Влияние просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Дворцова, Е. В. Влияние просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов / Е. В. Дворцова, К. В. Шуваева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 443-444. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87009/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье представлен краткий обзор экспериментального исследования на тему «Влияние просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов».

В современном мире в учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов предъявляются определенные требования: знания и навыки в области психологии, также владеть различными методиками диагностики на определенные психологические феномены, умение правильно интерпретировать результаты диагностики и составлять планы коррекции, если они необходимы, умение составлять и проводить тренинги, направленные на развитие, поддержание и коррекцию определенных особенностей личности. Также студентам-психологам необходимо овладеть профессионально-важными качествами для успешной профессиональной деятельности психолога.

Одним из профессионально-важных качеств психолога является стрессоустойчивость. Данное эмоционально-волевое качество необходимо психологу, так как работа происходит в сфере «человек-человек». Эта сфера одна из стрессовых, так как работа напрямую связана с эмоциональным напряжением.

В учебно-профессиональной деятельности студентам-психологам необходимо развить такое качество как стрессоустойчивость, так как их деятельность связана с множеством стресс-факторов. Основные стресс-факторы, с которыми сталкиваются студенты-психологи в своей учебно-профессиональной деятельности: большое количество новой информации, связанной с психологическими особенностями людей; изучение множества ученых-психологов и их различных исследований; изучение разнообразия методик исследования и учитывание их валидности при проведении собственных психологических исследований; написание научно-исследовательских работ; также подготовка к сессиям и написанию диплома. Все это оказывает негативное влияние на учебно-профессиональную деятельность студентов-психологов.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что просмотр телепередачи «Игра» не повышает показатели стрессоустойчивости у студентов-психологов

Задачи исследования:

  1. Провести психологический анализ учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.
  2. Рассмотреть понятие «стрессоустойчивость» как психологический феномен.
  3. Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов.
  4. Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
  5. Разработать психологический эксперимент по исследованию влияния просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов
  6. Провести входную диагностику стрессоустойчивости у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
  7. Провести выходную диагностику стрессоустойчивости после просмотра развлекательно-юмористической передачи «Игра» у студентов-психологов в контрольной и экспериментальной группах.
  8. Выявить влияние просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов.

Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (оценка достоверности отличий по критерию Стьюдента), эксперимент.

Методики:

– Методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге [3]

– Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров) [2]

– Методика «Шкала психологического стресса PSM-25» в адаптации Н. Е. Водопьяновой [1]

– Экспериментальная методика по исследованию влияния просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов

Выборка: 40 студентов-психологов, из которых 30 студентов в контрольной группе, 10 студентов в экспериментальной группе.

Основные результаты экспериментального исследования:

Для выявления влияния просмотра телепередачи «Игра» нами был составлен квазиэкспериментальный план исследования для двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия, согласно которому расчет оценки достоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Данные расчеты представлены в таблице 1.


Таблица 1

Эффективность влияния просмотра «Игра» на показатель сопротивляемость стрессу (СС), показатель уровня регуляции в стрессе (УРС), показатель уровня стресса (УС)

Авторы методик

Холмс и Раге

А. О. Прохоров

Н. Е. Водопьянова

Холмс и Раге

А. О. Прохоров

Н. Е. Водопьянова

Экспериментальная группа

СС до

УРС до

УС до

Эксперимент

СС после

УРС после

УС после

∆СС

∆УРС

∆УС

Ср. арифм.

292,7

3,60

80,60

292,70

3,20

74,10

0

-0,40

-6,50

Ср. кв.откл.

200,89

1,07

30,35

200,89

1,14

29,88

0

0,84

5,89

Контрольная группа

СС до

УРС до

УС до

Эксперимент

СС после

УРС после

УС после

∆СС

∆УРС

∆УС

Ср. арифм

10,79,13

3,63

82,33

1080,93

3,73

77,03

1,70

0

-5

Ср. кв. откл.

319,41

1,77

31,74

319,28

1,72

31,53

8,09

1,06

18,72

t-критерий Стьюдента

1,15

1,52

0,30

р — уровень значимости


Согласно таблице 1, можно сделать вывод, что не было выявлено значимых различий между дельта-значениями сопротивлением стрессу, уровнем регуляции в стрессе и уровнем стресса при помощи t-критерия Стьюдента (tэмп = 1,15, tэмп = 1,52 и tэмп = 0,30). Стрессоустойчивость является трудноизменяемой личностной особенностью и сам просмотр телепередачи «Игра» и получение положительных от него эмоций не способен повлиять на стрессоустойчивость участников эксперимента.

