Транспортное средство как источник повышенной опасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 06.12.2021

Статья просмотрена: 1850 раз

Библиографическое описание:

Беззубёнков, Д. А. Транспортное средство как источник повышенной опасности / Д. А. Беззубёнков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86451/ (дата обращения: 05.05.2024).



В данной статье рассмотрено одно из деликатных обязательств , а именно источник повышенной опасности в виде транспортных средств. Были рассмотрены особенности ответственности за вред, причинённый транспортным средством как источник повышенной опасности.

Ключевые слова: источник повышенной опасности, транспортное средство, субъект ответственности, вред.

На этапе современного развития и становления общества в любом государстве наличие практически у каждого гражданина транспортного средства уже стало обыденностью и не вызывает какого-либо удивления. Управляя транспортным средством, человек может преодолевать огромные расстояния, потратив на это малое количество времени и сил, будь это поездка на море или в магазин за продуктами. Несмотря на позитивные моменты, как показывает практика, транспортное средство является источником повышенной опасности, в связи с воздействием на человека, в результате которого возможны телесные повреждения различной степени тяжести, включая жертвы, а также имущественный вред [1].

В российском законодательстве под источником повышенной опасности понимается любая деятельность, которая создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами [2].

В статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации приводится примерный перечень источников повышенной опасности. Это связано с тем, что при постоянном неостанавливающемся развитии техники невозможно обозначить исчерпывающий перечень видов деятельности, создающий повышенную опасность. Чаще всего правила статьи 1079 Гражданского Кодекса применятся тогда, когда вред причинён при использовании транспортных средств. Под транспортным средством (далее ТС) в российском законодательстве принято понимать как устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нём [3]. Сложившееся судебная практика относит к ТС автомобили, мотоциклы, мопеды, троллейбусы, трамваи и иные дорожные транспортные средства (включая прицепы и полуприцепы), электровозы, тепловозы и тому подобное.

Рассматривая транспортное средство как источник повышенной опасности, необходимо более подробно исследовать состав деяния, а именно его элементы: субъект ответственности, его вина, а также процедуру возмещения такого вреда

Анализируя статью 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, можно сказать, что субъектом ответственности является владелец источника повышенной опасности, а именно организация или гражданин, эксплуатирующий источник повышенной опасности в силу права собственности, права хозяйственного владения, оперативного управления либо по другим основания, предусмотренным законодательством.

С учётом гражданского законодательства и сложившееся судебной практики можно выделить следующие особенности касательно субъектов ответственности, являющихся владельцами ТС как источника повышенной опасности:

— Из анализа ст.1068 и ст.1079 ГК РФ следует что не несёт ответственности за вред перед потерпевшим лицо, которое управляло источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем данного источника (например, шофёр, машинист). Если ТС передано организацией работнику по договору аренды, но с учётом того, что договор аренды является формой организации трудовых отношений, то ответственность за причинённый вред должна нести организация как владелец данного источника. В соответствии с изложенным приведу пример из судебной практики. Так согласно решению Пинежского районного суда № 2–135/2017 от 22 мая 2017 г. в удовлетворении исковых требований Абдуллаева Э. С. к Богданову М. А. о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, компенсации морального вреда, а также убытков на составление экспертного заключения и судебных расходов, отказать, вследствие того, что гражданин Богданов М. А. является ненадлежащем ответчиком, так как дорожно-транспортное происшествие допущено Богдановым М. А. при исполнении трудовых обязанностей на автомобиле, владельцем которого являлся работодатель — ООО «АНГМ» [4].

