Игровая деятельность в жизни дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кутепова, Ю. А. Игровая деятельность в жизни дошкольника / Ю. А. Кутепова, А. А. Лащенко, А. А. Здоровец, Е. А. Ломакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86795/ (дата обращения: 20.01.2022).



В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками.

Ключевые слова: игра, дидактическая игра, академическая игра, дошкольный возраст, воображение, память, моторика, метапредметность

This article discusses the role of play activity in the development of preschool children. The psychological and pedagogical literature on this issue is analyzed, various options for organizing play activities with preschoolers are presented.

Keywords: game, didactic game, academic game, preschool age, imagination, memory, motor skills, meta-subject

Игра — это процесс, стимулирующий и развивающий ребёнка, помогающий ему выразить свои личностные качества. Ребёнок может брать на себя роль организатора, участника, инициатора и это благотворно сказывается на способности ребёнка к социализации, а также помогает ему вырабатывать и улучшать коммуникативные навыки.

«Игра — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить»5.

Также игра стимулирует у ребёнка желание приобретать новые знания, развивает способность логически мыслить, развивает память и воображение.

Игра приучает ребёнка трудиться для достижения результата и находить не очевидные выходы для успеха в игре, а также и это положительно сказывается вовлечение в работу, так как, ребёнок сам не осознает, что обучается и получает от этого исключительно положительные эмоции, что является важнейшей мотивацией для него 4.

Функции игровой деятельности заключаются в достижении ребёнком максимальной коммуникации и освоением новых навыков общения. Также игра помогает создать условия для самопознания, в которых ребёнок будет корректировать свое поведение в зависимости от окружающих, вдобавок игра способствует самореализации, так как создает все условия для творческого подхода к решению поставленных задач.

Игра имеет и терапевтические свойства, так как она помогает преодолевать затруднения учебной деятельности и повышает концентрацию внимания ребёнка на обучение в игровой форме.

Это создает положительную мотивацию для учебного познания, способствует концентрированию интеллектуальных усилий, а также вызывает эмоциональный отклик у детей, что способствует развитию эмпатии.

Но, чтобы это имело положительный эффект на обучающегося, школьник должен войти в игровое состояние азарта и вовлеченности. Только в этом случае он будет проявлять интерес к её содержанию, подчиняться правилам игры и целенаправленно действовать для получения положительного в ней результата.

Применение игры в обучающейся практике доказывает, что она является одной из наиболее эффективных форм обучения детей, так как способствуют развитию аналитического мышления и помогают заниматься образовательным процессом с максимальным вовлечением учащегося.

Уроки-игры обеспечивают увлекательную деятельность, которая может помочь игрокам учиться, приобретать новые навыки и менять отношение к предмету, у ученика, как правило, появляется интерес к предмету. Ключевой вопрос для игр заключается в том, как они могут сочетать взаимодействие, которое обеспечивают игры, с эффективным обучением. Психологи накопили огромное количество теоретических и практических знаний об обучении, вовлечении и поведении, а также о ряде методов их изучения, которые могут помочь в разработке более последовательного подхода к пониманию предмета.

Как же должен проходить урок в форме игры, по мнению психологов? Существует множество различных мнений, к примеру, некоторые российские, а также зарубежные специалисты данной области предлагают различные методы, необходимо учесть и психологические особенности учеников, дать необходимое время для подготовки. В связи с тем, что обучающиеся имеют различный уровень стрессовой восприимчивости и каждому необходимо разное время для подготовки.

Игры оказывают значительное влияние на развитие памяти, процессов внимания, вербальной и числовой беглости, рассуждений и творческих навыков. Академические игры могут быть использованы в качестве инструмента на различных этапах процесса обучения: в начале урока как элемент мотивации, во время урока как другое дополнение, или просто в конце урока как пересмотр или коррекционное обучение 1.

Приоритетным является не создание игр, а психодидактическая рефлексия по этому поводу и другие задействованные аспекты эффективности создаваемой рекреационной деятельности. Этот опыт обучения основан на Играх и онлайн-создании рекреационных мероприятий.

Игровые функции, облегчающие обучение:

— дети могут принять новую идентичность с расширенной приверженностью себя;

— интерактивность — дошкольники должны выполнить действие, чтобы получить обратную связь;

— позволяет детям учиться на неудачах;

— содержимое может быть скомпоновано в хорошо упорядоченные задачи;

— дети могут учиться, делать до тех пор, пока они не станут компетентны в данном вопросе;

— преимущества наиболее выражены с цифровыми гаджетами, поскольку они привыкли быстро получать информацию, графический текст;

— дошкольники часто не могут перейти на следующий уровень, если навык не изучен.

Занятия с применением игр действительно развивают детей как психологически, так и практически. Во-первых, занятие проходит интереснее для детей, и поэтому более продуктивно. Дети развивают в ходе урока множество качеств в себе, это и саморазвитие, и актерские способности, и осведомленность в реальной жизни.

Во-вторых, дошкольники развивают в себе практические знания, которые они смогут применить в реальной жизни.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.

«Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, игры-забавы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они- в нормах поведения воспроизводимых героев»3. Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации.

«Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

— Игры-путешествия.

— Игры-поручения.

— Игры-предположения.

— Игры-загадки.

— Игры-беседы (игры-диалоги)»2.

Педагогический компонент должен быть четко определен, необходимо иметь планирование-рефлексию относительно целей, содержания и стратегий обучения, адаптированных к этапам развития ребенка. Игры оказывают значительное влияние на развитие памяти, процессов внимания, вербальной и числовой беглости, рассуждений и творческих навыков. Академические игры могут быть использованы в качестве инструмента на различных этапах процесса обучения: в начале урока как элемент мотивации, во время урока как другое дополнение, или просто в конце урока как пересмотр или коррекционное обучение.

Литература:

  1. Ефремова Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании / Н. Ф. Ефремова. — Р. н/Д. 2010. — С. 26.
  2. Газман О. С. Харитонова Н. Е. В школу с игрой. Москва, 1991.
  3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение. 2009.
  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1985. — 160 с.
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991. — 223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая деятельность, время урока, дошкольный возраст, значительное влияние, качество инструмента, коррекционное обучение, различный этап процесса обучения, реальная жизнь, числовая беглость.


Задать вопрос