Психологические особенности подростков, увлеченных сетевыми компьютерными играми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 14.12.2021

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Габдрахманова, Э. С. Психологические особенности подростков, увлеченных сетевыми компьютерными играми / Э. С. Габдрахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86843/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье представлены результаты исследования деструктивных тенденций, в частности, сравнительный анализ агрессивного поведения подростков, увлекающихся компьютерными играми и подростков, не увлекающихся компьютерными играми. По результатам исследования на малой выборке (20 человек) были обнаружены в большей степени выраженности деструктивные тенденции у подростков, увлекающихся компьютерными играми.

Ключевые слова: интернет, компьютерные игры, стратегические компьютерные игры, подростки, агрессивное поведение .

Создание человечеством электронно-вычислительных машин (компьютеров), а впоследствии изобретение всемирной паутины — Интернета стало знаковым рубежом в цивилизационном развитии человечества, которые охватили образование, медицину, промышленность, вооруженные силы, СМИ, связь, финансовые и административные структуры и т. д., иными словами — все сферы деятельности человечества. Люди используют компьютер и возможности Интернета на рабочем месте и в быту, в очереди и в пути, — всюду и в любое время суток [2]. Все это вошло в нашу жизнь, став неотъемлемым инструментальным атрибутом существования бесконечного числа людей, нашего менталитета, часто не осознавая данного факта, не понимая зависимости от работоспособности «железа» и функциональности программного обеспечения. Можно сказать, человек активно овладевает новой, виртуальной средой своего существования, что не может не сказаться на активном пользователе [3].

В наши дни ребенок с дошкольного возраста овладевает компьютером и становится постоянным посетителем Интернет-пространства, где, главным образом, предметами их интереса являются компьютерные игры и социальные сети, которые заметно влияют на психические структуры ребенка любого возраста, на социально-психологические аспекты его существования среди людей, что делает весьма актуальным исследование таких влияний [2].

В исследовании принимало участие 20 школьников подросткового возраста. Возраст испытуемых в пределах 13–14 лет, что соответствует учащимся восьмых классов. МБОУ Школа № 154 г. Самары предоставила нам базу для организации и проведения исследования в рамках данной курсовой работы.

Подростки были отобраны в нашу выборку по критерию: любители компьютерных игр — стратегий, и подростки, которые не испытывают особого влечения к компьютерным играм. Важно отметить, что первая группа — увлеченных, была набрана без специальных усилий, что нельзя сказать о второй подгруппе — не увлеченных компьютерными играми. Данный факт говорит о популярности компьютерных игр в подростковой среде. Для большей достоверности сравнительных результатов мы уровняли подгруппы по численному составу. Таким образом, в каждой подгруппе было по десять школьников.

Психологическая диагностика осуществлялась с использование известного, надежного и стандартизированного опросника А. Басса-Дарки. Согласно такому пониманию феноменологии, в тесте-опроснике восемь субшкал, отражающие выраженность агрессии: физическая агрессия (нападение); косвенная агрессия; раздражительность; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувства вины (добавочная шкала).

Мы обследовали наших испытуемых-подростков с помощью данного инструментария, в попытке обнаружить и измерить уровень их агрессивности. Для сравнения мы повторили ту же процедуру с подростками (вторая группа), не замеченными в увлеченности компьютерными играми.

Количественные результаты тестирования подростков, увлеченных компьютерными играми, указывают на то, что: физическая агрессия (7,94) немного выраженнее косвенной агрессии (7,00), причем уровень обеих выше нормативно-усредненного. То есть, испытуемые первой группы в определенной конфликтной ситуации использовать средства физического воздействия, но иногда готовы проявить враждебность через информационную искаженность, клевету, распространяя слухи, через варварство и пр.

Высоки показатели, касающиеся таких агрессивных свойств, как, как раздражительность (8,88), негативистичность (4,33), обидчивость(7,55), вербальная агрессивность(8,22), что указывает на выраженную реактивность подростков, обусловленную низкими сенсорно-перцептивными порогами, на готовности к сильному аффекту при слабых негативных стимулах, когда выраженная злоба, негодование, тахикардия и усиление вентиляции, мышечная напряженность возможны при резком освещении, звуковом сигнале, действиях окружающих, собственных умозаключениях; к тому же они могут кроме того, испытуемым свойственно беспричинно негативистичное отношение к сторонним инициативам, «роковая борьба за попранную справедливость», оскорбительная активность и т. д., кроме того, околовербальные аффективные эквиваленты (крикливость, визгливость, психомоторика, интонационные особенности и т. п.) или вербальные выражения (оскорбительные, угрожающие высказывания и т. п.) в адрес оппонента.

