Системный подход к оценке комплаенс-рисков: теоретические и методические аспекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 08.12.2021

Статья просмотрена: 697 раз

Библиографическое описание:

Левина, А. А. Системный подход к оценке комплаенс-рисков: теоретические и методические аспекты / А. А. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 246-250. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86552/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье рассматривается сущность понятия комплаенс-функции и системы комплаенса, обосновывается целесообразность применения системного подхода к оценке комплаенс-рисков компаний как эффективного инструмента повышения конкурентных преимуществ предприятия в условиях динамично меняющихся факторов внешней среды. Особое внимание в статье уделяется средствам идентификации, анализа и визуализации комплаенс-рисков компаний в виде матрицы рисков и карты рисков.

Ключевые слова: системный подход, функция комплаенса, система комплаенса, виды комплаенса, оценка рисков, комплаенс-риски, матрица комплаенс-рисков.

В современных условиях глобальной экономики, характеризующейся высокой изменчивостью факторов, связанных с правовым регулированием, социальным восприятием, финансовым состоянием крупных хозяйствующих субъектов, перед компаниями возникает важнейшая задача построения эффективной системы управления рисками и внутреннего контроллинга.

Анализ опыта хозяйственной деятельности крупных международных компаний позволяет сделать вывод, что для решения заявленной задачи более чем подходит реализация функции комплаенса в организации.

Под функциями организаций в научной литературе принято понимать основные направления деятельности, обеспечивающие ее функционирование. В этом контексте комплаенс функцию следует рассматривать как направление регулирования деятельности компании, ориентированное на предотвращение возможных рисков и потерь компании вследствие нарушения норм и правил.

Комплаенс в целом можно охарактеризовать как внутриорганизационную систему, обеспечивающую соответствие деятельности организации параметрам институционального пространства, в рамках которого она функционирует, законодательным нормам, стандартам саморегулируемых и иных общественных организаций, внутрикорпоративным стандартам, инструкциям и кодексам поведения, этическим нормам, обычаям делового оборота [2].

С точки зрения риск-менеджмента компании под комплаенсом следует понимать часть системы внутреннего контроля, объектом управления которого являются комплаенс-риски, а целью — обеспечение устойчивого развития предприятия [3].

На сегодняшний день комплаенс широко применяется в странах системы общего права, где хорошо развиты бизнес-культура, открытость и декларирование поведения участников рынка [1].

В российском законодательстве не содержится единого и общепринятого подхода к понятию «комплаенс». Регулирование существует на уровне подзаконных правовых актов в некоторых сферах бизнеса (например, банковской сфере) или на локальном уровне в крупных коммерческих организациях с участием иностранного капитала [4]. Отдельные элементы системы комплаенса содержатся в федеральных законах «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ и «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Изучение опыта реализации комплаенс функции в крупных зарубежных и отечественных компаниях позволило нам выявить направления комплаенса, а именно: антикоррупционный, антимонопольный, экологический, репутационный, этический, комплаенс в сфере закупок, информационный и др.

Функция комплаенса должна реализовываться в ходе разработки и внедрения комплексной системы комплаенса в рамках системного подхода. Системный подход при изучении какого-либо объекта ориентирован на углубленное исследование целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных связей.

В связи с этим внедрение системы комплаенса в хозяйственную деятельность компаний подразумевает учет основных направлений комплаенса предприятия, а не только антимонопольного и антикоррупционного. Организация эффективной системы комплаенса, ее планомерное развитие непосредственно влияет на повышение конкурентных преимуществ компаний, в том числе обеспечивает повышение целостности [1].

В структуре комплексной системы комплаенса принято выделять процессные, технологические и организационные элементы, наличие которых предопределено нормативными актами и законами или внутренними правилами и процедурами [5]. Однако все эти элементы так или иначе связаны с управлением комплаенс-рисками.

Неотъемлемым этапом процесса разработки и внедрения системы комплаенса в организации является оценка рисков. Именно с оценки рисков следует приступать при непосредственной реализации функции комплаенса.

Под комплаенс-риском принято понимать риск возникновения финансовых, репутационных и др. потерь вследствие несоблюдения законодательства, стандартов саморегулируемых организаций (СРО) и внутренних правил и требований организации. Целью оценки комплаенс-рисков выступает идентификация рисков, а также определение приоритетов: какие риски требуют первоочередного реагирования, наибольших резервов по их предотвращению или снижению их влияния.

