Трудовая деятельность работников вахтовым методом сопряжена с множеством неблагоприятных факторов: от климатических и производственных до, собственно, социально-бытовых. В связи с таким насыщенным сосредоточением неблагоприятных факторов труда в одном виде профессиональной деятельности, особое внимание необходимо уделять безопасности ее работников [2]. Безопасность жизнедеятельности работника нефтегазовой промышленности складывается, во-первых, из грамотного подбора высококвалифицированного персонала и регулярно организованных обучающих мероприятий, поддерживающих уровень квалификации сотрудника; во-вторых, из рациональной организации труда — нормированного соотношения периодов работы и отдыха; в-третьих, из четкого разделения обязанностей труда в соответствии с уровнем квалификации; в-четвертых, из эргономичной организации рабочего пространства. Однако для работника нефтегазовой промышленности ключевым фактором в обеспечении безопасности его жизнедеятельности на рабочем месте является еще и личностное, осознанное отношение к труду. Осознанность труда, это, прежде всего, объективная оценка своих физических возможностей и психологических ресурсов, необходимых для осуществления той или иной работы, это оценка своих социальных страхов, фобий и возможностей регуляции неравновесных психических состояний, и, наконец, ответственное отношение к соблюдению требований охраны труда.
По статистике большинство несчастных случаев на рабочем месте связано именно с недостаточным уровнем осознанности профессиональных рисков и собственного психоэмоционального состояния [3]. Психическое пресыщение, связанное с однообразной, монотонной деятельностью, резко негативно сказывается на свойствах внимания и может приводить к ложному ощущению работоспособности и аффективным вспышкам. Сочетание неблагоприятных факторов труда с недостаточной осознанностью когнитивных и эмоциональных ресурсов, как минимум, способствуют профессиональной деформации личности, и, как максимум, увеличивают число травм на производстве. Таким образом, эмоциональная и когнитивная устойчивость являются важнейшими показателями работоспособности человека в целом, и работника нефтегазовой промышленности, в частности [1]. В связи с этим, актуальность темы исследования более, чем очевидна.
В исследовании принимали участие специалисты, работающие вахтовым методом в режиме 14-дневной длительности, которые доставлялись к местам локализации производства в количестве 20 человек.
Нами анализировались следующие параметры: устойчивость и переключаемость внимания, производственная эффективность.
Для диагностики свойств внимания была использована методика Бурдона «Корректурная проба». Замеры производились дважды при вступлении в смену и на момент ее сдачи.
Производственная эффективность оценивалась средней производительностью бригады на момент вступления в смену и в момент сдачи, т. е. по истечению 14-ти дневного срока.Исследовательский запрос экономической эффективности предприятия был удовлетворен администрацией предприятия частично, поэтому иных данных, способных оценить экономическую производительность бригады мы не имели.
Однако этих данных мы посчитали достаточно для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутое нами предположение, согласно которому:
– устойчивость и переключаемость внимания работников вахтовым методом в момент вступления на вахту имеют допустимые значения, но имеют тенденцию к изменениям, и к моменту сдачи вахты достигают крайне неблагоприятных значений, отражающихся на производственной эффективности, повышающие риск нанесения вреда здоровью, как результат неосознанного отношения к работе.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотетическое положение, мы провели ряд замеров наших испытуемых.