— Если лицо управляло ТС по своему усмотрению и с ведома собственника (в том числе на основании доверенности), тогда именно данное лицо, а не собственник будет отвечать за причинённый вред. В Постановлении Пленума Верховного Суда от 26 января 2010 г. № 1 в п.20 указал что в случае, если лицо управляло ТС на основании доверенности, то он признаётся законным владельцем данного ТС, но с некой оговоркой на то, что если доверенность на право управление ТС передано по заданию, или в интересах другого лица, за выполнение которого он получает вознаграждение, то такая доверенность является доказательством наличия трудовых или гражданско-правовых отношений, что говорит о том, что данное лицо является лишь участником дорожного движения, но не владельцем источника повышенной опасности [5].

— Из анализа договора аренды ТС, которое регулируется главой 34 ГК РФ, можно сказать, что если ТС передается в во временное владение и пользование без экипажа, то ответственность в данном случае будет нести арендатор, но если арендодатель передает ТС во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по технической эксплуатации, т. е. аренда ТС с экипажем, то в данном случае ответственность за вред будет нести не арендатор, а арендодатель. В дальнейшем арендодатель вправе предъявить регрессивное требование о возмещение вреда, если докажет, что вред возник по вине арендатора.

— Лицо, которое управляло ТС без доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии его собственника или иного законного владельца, используется ТС на законных основаниях и будет нести ответственность за причинённый вред. Это объясняется тем, что правила дорожного движения допускают возможность передачи управления ТС без доверенности, но в присутствии собственника или иного законного владельца. В случае если лицо, управляющее ТС в силу трудовых отношений с его владельцем, передает в своём присутствии управление им другому лицу, то ответственность будет нести собственник автомобиля.

Касательно вины субъекта ответственности можно выделить его особенность, поскольку в составе данного правонарушения отсутствует одни из обязательных элементов, а именно вина. Красавчиков О. А. рассматривает это как то, что вина существует априори, формируясь фактическим или юридическим обладанием вещью и, следовательно, вина владельца источника повышенной опасности возникает с момента возникновения права собственности или иного вещного права на данный источник [6, c. 116–151].

В случаях причинения вреда несколькими источниками повышенной опасности в результате их взаимодействия, следует различать два случая:

— Если вред причинён третьим лицам, то в данном случае здесь имеет место совместное причинение вреда т. е. действие двух или нескольких лиц, находящихся в причинной связи с наступившими вредными последствиями и, следовательно, причинители вреда будут нести солидарную ответственность, что и указано в ст.1080 ГК РФ. При этом суд при рассмотрении дела может применить к лицам, причинившим вред, долевую ответственность при наличии двух условий: есть заявление потерпевшего о возложении ответственности в долях и, если это соответствует интересам потерпевшего.

— Если же вред возник в результате взаимодействия источников повышенной опасности и вред был причинён владельцами друг другу, то необходимо в данном случае исходить из общих оснований ответственности, которые установлены ст.1064 ГК РФ. В этом случае будет учитываться вина владельцев, и суд при учёте вины должен дать оценку действий данных участников происшествия с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения, наличие или отсутствия причинно-следственной связи между нарушением данных правил и последствием.

Так как мы рассматриваем ТС как источник повышенной опасности, необходимо выделить особенность, связанную с обязательным страхованием. В соответствии с Федеральный законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» каждый владелец ТС должен застраховать свой риск гражданской отнесенности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортного средства. С учётом разъяснении Верховного суда, суд при рассмотрении дела, связанного с причинением вреда источником повышенной опасности, вправе привлечь к участию в деле страховую организацию, и если сумма возмещения вреда не превышает размер страховой выплаты, то данная сумма может быть взыскана со страховщика. Если же размер страховой выплаты полостью не возмещает вред, то недостающую часть возмещает сам владелец ТС.

Таким образом, с учётом вышеизложенного можно сказать, что природа источника повышенной опасности имеет множество особенностей, которые необходимо учитывать при обращения в суд с целью возмещения вреда, это может касаться любых источников, в том числе и рассмотренными нами транспортных средств. Развитие технологий и доступности ТС любому гражданину вызывает необходимость в выработке правовых норм, регулирующих тонкие моменты, связанные с транспортным средовом, при необходимости учитывать особенности, разбираться в тонкости, их правовой проблематике.