Идентификация и первичный анализ комплаенс-рисков осуществляется либо по результатам проверок контролирующих органов, либо в процессе самодиагностики рисков организации, что является более предпочтительным.

Системный подход к оценке комплаенс-рисков включает следующие методические шаги (этапы):

  1. Определение критериев оценки рисков на основе характера требований контролирующих органов (антимонопольных, антикоррупционных), а также учета факторов внутренней и внешней среды (ближнего и дальнего окружения) организации.
  2. Описание и классификация выявленных комплаенс-рисков и построение карты рисков. Карта комплаенс-рисков может включать описание риска, причины и условия его возникновения.
  3. Выявление степени (уровня) комплаенс-рисков по выбранным критериям: определение вероятности наступления, тяжести воздействия и др.
  4. Ранжирование комплаенс-рисков по приоритету и их визуализация в виде карты рисков или матрицы рисков.

Пример представления комплаенс-рисков отражен на рисунке 1.

Матрица комплаенс-рисков организации (пример): Величина возможных потерь AI, AII, ВI — зона неопасных рисков; AIII, ВII, СI — зона допустимых рисков; ВIII, CIII, СII — зона опасных рисков

Рис. 1. Матрица комплаенс-рисков организации (пример): Величина возможных потерь AI, AII, ВI — зона неопасных рисков; AIII, ВII, СI — зона допустимых рисков; ВIII, CIII, СII — зона опасных рисков

Помимо этого, для полноты характеристики выявленных комплаенс-рисков и степени их значимости можно представить их в виде полярной карты рисков, дающей общую оценку значимости конкретных рисков (Рис. 2).

Полярная карта комплаенс-рисков организации (пример) Полярная карта комплаенс-рисков организации (пример)

Рис. 2. Полярная карта комплаенс-рисков организации (пример)

  1. Определение инструментов и мероприятий по управлению конкретными комплаенс-рисками организации и представление комплексной карты управления рисками или паспорта рисков (таблица 1).

Таблица 1

Комплексная карта (паспорт) комплаенс-рисков организации

Наименование

риска

Краткое

описание

Владелец риска

(отдел)

Оценка риска до выполнения

Мероприятия по управлению рисками

Оценка риска после выполнения

Вероятность

Последствия

Общая оценка

Описание

Срок

Ответственный за выполнение

Вероятность

Последствия

Общая оценка

Системное управление комплаенс-рисками в современных условиях требует учета следующих компонентов [7]:

– требования рынка к надежности и безопасности предприятий;

– степень регулирования операций предприятий со стороны надзорных органов;

– четкость/размытость большинства функций на предприятии (степень формализации функций);

– сложность организационной структуры предприятия;

– требования к защите прав потребителей;

– необходимость противодействия коррупции;

– степень монопольной власти компании;

– следование этическим нормам, правилам делового оборота в деятельности компании.

При системном подходе к реализации комплаенс-функции в организации анализ и оценка комплаенс-рисков позволяет установить релевантность данных рисков деятельности конкретной компании, а также определить степень управляемости выявленных рисков и соответствия выбранных инструментов и мероприятий по предотвращению возникновения или минимизации последствия определенных рисков.

Ввиду высокой турбулентности факторов внешней среды оценка и переоценка комплаенс-рисков должна осуществляться на регулярной основе, что позволит повысить гибкость и адаптивность внедренной в компании системы комплаенса в процессе реализации функции комплаенса.

Литература:

  1. Головин С. В., Луценко М. С., Шендрикова О. О. Вопросы организации комплаенс-контроля в условиях цифровой экономики // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2021. — № 2. — С. 15–26.
  2. Борзаков Д. В., Демиденко И. В. Внедрение функций комплаенс-менеджмента в аптечных организациях // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2020. — № 1. — С. 32–39.
  3. Кожина В. О. Комплаенс-контроль в деятельности организаций // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2019. — Т. 9. — № 11–1. — С. 166–172.
  4. Попондопуло В. Д., Петров Д. А. Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков и профилактики правонарушений // Вестник СПбГУ. — 2020. — Т. 11. — № 1. — С. 102–114.
  5. Валиев В. Х. Комплаенс-функция в современных предприятиях придорожного сервиса как один из эффективных методов управления рисками // Современные проблемы науки и образования — 2015. № 2 (Часть 2). — 31.08.2015 — Сетевое издание. — URL: https: // www. science — education.ru.pdf2015/2–2 (дата обращения: 18.11.2021).
  6. Бондаренко Ю. Эффективное управление compliance-рисками: системный подход и критический анализ // Корпоративный юрист. — 2008. — № 6. — С. 29–32.
  7. Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А., Вишняков А. А. Комплаенс-риски в менеджменте организации // Вестник Сыктывкарского государственного университета — Серия: Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. — 2018. — № 1. — С. 20–27.
Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, риск, внешняя среда, оценка рисков, AII, AIII, CIII, деловой оборот, комплексная система, общая оценка.


