Актуальность темы исследования. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, являются одними из наиболее часто совершаемых административных правонарушений, чье число увеличивается с каждым годом. Этим они и притягивают интерес многих исследователей.
Несмотря на то, что такой вид административных правонарушений перенял основные черты, свойственные всем административным правонарушениям, все же он имеет свои отличительные признаки и черты. Их исследование представляется очень важным, поскольку оно позволяет выделить сущность таких правонарушений и усмотреть основную проблематику в части назначения мер административной ответственности за правонарушения, направленные против общественного порядка и общественной безопасности.
Целью данной статьи является анализ основных признаков административных правонарушений, направленных против общественного порядка и безопасности.
Ключевые слова: общественный порядок и общественная безопасность, административные правонарушения, должностные лица, уполномоченные органы, признаки административных правонарушений
В первую очередь, необходимо обозначить, что правонарушения, направленные против общественного порядка и общественной безопасности, посягает на все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства. Данные правонарушения затрагивают сферу трудовых и взаимосвязанных с ними отношений, интеллектуальную, творческую и многие другие сферы.
По мнению отечественного ученного К. Г. Прокофьева, административные правонарушения, направленные против общественного порядка и общественной безопасности, выступают катализатором для населения [6, c. 146]. Так, они обуславливают отсутствие защищенности, нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне. Все это приводит к недовольству населения.
В целом, можно сказать, что основными объектами таких правонарушений являются общественный порядок и общественная безопасность. Можно предположить, что особого внимания заслуживает то, что в качестве субъектов административных правонарушений, расположенных законодателем в главе 20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1], в зависимости от их конкретного состава могут признаваться как физические, так и юридические лица. Вместе с этим, отметим, что в некоторых статьях конкретизируется субъект административного правонарушения, то есть выделяется специальный субъект. Например, статья 20.2 Кодекса предусматривает ответственность для организаторов и участников собраний, митингов, демонстраций, шествий либо пикетирования [1].
Условно, все правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренные главой 20 Кодекса об административных правонарушения, условно можно разделить на следующие группировки:
— нарушения, связанные с использованием оружия, его хранением, изготовление и распространением;
— нарушения предписаний при возникновении чрезвычайного положения, пожарной безопасности и гражданской обороны;
— нарушения, которые затрагивают непосредственно общественный порядок и нравственность;
— незаконное использование специальных технических средств в ходе осуществления деятельности, которая предназначена для негласного получения информации [2. c/ 269].
Необходимо отметить, что большинство исследователей к признакам категории «общественный порядок», который является объектом посягательств анализируемого вида правонарушений, относит общественное место. Как следствие, место совершения административного правонарушения является факультативным признаком состава административных правонарушений в сфере общественного порядка. В это же время, в действующем законодательстве понятие «общественное место» не закреплено. Это является одной из существующих проблем в исследуемой области.
Отечественные правоведы неоднократно подчеркивали, что отсутствие в законодательстве признаков общественного места нельзя признать удовлетворительным, так как от точного определения такого понятия зависит и эффективность работы полиции по предупреждению административных правонарушений, и обеспечение прав граждан. Место совершения административного правонарушения может напрямую сказаться на квалификации противоправного деяния [3, c. 143].
Если говорить об административной ответственности за правонарушения, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность, то она обладает сразу несколькими признаками: общими признаками, которые характерны для административной ответственности в целом, и специфическими признаками, которые свойственны только тому виду правонарушений. По этой причине такие правонарушения считаются специфическим проявления посягательств правонарушителей на общественный порядок и общественную безопасность.
Основанием для применения мер административной ответственности является административное правонарушение. Характерным признаком, свойственным административному правонарушению, является его общественная опасность. Так, административное правонарушение поведение физического, должностного либо юридического лица может оцениваться только тогда, когда оно представляется угрозу, охраняемым законом, общественным отношениям [5, c. 155].