На нормативно-среднем уровне проявлены подозрительность (6,27) — недоверчивость, малообоснованная убежденность во вредных умыслах людей, страхи по поводу обманутости, скрытность.

Невысокий уровень агрессивных тенденций касается эмоции виновности (2,44), где особо не наблюдается совестливость, отрицательные чувства по поводу последствий своего поведения.

Количественные результаты тестирования подростков, составивших вторую группу, т. е. не увлеченных компьютерными играми, указывают на то, что данные по физической агрессии (5,5) немного превосходят данные по косвенной агрессии (4,33), при этом и те, и другие, в отличие данных по первой группе, стали ниже, в пределах умеренных значений. Таким образом, эта группа менее ориентирована действия физического характера в конфликтах, и в меньшей степени — на враждебность через информационную искаженность, клевету, распространяя слухи, через варварство и пр.

Следующие составляющие агрессии: раздражение (6,77), негативистичность (4,22), обидчивость (5,33), словесная агрессивность (5,94) в этой группе обнаруживаются в менее выраженных показателях, но остаются при этом в коридоре высоких (раздражительность, негативистичность) и средне-высоких (обидчивость, словесная агрессивность) значений, что говорит, в целом, об относительно сниженной эмоциональности «контрольных» подростков, но они, как и испытуемые первой группы (хоть и в меньшей степени) готовы на выраженную реактивность, обусловленную низкими сенсорно-перцептивными порогами, к сильному аффекту при слабых негативных стимулах, когда выраженная злоба, негодование, тахикардия и усиление вентиляции, мышечная напряженность возможны при резком освещении, звуковом сигнале, действиях окружающих, собственных умозаключениях; к тому же испытуемым свойственно беспричинно негативистичное отношение к сторонним инициативам, «роковая борьба за попранную справедливость», оскорбительная активность и т. д., кроме того, им тоже свойственны околовербальные аффективные эквиваленты (крикливость, визгливость, психомоторика, интонационные особенности и т. п.) или вербальные выражения (оскорбительные, угрожающие высказывания и т. п.) в адрес оппонента.

Во второй группе, как и в первой, в пределах умеренно-нормативного коридора находится подозрительность (5,00), хоть и в меньшей мере; можно сказать, что и в данном случае у подростков имеет место недоверчивость, малообоснованная убежденность во вредных умыслах людей, страхи по поводу обманутости, скрытность.

В первой, как и второй группах испытуемых в пределах коридора низких значений находится переживание вины (3,66), где также особо не наблюдается совестливость, отрицательные чувства по поводу последствий своего поведения

Степень (индекс) враждебности (13,82), как и степень (индекс) агрессивности (32,04) у подростков, увлеченных компьютерными играми, расположены в границах завышенных величин. У них преобладают поведенческие тенденции нанесения оппонентам ущерба, гневливость, озлобленность, необоснованные образы враждебного мира людей, угрожающего их благосостоянию, формируя негативные мировоззренческие установки относительно социума.

Степень (индекс) враждебности (10,33), как и степень (индекс) агрессивности (22,54) у подростков, увлеченных компьютерными играми, расположены, в отличие от первой группы, в границах завышенных умеренных величин. У этих подростков не настолько заметно продемонстрирован описанный выше деструктивный вектор поведения.

В конечном счете, мы пришли к тому, что параметры изучаемых деструктивных тенденций у подростков, увлеченных компьютерными играми, более выражены в абсолютных величинах, нежели у подростков, не увлеченных компьютерными играми, что может говорить о наличии некоторой вероятности влияния увлеченности компьютерными играми на их деструктивные особенности психики. А при наличии количественных данных возможно верифицировать такие рассуждения статистическими методами, в данном случае — критерием различения Манна-Уитни.

В итоге получены математические величины, отображенные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты статистической обработки данных с использованием Т-критерия Вилкоксона

Переменные

Результат

ФА (1) и ФА (2)

U = 6 при p≤0.01

КА (1) и КА (2)

U = 0 p≤0.01

Р(1) и Р (2)

U = 5,5 p≤0.01

Н (1) и Н (2)

U = 78,5

О (1) и О (2)

U = 6,5 p≤0.01

П (1) и П(2)

U = 15 p≤0.01

ВА (1) и ВА (2)

U = 5 p≤0.01

ЧВ (1) и ЧВ (2)

U = 21 p≤0.01

ИВ (1) и ИВ (2)

U = 0 p≤0.01

ИА (1) и ИВ (2)

U = 0 p≤0.01

Из табличных показателей видно, что статистически значимые различения найдены практически по всем составляющим агрессивных проявлений у обследованных подростков (физической агрессии U = 6, вербальной агрессии U = 5, косвенной агрессии U = 0, раздражительности U = 5,5, подозрительности U = 15, обиды U = 6,5, чувства вины U = 21), а также по более обобщенным характеристикам (агрессивность U = 0 и враждебность U = 0) — значимы, кроме негативизма (U = 78,5).