Ключевые слова

оценка рисков, системный подход, виды комплаенса, функция комплаенса, система комплаенса, комплаенс-риски, матрица комплаенс-рисков

Похожие статьи

Внедрение системы комплаенса в крупных российских компаниях: перспективы и ключевые проблемы

В статье рассматривается сущность понятия комплаенса и комплаенс-функции, характеризуются основные виды комплаенс-рисков; обосновывается необходимость внедрения системы комплаенса в деятельность крупных российских компаний и корпораций несмотря на зн...

Анализ кредитоспособности ссудозаемщика — физического лица: зарубежный и российский опыт

Исследование посвящено изучению методов и подходов к анализу кредитоспособности физических лиц, применяемые как в зарубежных, так и в российских финансовых организациях. Рассмотрены критерии оценки кредитоспособности, такие как кредитная история, дох...

Применение метода морфологического анализа при разработке веб-проектов

При разработке веб-проектов этап прототипирования интерфейса является неотъемлемой и важной частью модели жизненного цикла всего интернет-проекта. Актуальной проблемой при проектировании прототипов является генерирование всех возможных вариантов реше...

Локализация и эффективность веб-сайта

В статье рассматривается процесс создания веб-сайта с позиций эффективности с учётом его дальнейшего масштабирования, выбора корректной модели локализации, с целью оптимизации затрат и получения максимальной эффективности. Целью исследования было выя...

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры

В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес -модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса,...

Термин «креативная концепция» как база взаимодействия бизнеса и специалистов по маркетингу и рекламе

Широкое внедрение информационных технологий в отрасль маркетинга и рекламы расширяет профессиональную терминологию. Непонимание бизнесом терминологии вызывает искаженное представление о технологических процессах, что сказывается на эффективности комм...

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах,...

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений в бизнес-анализе

В статье рассмотрены основные механизмы CVP-анализа, даны главные определения технологии CVP-анализа, а также определены условия применения CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений, выявлены и перечислены основные задачи метода, ...

Похожие статьи

Внедрение системы комплаенса в крупных российских компаниях: перспективы и ключевые проблемы

В статье рассматривается сущность понятия комплаенса и комплаенс-функции, характеризуются основные виды комплаенс-рисков; обосновывается необходимость внедрения системы комплаенса в деятельность крупных российских компаний и корпораций несмотря на зн...

Анализ кредитоспособности ссудозаемщика — физического лица: зарубежный и российский опыт

Исследование посвящено изучению методов и подходов к анализу кредитоспособности физических лиц, применяемые как в зарубежных, так и в российских финансовых организациях. Рассмотрены критерии оценки кредитоспособности, такие как кредитная история, дох...

Применение метода морфологического анализа при разработке веб-проектов

При разработке веб-проектов этап прототипирования интерфейса является неотъемлемой и важной частью модели жизненного цикла всего интернет-проекта. Актуальной проблемой при проектировании прототипов является генерирование всех возможных вариантов реше...

Локализация и эффективность веб-сайта

В статье рассматривается процесс создания веб-сайта с позиций эффективности с учётом его дальнейшего масштабирования, выбора корректной модели локализации, с целью оптимизации затрат и получения максимальной эффективности. Целью исследования было выя...

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры

В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес -модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса,...

Термин «креативная концепция» как база взаимодействия бизнеса и специалистов по маркетингу и рекламе

Широкое внедрение информационных технологий в отрасль маркетинга и рекламы расширяет профессиональную терминологию. Непонимание бизнесом терминологии вызывает искаженное представление о технологических процессах, что сказывается на эффективности комм...

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах,...

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений в бизнес-анализе

В статье рассмотрены основные механизмы CVP-анализа, даны главные определения технологии CVP-анализа, а также определены условия применения CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений, выявлены и перечислены основные задачи метода, ...

Задать вопрос