Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу» на социальную фрустрированность и тревожность студентов-психологов

Психология
17.12.2021
107
Поделиться
Библиографическое описание
Дворцова, Е. В. Влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу» на социальную фрустрированность и тревожность студентов-психологов / Е. В. Дворцова, В. В. Кружилин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86936/.


В данной статье представлен краткий обзор экспериментального исследования на тему «Влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу» на социальную фрустрированность и тревожность студентов-психологов.

На современном этапе развития общества возрастают требования к системе образования, качеству подготовки профессионалов и уровню сформированности их профессионально-значимых качеств, которые в значительной степени закладываются на вузовском этапе профессиональной подготовки (стадия «адепта»).

В учебно-профессиональной деятельности студенты-психологи сталкиваются с рядом проблем, детерминирующих социальную фрустрированность. В основном, это проблемы оптимального усвоения программы обучения, которая отличается сложностью в понимании психологических феноменов, закономерностей и механизмов. Несовершенство программы, выбор либерального подхода в рамках профессионального воспитания студентов-психологов обостряет проблему социальной фрустрированности. Включенность всех участников учебно-профессиональной деятельности в образовательный процесс способствует наиболее эффективному усвоению программы и нивелированию социальной фрустрированности студентов-психологов.

Тревожность в учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов несет немаловажную роль. Давно известно, что незначительная степень переживаний за свое профессиональное становление является пусковым механизмом к дальнейшему развитию. Но если эти переживания проявляются в виде ожидания неблагоприятного исхода событий, то это способствует снижению эффективности учебно-профессиональной деятельности. Поэтому студентам-психологам важно научиться справляться с собственной тревогой для более успешного выполнения своей будущей

Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что просмотр документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» снижает показатели социальной фрустрированности и ситуативной тревожности студентов-психологов.

Задачи исследования:

  1. Провести психологический анализ учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.
  2. Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния документальных сериалов на социальную фрустрированность и тревожность студентов-психологов.
  3. Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
  4. Разработать эксперимент по исследованию влияния документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» на студентов-психологов.
  5. Провести первичную диагностику социальной фрустрированности и тревожности у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
  6. После просмотра документального сериала провести вторичную диагностику социальной фрустрированности и тревожности у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
  7. Выявить влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» на социальную фрустрированность и тревожность студентов-психологов.

Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, экспериментальный метод, метод математико-статистической обработки данных — оценка достоверности отличий (t-критерий Стьюдента).

Методики:

  1. «Шкала социальной фрустрированности» Л. И. Вассермана (в адаптации В. В. Бойко) [1].
  2. «Шкала тревоги» Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина) [2].
  3. «Шкала проявлений тревоги» Тейлора (в адаптации В. Г. Норакидзе) [3].

Выборка: 34 студента-психолога Кузбасского гуманитарно-педагогического института «Кемеровский государственный университет», обучающиеся по специальности «Психология служебной деятельности». Из них 10 студентов в экспериментальной группе и 24 в контрольной.

Основные результаты экспериментального исследования:

Для выявления влияния просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» нами был составлен квазиэкспериментальный план исследования для двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия, согласно которому расчет оценки достоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Данные расчеты представлены в таблице 1.


Таблица 1

Эффективность влияния просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» на социальную фрустрированность (СФ) и тревожность (СТ, ЛТ, Т) студентов-психологов

Авторы методик

Вассерман

Спилбергер

Тейлор

Вассерман

Спилбергер

Тейлор

Экспериментальная группа

Шкалы

СФ до

СТ до

ЛТ до

Т до

Эксперимент

СФ после

СТ после

ЛТ после

Т после

∆СФ

∆СТ

∆ЛТ

∆Т

Ср. арифм

1,26

37,70

40,00

20,20

1,43

54,30

46,10

21,40

0,17

16,60

6,10

1,20

Ср. кв. откл.

0,58

7,75

4,67

9,37

0,91

12,48

11,42

9,92

0,46

13,38

8,81

4,61

Контрольная группа

Шкалы

СФ до

СТ до

ЛТ до

Т до

Лекция

СФ после

СТ после

ЛТ после

Т после

∆СФ

∆СТ

∆ЛТ

∆Т

Ср. арифм

1,07

36,83

37,50

17,96

1,13

33,95

38,39

18,17

0,01

-1,77

0,27

-0,30

Ср. кв. откл.

0,42

11,68

8,27

5,75

0,50

9,01

9,86

6,27

0,12

4,68

3,17

1,26

t-критерий Стьюдента

-1,04

-4,23

-2,03

-1,02

р — уровень значимости

0,001


Согласно таблице 1, можно сделать вывод, что было выявлено значимое различие в дельта-значении при помощи t-критерия Стьюдента по показателю «ситуативная тревожность» (СТ) между контрольной и экспериментальной группами. Так, у нас получилось, что = -4,23 больше = 3,62 (на уровне значимости р≤0,001). В таком случае мы можем заключить, что просмотр документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» повлиял на ситуативную тревожность студентов-психологов, повысив ее показатели (об этом нам говорит разница показателей между СТ (до) и СТ (после) в контрольной группе).

В ходе исследования не было выявлено статистически значимых различий при помощи t-критерия Стьюдента между дельта значениями по показателям «социальная фрустрированность» (СТ), «личностная тревожность» (ЛТ) и «тревожность» (Т) в контрольной и экспериментальной группах. В таком случае, мы можем сделать вывод, что просмотр документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» не повлиял на социальную фрустрированность и личностную тревожность (тревожность по Тейлору) студентов-психологов. Это может быть связано с тем, что социальная фрустрированность и личностная тревожность (тревожность по Тейлору) довольно устойчивые психологические явления, которые не поддаются влиянию одним лишь просмотром документального сериала.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об опровержении нашей гипотезы о том, что просмотр документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет убийцу» снижает показатели социальной фрустрированности и ситуативной тревожности студентов-психологов. Это, скорее всего, связано с тем, что документальный сериал, который мы взяли в качестве независимой переменной содержит в себе сцены насилия и в целом повествует о том «жизненном пути» убийцы, который он прошел, показаны его жертвы и способы их убийства. Также показаны те чувства людей, которые были не равнодушны к сложившейся ситуации в интернете. Все это оказало статистически значимое влияние на ситуативную тревожность студентов-психологов, так как личность студентов-психологов эмпатична, и участники эксперимента не могли не сопереживать происходящему на экране.

Литература:

  1. Бойко, В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. — Москва: Питер, 2008. — 409 с. — ISBN 978–5–91180–760–3. — Текст: непосредственный.
  2. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. — Москва: ЭКСМО, 2005. — 414 с. — ISBN 5–699–13698–3. — Текст: непосредственный.
  3. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие / Е. И. Рогов. — Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2008. — 476 с. — ISBN 978–5–305–00050–4. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 441-443):
Часть 7 (стр. 413-479)
Расположение в файле:
стр. 413стр. 441-443стр. 479

Молодой учёный