В рамках проводимого исследования отметим, что существует ряд признаков административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, о которых граждане, как правило, не знают. Более того, сами процессуально-правовые основы административной ответственности за такие правонарушения требуют разъяснений. Рассмотрим самые распространенные категории правонарушений, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность, и их признаки.
Например, одним из наиболее часто совершаемых административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, является мелкое хулиганство, предусмотренное статьей 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Под данным правонарушением понимается нарушение общественного порядка, которое выражается в явном неуважении к обществу в сопровождении с нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением либо повреждением чужого имущества.
Под явным неуважением лица к обществу понимается умышленное нарушение общепризнанных норм и правил поведения, которое продиктовано желанием правонарушителя противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. Например, правонарушитель может демонстративно выяснить личные неприязненные отношений в общественном месте [4, c. 154].
Под нецензурной бранью в общественных местах понимается проявление неуважения к людям и общественной нравственности, выражающееся в стремлении оскорбить гражданина.
Под уничтожением или повреждением чужого имущества подразумевается порча одежды и личных вещей в процессе драки, поломка деревьев, сооружений, торговых палаток и так далее.
Таким образом, признаками такого правонарушения, направленного против общественного порядка, являются неуважение к обществу, нецензурная брань, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.
Вторым распространенным видом административного правонарушения является потребление, распитие алкогольной продукции в запрещенных местах или потребление наркотических средств либо психотропных веществ в общественных местах, что предусмотрено статьей 20.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Особое внимание необходимо обратить на то, что факт распития алкогольной продукции начинается с момента открытия бутылки, и то обстоятельство, сделало ли то или иное лицо глоток или нет, не будет иметь никакого значения. Здесь важным признаком является, непредусмотренное для целей потребления алкогольной продукции, общественное место.
Не будет считаться правонарушением потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у индивидуальных предпринимателей при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания [2, c. 270].
Наконец, к числу наиболее часто совершаемых правонарушений, направленных против общественного порядка и общественной безопасности, относится правонарушение, предусмотренное статьей 20.21 Кодекса об административных правонарушениях [1], которое предполагает появление в общественных местах в состоянии опьянения, что оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность. Причем под состояние опьянения понимается не только алкогольное, но и наркотическое, и токсическое опьянение.
Говоря о состоянии, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, подразумевает неопрятный внешний вид, отсутствие координации, помеха передвижения других граждан и тому подобное. Все это и составляет признаки данного вида административного правонарушения.
Так, можно сказать, что административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, обладают общими признаками и специфическими признаками. К числу общих признаков, свойственных все видам административных правонарушений, относятся виновность, вредность, противоправность и наказуемость. Специфические признаки характерны для каждого в отдельности взятого вида административного правонарушения, направленного против общественного порядка и общественной безопасности. Но каждому такому правонарушению свойственны наличие общественного места и общественная опасность.
В завершении необходимо отметить, что административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, хоть и является довольно узким направлением административных правонарушений, по сравнению с другими направлениями административных правонарушений, но ответственность за их совершение обладает своими специфическими особенностями и нюансами. Более того, именно на данный вид административных правонарушений приходится наибольшей количество противоправных деяний.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Антонова Л. Б. О возможных направлениях совершенствования законодательства об административной ответственности за правонарушения, направленные против общественного порядка и общественной безопасности // Вестник Воронежского института МВД России. 2020. № 4. С. 265–271.
- Мурылева Е. А. Охрана общественного порядка и общественной безопасности, как ведущее направление административной деятельности правоохранительных органов // Научные исследования и современное образование. 2019. С. 143–144.
- Пантелеева Л. Ю. Меры административной ответственности по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и безопасность // Молодежная наука. 2021. С. 151–156.
- Пантелеева Л. Ю. Меры административной ответственности по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и безопасность // Молодежная наука. 2021. С. 151–156.
- Прокофьев К. Г. К вопросу об основаниях административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность // Социально-политические науки. 2019. № 5. С. 148–151.