Скорочтение. Плюсы и минусы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: 1300 раз

Библиографическое описание:

Туманова, А. Д. Скорочтение. Плюсы и минусы / А. Д. Туманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 474-477. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86928/ (дата обращения: 27.10.2024).



Практика скорочтения очень популярна тем, что посредством диагонального чтения или чтения по главным словам можно в короткий срок прочесть произведения, за несколько минут поняв основной их смысл. В процессе скорочтения существует особая техника «скорого чтения», основным не менее особым его элементом является чтение по диагонали , обусловленное «выхватыванием» ключевых слов из нескольких страниц от точки мысленной диагонали до обусловленного читателем «поля зрения», что будет составлять общую картинку прочитанного фрагмента. Способы скорочтения можно рассмотреть на рис.1, рис.2, рис.3, рис.4.

Диагональное чтение

Рис. 1. Диагональное чтение

Способ диагонального чтения «Диагональ»

Рис. 2. Способ диагонального чтения «Диагональ»

Способ диагонального чтения «Крест-накрест»

Рис. 3. Способ диагонального чтения «Крест-накрест»

Способ диагонального чтения «Зигзаг»

Рис. 4. Способ диагонального чтения «Зигзаг»

Данные способы диагонального чтения способствуют концентрации «подетального» внимания человека на фрагментарные особенности текста и «подетального» восприятия происходящего в тексте. Этому сопутствуют специальные тренировки чтения на скорость и время, напрямую взаимосвязанные с самим процессом скорочтения. Скорочтению учат с раннего возраста в подготовительных общеобразовательных или частных организациях (онлайн-школа «Фоксфорд»). Однако данный процесс может внедряться и в любом другом возрасте, но значительно тяжелее он будет даваться взрослым, нежели детям. Благодаря занятиям скорочтения у ребёнка развиваются способности к быстрому выделению определённой информации в тексте, развитию скорости мыслей, более чёткой формулировке основной замысла прочитанного. Исходя из этого ребёнку будет легче всего работать с обширным объёмом информации, в значительно короткие сроки её обрабатывать.

Однако по некоторым исследованиям главный минус скорочтения заключается в том, что ребёнок лишает себя ярких красок, острых ощущений, воодушевление от прочитанного, в первую очередь, литературного произведения — того самого источника, которым люди пользуются часто. Используя навык скорочтения, главная информация поступает к человеку в мозг без всяких эффектов, в несколько «сухом» формате, без каких-либо второстепенных членов предложения, дающих значительную живость происходящему в произведении: дополнений, обстоятельств, прилагательных и прочих тропов и фигур речи, свойственных большинству художественных произведений. В морально-психологическом плане ребёнок не испытывает эмоционального подъёма от прочитанного. В когнитивном плане — замедленность мыслительных реакций, зауженный кругозор. В чувственном плане — отсутствие особого настроения, более глубокого интереса и чистой ярко выраженной симпатии от прочитанного произведения. Из перечисленных недостатков напрашивается вывод, что увлечение процессом скорочтения и повсеместного его использования в образовательных целях ограничивает интеллектуальный и эмоционально-чувственный аспект психологической составляющей личности.

Скорочтение всё же находит своё экспериментальное распространение не только в прочтении и усвоении информации из художественных произведений, но и из документов, учебных пособий, научных материалов и т. д. Психологом, социологом и автором книг для родителей Юлией Василькиной отмечается, что «Скорочтение — это просто инструмент, он подходит не для всех текстов. Оно идеально для «многоводных» текстов в СМИ или для непрофильных предметов. Но его сложно рекомендовать для художественной литературы, чтения юридической и другой документации, профессиональной литературы. Скорочтение подходит не всем. Есть люди, которым оно потенциально не полезно. Иногда встречаются трудности при попытке включить «обычный» режим чтения. … насколько скорочтение подходит для полноценного прочтения литературного произведения? Мое мнение — ни на сколько. Медленное чтение наполняет текст эмоциями, проживанием с героями чего-то своего. При скорочтении текст холодный, эмоционально пустой, мертвый. … Рекомендация не учитывает разности учеников. Визуалы, может, и освоят скорочтение, а вот аудиалы и кинестетики потеряют больше, чем обретут». Таковы суждения опытного психолога и социолога [1].

Среди групп 2 курса факультета филологии КГПИ КемГУ был произведён опрос, обозначающий проблему скорочтения. В ходе опроса студентам были заданы главные вопросы, касающиеся эффективности скорочтения и видов работы, для которых применение данного метода приемлемо. Результаты опроса можно рассмотреть на рис. 5.

Опрос студентов 2-го курса факультета филологии КГПИ КемГУ о проблеме скорочтения

Рис. 5. Опрос студентов 2-го курса факультета филологии КГПИ КемГУ о проблеме скорочтения

Исходя из полученных результатов проведённого опроса, можно увидеть, что большинство студентов гуманитарных направлений (75 %) не видят эффективности в осуществляемом методе скорочтения, в то время как меньшинство (25 %) поддерживает его эффективность. На вопрос о видах работы, для которых процесс скорочтения будет приемлемым, были выявлены следующие ответы студентов гуманитарных направлений факультета филологии КГПИ КемГУ:

1. Для учебной работы — 50 %.

2. Для работы с документами — 25 %.

3. Ни для какой работы не полезен — 25 %.

Варианты ответов: «для работы с художественными произведениями» и «для научной работы» открытыми, из чего делаем вывод, что приоритетным для студентов скорочтение в данных видах работы не является, как и в целом сама его эффективность. Это исходит из педагогических требований к будущим филологам к поступательному освоению информации без внедрения методов диагонального прочитывания, в первую очередь, художественных и научных текстов [2].

Таким образом, вывод о сущности скорочтения, его плюсах и минусах можно заключить, исходя из цитаты известного советского литературоведа и общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Каждый человек обязан (я подчеркиваю — обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. … Основной, (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития — чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы. … Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определённым областям культуры необходимо развивать в себе. интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. … Опасность чтения — это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания». [3]

Литература:

  1. Не вредны ли для психики курсы скорочтения? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psyh.ru/ne-vredny-li-dlya-psihiki-kursy-skorochteniya/ (дата обращения: 15.12.2021)
  2. Скорочтение. Опрос [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.google.com/forms/d/1l9PQxUmL0u2zbqbiFA7OTGUkiO61xg1yxjJOVqkRl68/edit (дата обращения: 15.12.2021)
  3. Любите читать. Д. С. Лихачёв [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rado70school.ru/mi-uchimsya/dobrie-soveti-uchaschimsya/06–09–2010-lyubite-chitat-d-s-lihachev.html (дата обращения: 15.12.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): диагональное чтение, скорочтение, вид работы, интеллектуальное развитие, литературное произведение, проблема скорочтения, произведение, процесс скорочтения, текст, чтение.


Задать вопрос