В итоге нами обнаружена специфичность деструктивных тенденций у подростков, увлеченных компьютерными играми.

Изучение личностных особенностей субъектов, увлеченных компьютерными играми (категориальных и диспозиционных структур личности, в частности) поможет при выявлении признаков игровой компьютерной зависимости и психологических механизмов её формирования. Исследования систем представлений о мире компьютерной игры, в свою очередь, позволит получить материал, значимый для анализа как психологических проблем отдельного индивида, так и мировосприятия играющих как группы. Более того, прояснение конкретных психологических закономерностей, связывающих личностные особенности и особенности игрового поведения даст новые возможности для диагностики личности и воздействия на неё в коррекционных или обучающих целях.

Литература:

  1. Евстигнеева, Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: дисс. на соиск. ученой степ, док. псих, наук / Ю. М. Евстигнеева. — М., — 2003.
  2. Иванов, М. С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции / М. С. Иванов //Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, — 2004. — С. 368–374.
  3. Клименко, A. Ребенок и компьютерная реальность моделируемого мира / С. А. Клименко // Психология и ее приложения, ежегод. Рос. псих, общества. — М., — 2002. — Т.9 Вып.1. — С.78–86.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, косвенная агрессия, подросток, физическая агрессия, группа, вербальная агрессия, вредный умысел людей, количественный результат тестирования подростков, малообоснованная убежденность, повод последствий.


Ключевые слова

Интернет, подростки, компьютерные игры, агрессивное поведение, стратегические компьютерные игры

Похожие статьи

Особенности восприятия эмоционального содержания музыки взрослыми людьми и детьми дошкольного возраста

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление специфики эмоционального восприятия музыки взрослыми людьми и детьми дошкольного возраста. В работе были применены проективные методики, связанные с выбором цв...

Исследование эмоционального реагирования подростков, склонных к аутодеструктивному поведению

Статья посвящена изучению особенностей эмоциональных реакций у подростков с отклоняющимся поведением. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления эмоций подросткам в целом, а также подростка...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Билингвистический опыт как фактор развития воображения у детей дошкольного возраста

Авторами предпринята попытка исследовать влияние билингвистического опыта детей на развитие их воображения. Проведен сравнительный анализ дивергентного мышления у дошкольников, где в качестве испытуемых были две группы детей — владеющие двумя языками...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков

Статья исследует влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков. Авторы провели психологическое исследование, чтобы выявить как игровой контент влияет на эмоциональное состояние детей. Значимым для исследования является выявление осо...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Влияние когнитивных способностей на формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста

В данной статье отражены результаты изучения степени влияния когнитивных способностей на формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста на примере Частного учреждения дополнительного образования «Центр обучения Толмач» г. Ханты-Ма...

Похожие статьи

Особенности восприятия эмоционального содержания музыки взрослыми людьми и детьми дошкольного возраста

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление специфики эмоционального восприятия музыки взрослыми людьми и детьми дошкольного возраста. В работе были применены проективные методики, связанные с выбором цв...

Исследование эмоционального реагирования подростков, склонных к аутодеструктивному поведению

Статья посвящена изучению особенностей эмоциональных реакций у подростков с отклоняющимся поведением. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления эмоций подросткам в целом, а также подростка...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Билингвистический опыт как фактор развития воображения у детей дошкольного возраста

Авторами предпринята попытка исследовать влияние билингвистического опыта детей на развитие их воображения. Проведен сравнительный анализ дивергентного мышления у дошкольников, где в качестве испытуемых были две группы детей — владеющие двумя языками...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков

Статья исследует влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков. Авторы провели психологическое исследование, чтобы выявить как игровой контент влияет на эмоциональное состояние детей. Значимым для исследования является выявление осо...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Влияние когнитивных способностей на формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста

В данной статье отражены результаты изучения степени влияния когнитивных способностей на формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста на примере Частного учреждения дополнительного образования «Центр обучения Толмач» г. Ханты-Ма...

Задать вопрос