...

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Использование SMART-целей на примере дисциплины «Программирование»

Статья посвящена использованию современных методов обучения в учебном процессе при подготовке студентов специальности «Информатика». Рассматривается постановка SMART-цели на примере дисциплины «Программирование». Приведен пример оценки ожидаемых резу...

Задать вопрос