Влияние просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Дворцова, Е. В. Влияние просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов / Е. В. Дворцова, К. В. Шуваева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 443-444. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87009/ (дата обращения: 28.01.2022).



В данной статье представлен краткий обзор экспериментального исследования на тему «Влияние просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов».

В современном мире в учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов предъявляются определенные требования: знания и навыки в области психологии, также владеть различными методиками диагностики на определенные психологические феномены, умение правильно интерпретировать результаты диагностики и составлять планы коррекции, если они необходимы, умение составлять и проводить тренинги, направленные на развитие, поддержание и коррекцию определенных особенностей личности. Также студентам-психологам необходимо овладеть профессионально-важными качествами для успешной профессиональной деятельности психолога.

Одним из профессионально-важных качеств психолога является стрессоустойчивость. Данное эмоционально-волевое качество необходимо психологу, так как работа происходит в сфере «человек-человек». Эта сфера одна из стрессовых, так как работа напрямую связана с эмоциональным напряжением.

В учебно-профессиональной деятельности студентам-психологам необходимо развить такое качество как стрессоустойчивость, так как их деятельность связана с множеством стресс-факторов. Основные стресс-факторы, с которыми сталкиваются студенты-психологи в своей учебно-профессиональной деятельности: большое количество новой информации, связанной с психологическими особенностями людей; изучение множества ученых-психологов и их различных исследований; изучение разнообразия методик исследования и учитывание их валидности при проведении собственных психологических исследований; написание научно-исследовательских работ; также подготовка к сессиям и написанию диплома. Все это оказывает негативное влияние на учебно-профессиональную деятельность студентов-психологов.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что просмотр телепередачи «Игра» не повышает показатели стрессоустойчивости у студентов-психологов

Задачи исследования:

  1. Провести психологический анализ учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.
  2. Рассмотреть понятие «стрессоустойчивость» как психологический феномен.
  3. Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов.
  4. Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
  5. Разработать психологический эксперимент по исследованию влияния просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов
  6. Провести входную диагностику стрессоустойчивости у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
  7. Провести выходную диагностику стрессоустойчивости после просмотра развлекательно-юмористической передачи «Игра» у студентов-психологов в контрольной и экспериментальной группах.
  8. Выявить влияние просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов.

Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (оценка достоверности отличий по критерию Стьюдента), эксперимент.

Методики:

– Методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге [3]

– Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров) [2]

– Методика «Шкала психологического стресса PSM-25» в адаптации Н. Е. Водопьяновой [1]

– Экспериментальная методика по исследованию влияния просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов

Выборка: 40 студентов-психологов, из которых 30 студентов в контрольной группе, 10 студентов в экспериментальной группе.

Основные результаты экспериментального исследования:

Для выявления влияния просмотра телепередачи «Игра» нами был составлен квазиэкспериментальный план исследования для двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия, согласно которому расчет оценки достоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Данные расчеты представлены в таблице 1.


Таблица 1

Эффективность влияния просмотра «Игра» на показатель сопротивляемость стрессу (СС), показатель уровня регуляции в стрессе (УРС), показатель уровня стресса (УС)

Авторы методик

Холмс и Раге

А. О. Прохоров

Н. Е. Водопьянова

Холмс и Раге

А. О. Прохоров

Н. Е. Водопьянова

Экспериментальная группа

СС до

УРС до

УС до

Эксперимент

СС после

УРС после

УС после

∆СС

∆УРС

∆УС

Ср. арифм.

292,7

3,60

80,60

292,70

3,20

74,10

0

-0,40

-6,50

Ср. кв.откл.

200,89

1,07

30,35

200,89

1,14

29,88

0

0,84

5,89

Контрольная группа

СС до

УРС до

УС до

Эксперимент

СС после

УРС после

УС после

∆СС

∆УРС

∆УС

Ср. арифм

10,79,13

3,63

82,33

1080,93

3,73

77,03

1,70

0

-5

Ср. кв. откл.

319,41

1,77

31,74

319,28

1,72

31,53

8,09

1,06

18,72

t-критерий Стьюдента

1,15

1,52

0,30

р — уровень значимости


Согласно таблице 1, можно сделать вывод, что не было выявлено значимых различий между дельта-значениями сопротивлением стрессу, уровнем регуляции в стрессе и уровнем стресса при помощи t-критерия Стьюдента (tэмп = 1,15, tэмп = 1,52 и tэмп = 0,30). Стрессоустойчивость является трудноизменяемой личностной особенностью и сам просмотр телепередачи «Игра» и получение положительных от него эмоций не способен повлиять на стрессоустойчивость участников эксперимента.

Таким образом, наша гипотеза о том, что просмотр телепередачи «Игра» не повышает показатели стрессоустойчивости у студентов-психологов подтвердилась. Это обусловлено тем, что респондентам был предоставлен просмотр только 1 выпуска телепередачи и для того, чтобы повысить стрессоустойчивость студентов-психологов необходимо проводить коррекционную работу и обучать методам саморегуляции.

Литература:

  1. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 336с. — ISBN 978–5–388–00542–7. — Текст: непосредственный
  2. Прохоров, А. О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / А. О. Прохоров. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 480 с. — ISBN 5–9268–0288–1. — Текст: непосредственный.
  3. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М. — 2011. — 667 с. — ISBN 978–5–94648–092–5. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): влияние просмотра телепередачи, экспериментальная группа, контрольная группа, учебно-профессиональная деятельность студентов-психологов, выходная диагностика, помощь t-критерия, просмотр телепередачи, учебно-профессиональная деятельность.


Задать вопрос