Развитие мышления на уроках английского языка посредством работы с дефинициями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Каменских, А. С. Развитие мышления на уроках английского языка посредством работы с дефинициями / А. С. Каменских, Л. В. Алексеева, И. Р. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87497/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье авторы пытаются показать, что работа с понятиями на уроках английского языка дает возможность четко формулировать свои мысли.

Ключевые слова: мышление, дефиниция, лингвистическая компетентность.

Наличие необходимости развивать мышление учащихся в школе ни у кого не вызывает сомнений. Однако порой бывает непросто сформулировать конкретные способы и приемы, которые позволяют это сделать. В данной статье мы продемонстрируем, как можно развивать мышление на уроках английского языка. Прежде чем приступать к обсуждению приемов, нужно дать определение мышлению. В толковом словаре Ожегова мышление понимается как высшая ступень познания, процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях и понятиях [1].

Существует три вида мышления:

— наглядно-действенное (вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы);

— наглядно-образное (вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов);

— словесно-логическое (вид мышления, осуществляемы при помощи логических операций с понятиями) [3].

Именно с понятием как с одной из форм мышления стоит организовать работу на уроках английского языка, поскольку понятие связано с основной языковой единицей — словом. Понятия отражают предметы в их существенных признаках.

Введем еще один термин — дефиниция. Это краткое определение понятия, посредством которого устанавливаются его существенные свойства. Умение давать дефиниции — это часть языковой компетенции, оно дает возможность четко формулировать мысли.

Готовые дефиниции можно использовать на этапе семантизации новой лексики, когда обучащиеся по дефиниции пытаются догадаться о значении слова, или контроля сформированности лексических навыков, когда учитель предлагает дефиниции, а обучающиеся называют слова или записывают их. Готовые дефиниции можно найти в сети интернет (пример 1), в англо-английских словарях (пример 2) или создать самостоятельно (пример 3).

Пример 1 [4]

https://mulino58.ru/wp-content/uploads/6/5/5/65512d57201c2c5129a12644ca851754.jpg

Пример 2

autumn [ˈɔːtəm] noun [C, U] (also US fall ) A2 the season of the year between summer and winter, when leaves fall from the trees. [2, с. 51]

Пример 3

a cupboard is a piece of furniture with shelves in it where you can keep dishes or books

Регулярная работа с дефинициями повышает лингвистическую компетентность обучающихся, потому что они начинают осознавать разницу в значениях слов, которые имеют одинаковый перевод на русский язык, например, слова comfortable и convenient переводятся удобный . Однако слово comfortable вКембриджском словаре определяется следующим образом: Comfortable furniture, clothes, rooms, etc make you feel relaxed and do not cause any pain. [2, с. 164]. Слово convenient имеет такую дефиницию: easy to use or suiting your plans well or near or easy to get to [2, с. 186].

Когда работа с дефинициями организована на постоянной основе, можно переходить к следующему этапу, когда обучающимся предлагается самим объяснить значение слова через определение. Прежде чем переходить к этой работе, следует обсудить с обучающимися правила формулирования дефиниции:

— определение должно строго соответствовать термину;

— определение строится по модели что — это что;

— определение формулируется по принципу «от родовых признаков (то есть наиболее общих) к видовым (то есть более узким)» [5].

Например, a car is a vehicle ( родовой признак ) with an engine , four wheels and seats for a small number of passengers ( видовые признаки ).

Опоры могут помочь на начальном этапе, например, при работе над темой «Профессии» можно обеспечить учащихся следующими подсказками:

a photographer is a person who takes pictures of interesting places and people for magazines

a chef is a person who makes delicious things for …

a mechanic is person who repairs …

a journalist is a person who …

a manager is

Далее следует переходить к словам, имеющим более абстрактное значение, например, fiction is literature and stories about imaginary people or events.

Для того чтобы сделать работу над дефинициями более увлекательной для обучающихся, можно предложить им поучаствовать в следующих играх.

Игра 1 — разделить ребят на команды по 5 человек, учитель зачитывает дефиницию, а обучающиеся называют слово, которое объясняется.

Игра 2 — разделить ребят на команды по 5 человек, каждый обучающийся вытягивает карточку со словом, значение которого он должен объяснить участникам своей команды при помощи дефиниции, если они не догадываются, то право на ответ передается участникам другой команды. Игра длится в течение 1-2 минут или пока не закончатся слова.

Такую игровую методику можно использовать в конце изучения темы, используя слова, которые являются основной лексикой по теме.

Систематическая работа с дефинициями развивает понятийное мышление, которое позволяет видеть суть явления, выделять существенные признаки и строить целостную картину мира.

Литература:

  1. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.
  2. Cambridge Learner’s Dictionary English — Russian Cambridge University Press, 2011. — 1065 с.
  3. https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/myshlenie/
  4. https://yandex.ru/images/search?text= %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %84 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B8 %20 %D0 %BF %D0 %BE %20 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %B5 %20 %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D1 %84 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8 %20 %D0 %BD %D0 %B0 %20 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B3 %D0 %BB %20 %D1 %8F %D0 %B7&lr=50&pos=1&img_url=https %3A %2F %2Fprezentacii.info %2Fwp-content %2Fuploads %2F2018 %2F09 %2FiDNSyDfaN0xug9fZ %2F9.jpg&rpt=simage
  5. https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https %3A %2F %2Fcf.ppt-online.org %2Ffiles %2Fslide %2Fe %2FevZKpxUPAhCHS1EagzwJWiq34R8dQ7N0XMbtjT %2Fslide-11.jpg&text= %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %84 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F %20- %20 %D1 %8D %D1 %82 %D0 %BE&lr=50&rpt=simage&source=wiz
Основные термины (генерируются автоматически): вид мышления, дефиниция, слово, английский язык, значение слова, обучающийся, признак, работа.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В статье авторы пытаются определить наиболее эффективные методы для формирования коммуникативной компетенции.

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших школьников.

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации

Статья посвящена инновационным методикам изучения английского языка с помощью ИКТ-технологий на уроках и внеурочной деятельности.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье автор рассматривает примеры активации функциональной грамотности среди детей школьного возраста на уроках биологии.

Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка

Статья посвящена формированию функциональной грамотности в процессе проектной деятельности по английскому языку.

Математическая обработка образовательных результатов учащегося с использованием языка программирования Python как метод выявления уровня мотивации школьника

В статье автор предлагает метод обработки образовательных результатов учащихся на примере программы Python для выявления уровня мотивации учащегося.

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В статье авторы пытаются определить наиболее эффективные методы для формирования коммуникативной компетенции.

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших школьников.

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации

Статья посвящена инновационным методикам изучения английского языка с помощью ИКТ-технологий на уроках и внеурочной деятельности.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье автор рассматривает примеры активации функциональной грамотности среди детей школьного возраста на уроках биологии.

Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения

В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.

Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка

Статья посвящена формированию функциональной грамотности в процессе проектной деятельности по английскому языку.

Математическая обработка образовательных результатов учащегося с использованием языка программирования Python как метод выявления уровня мотивации школьника

В статье автор предлагает метод обработки образовательных результатов учащихся на примере программы Python для выявления уровня мотивации учащегося.

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Задать вопрос