Таким образом, наша гипотеза о том, что просмотр телепередачи «Игра» не повышает показатели стрессоустойчивости у студентов-психологов подтвердилась. Это обусловлено тем, что респондентам был предоставлен просмотр только 1 выпуска телепередачи и для того, чтобы повысить стрессоустойчивость студентов-психологов необходимо проводить коррекционную работу и обучать методам саморегуляции.

Литература:

  1. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 336с. — ISBN 978–5–388–00542–7. — Текст: непосредственный
  2. Прохоров, А. О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / А. О. Прохоров. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 480 с. — ISBN 5–9268–0288–1. — Текст: непосредственный.
  3. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М. — 2011. — 667 с. — ISBN 978–5–94648–092–5. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): влияние просмотра телепередачи, экспериментальная группа, контрольная группа, учебно-профессиональная деятельность студентов-психологов, выходная диагностика, помощь t-критерия, просмотр телепередачи, учебно-профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от...»

Тревожность в учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов несет

Из них 10 студентов в экспериментальной группе и 24 в контрольной.

Таблица 1. Эффективность влияния просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков!

Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов

Она не только мешает продуктивной учебной деятельности, но и делает студента более подверженному

Провести первичную диагностику тревожности у студентов психологов в

Таблица 2. Эффективность влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов.

Особенности профессионального обучения...

Проблемы организации процесса обучения и учебно-воспитательной деятельности студентов-психологов отражены в работах В. Н. Карандашева, Г. Ю. Любимовой, Т. М. Бяукас, И. В. Завгородней, Е. Е. Сапоговой Н. И., Исаевой, А. С. Чернышева, и др.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по...

Методическое и дидактическое обеспечение учебно-профессиональной деятельности составили: учебно-методические пособия к элективным курсам, банк ситуационных заданий, кейсы, комплекс самооценочных методик, диагностического инструментария для...

Критерии формирования готовности к профессиональной...

Дуреева, Т. В. Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста / Т. В. Дуреева.

Понятие готовности специалиста к своей профессиональной деятельности многоплановое и в научной литературе определяется по-разному.

Профессиональная ориентация школьников в условиях...

Последняя, 3-я ступень профессиональная подготовка на основе выбора сферы профессиональной деятельности (в рамках профильного обучения) по согласованию со школой, родителями, планируется на 2015–2016 уч.г.

профессиональная деятельность, мотивационная готовность...

Диагностическое исследование формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности осуществлялось нами на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Похожие статьи

Влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от...»

Тревожность в учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов несет

Из них 10 студентов в экспериментальной группе и 24 в контрольной.

Таблица 1. Эффективность влияния просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков!

Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов

Она не только мешает продуктивной учебной деятельности, но и делает студента более подверженному

Провести первичную диагностику тревожности у студентов психологов в

Таблица 2. Эффективность влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов.

Особенности профессионального обучения...

Проблемы организации процесса обучения и учебно-воспитательной деятельности студентов-психологов отражены в работах В. Н. Карандашева, Г. Ю. Любимовой, Т. М. Бяукас, И. В. Завгородней, Е. Е. Сапоговой Н. И., Исаевой, А. С. Чернышева, и др.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по...

Методическое и дидактическое обеспечение учебно-профессиональной деятельности составили: учебно-методические пособия к элективным курсам, банк ситуационных заданий, кейсы, комплекс самооценочных методик, диагностического инструментария для...

Критерии формирования готовности к профессиональной...

Дуреева, Т. В. Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста / Т. В. Дуреева.

Понятие готовности специалиста к своей профессиональной деятельности многоплановое и в научной литературе определяется по-разному.

Профессиональная ориентация школьников в условиях...

Последняя, 3-я ступень профессиональная подготовка на основе выбора сферы профессиональной деятельности (в рамках профильного обучения) по согласованию со школой, родителями, планируется на 2015–2016 уч.г.

профессиональная деятельность, мотивационная готовность...

Диагностическое исследование формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности осуществлялось нами на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Задать вопрос