Показатель устойчивости согласно таблице интерпретации результатов по тесту Б. Бурдона, находится в коридоре высоких значений (значение в группе испытуемых 3, пределы коридора высоких значений находятся от 3 до 4). Устойчивость внимания, несомненно, является важным показателем в работе сотрудников тяжелой промышленности. Высокая устойчивость внимания позволяет на протяжении длительного времени выделять среди поля объектов главенствующий и фиксироваться на нем. Фиксация на одном объекте делает остальные объекты фоновыми, не отвлекающими внимание работника, что особенно важно, если работа человека сопряжена с рядом сложностей и имеет в своем основании значительные риски для здоровья, что в полной мере относится к работе нефтегазовой промышленности. В частности, бурильщики работают в экстремальных условиях, с тяжелой аппаратурой на местности с очень рыхлой и склонной к обвалу почве, поэтому уверенная фиксация внимания на объекте своего труда является условием жизнеобеспечения работника. В то же время для бурильщиков важна и высокая переключаемость внимания. У наших испытуемых в момент заступления на вахту она соответствует очень высоким значениям (15,83). Высокая переключаемость внимания — это осознанный акт, не тождественный отвлекаемости. Высокая переключаемость внимания позволяет контролировать события, происходящие на фоне основных манипуляций. Например, работник может своевременно среагировать, если он или его напарник подверглись риску, если произошли какие-либо непредвиденные обстоятельства и т. п. Кроме того, переключаемость внимания определяет многозадачность сотрудника, которая сейчас ценится работодателями.
Итак, в целом, мы можем заключить, что показатели устойчивости и переключаемости внимания сотрудников при заступлении на вахту удовлетворяют требованиям профессии.
Повторные замеры свойств внимания были произведены за один день до сдачи вахты работниками нефтегазовой промышленности. Показатели устойчивости и переключаемости внимания существенно отличаются. Перед сдачей вахты устойчивость внимания сотрудников низкая с тенденцией к очень низким значениям. Неустойчивость внимания снижает эффективность целенаправленной профессиональной деятельности. Переключаемость внимания сотрудников также изменилась. Средний показатель в группе (50,35) соответствует коридору средних значений. Динамика показателей говорит об утомлении работников, о ригидности их внимания, о снижении осознанного отношения к работе.
Различия в показателях очевидны, однако этика проведения научных исследований требует подтверждения на математико-статистическом уровне. С этой целью мы прибегли к использованию непараметрического критерия сдвига положения Т-Вилкоксона. Данный критерий позволяет отследить силу различий в динамике. В результате обработки данных мы обнаружили, что Т-эмп. равно 0. Данное значение входит в зону значимости при высшем уровне p≤0,01. Следовательно, обнаруженная динамика в показателях устойчивости внимания и переключаемости статистически достоверна.
Производственная эффективность сотрудников была представлена отделом учета еженедельной индивидуальной статистики, где мы заметили отчетливое снижение производительности сотрудников нефтегазовой промышленности в течение 14-ти дневного периода. Ранее мы уже говорили, что внимание является тем психическим процессом, который организует деятельность индивида, направляет ее. Любая деятельность, контролируемая вниманием, является осознанной. Снижение осознанности ведет к снижению ответственности выполняемого труда, к увеличению рисков, ошибок и производственных травм. Поэтому, если следовать нашей логике, если произвести подсчеты корреляции между устойчивостью внимания и производительностью, между переключаемостью и производительностью, то мы должны получить прямую значимую взаимосвязь. Мы прибегли к таким манипуляциям, используя непараметрический критерий ранговой корреляции Ч. Э. Спирмена.
Значимые корреляционные пары при уровне значимости р≤(0,05) обнаружены между устойчивостью, переключаемостью внимания и производительностью. Таким образом, чем выше устойчивость и переключаемость внимания, тем выше осознанность в работе, производительность. Снижение показателей внимания ведет к уменьшению осознанности и производительности.
Таким образом, мы доказали, что устойчивость и переключаемость внимания работников вахтовым методом в момент вступления на вахту имеют допустимые значения, но имеют тенденцию к изменениям, и к моменту сдачи вахты достигают крайне неблагоприятных значений, отражающихся на производственной эффективности, повышающие риск нанесения вреда здоровью, как результат неосознанного отношения к работе.
Литература:
- Дикая, Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: дис.... д-ра психол. наук / Дикая Л. Г. — М., 2002. — С. 342
- Казначеев, В. П. Синдром полярного напряжения и некоторые вопросы экологии человека в высоких широтах / В. П. Казначеев, В. Ю. Куликов. Вестн. АН СССР, 1980. — № 1. — С. 74–82.
- Короленко, Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях / Ц. П. Короленко. — Л.: Наука, 1978. — 271 с.