Литература:

  1. Головизнин А. В. Некоторые аспекты ответственности за вред, причинённый источником повышенной опасности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, 2013. № 11–2
  2. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. № 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья»
  3. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ
  4. Решение № 2–135/2017 от 22 мая 2017 г. по делу № 2–135/2017// https://sudact.ru/regular/doc/xmWofynHJ6HR/ (дата обращения:16.11.2021)
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина
  6. Красавчиков О. А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. Москва: Юрид. лит., 1966. 289 с.).
Основные термины (генерируются автоматически): повышенная опасность, транспортное средство, источник, вред, ГК РФ, лицо, субъект ответственности, Гражданский кодекс, дорожное движение, законный владелец.


Похожие статьи

Субъекты гражданско-правовой ответственности, возникающей...

Ключевые слова: беспилотные транспортные средства, причинение вреда, гражданско-правовая ответственность, источник повышенной опасности, субъекты деликтной ответственности, искусственный интеллект. Внедрение систем беспилотного управления в транспортные средства в ближайшем будущем повлечет изменения в регулировании гражданско-правовой ответственности, наступающей в результате деликтов. Становятся актуальными вопросы механизма и порядка возмещения вреда при ДТП с участием беспилотного транспортного средства, субъектного состава деликтной ответственности, установления условий наступления гражданско-правовой ответственности в подобных ситуациях.

Ответственность за вред, причиненный источником...

Ключевые слова : гражданское законодательство, деликты, возмещение вреда, источник повышенной опасности. На сегодняшний день одной из наиболее актуальной в рамках гражданского права выступает проблема, связанная с регулированием вопросов ответственности.

Так, в суд обратился О. с иском к С. о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, указывая, что 28.11.2019 года, около 10 часов 00 минут, произошло ДТП, в ходе которого водитель С., управлявшая автомобилем Вольво ХС60 не выбрала безопасный боковой интервал и допустила столкновение с автомобилем Рено Сандеро, принадлежащим О., под управлением которого данное транспортное средство и находилось.

Ответственность водителя за дорожно-транспортные...

1) механическое транспортное средствоисточник повышенной опасности. Беря на себя управление ТС, человек априори должен быть готов к аварийным ситуациям, а также должен уметь их предотвращать; 2) перед получением права на управление транспортным средством все водители в обязательном порядке проходят обучение в автошколе, где им преподают не только практические знания, но и теоретические. В частности, теоретическая часть экзамена на право управления ТС включает в себя знания не только ПДД (которые полностью отражены в постановлении Правительства № 1090 от 23.10.1993 г.), но и правила безопасности дорожного движения (БДД) (например, действия в случае заноса автомобиля и т. д.). Это, в свою очередь, означает, что водитель всегда подготовлен к различным ситуациям, которые могут произойти на.

Возмещение вреда, причиненного источником повышенной...

В ст.1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) указан примерный перечень источников повышенной опасности. [1] Это объясняется тем, что при регулярном развитии техники невозможно обозначить исчерпывающий перечень видов деятельности

Суд не признал в такой ситуации автомобиль источником повышенной опасности. Главную роль при рассмотрении суда сыграло отсутствие такого признака источника повышенной опасности, как невозможность полного контроля за проявлением вредоносного свойства».

В ГК РФ изложены подходы к пониманию гражданско-правовой ответственности. П.2 ст.164 говорит о том, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине и «законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при...

О возмещении вреда, причиненного деятельностью, создающей...

В Постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» [3] говорится, что под этим признаётся любая деятельность, за которой вероятен высокий риск причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны лица, которое за него отвечает. Но стоит учитывать, что не признаётся источником повышенной опасности стрельба из оружия. Сам же вопрос о возмещении вреда содержится в самой статье, где прямо говорится о том, что вред возмещает владелец источника повышенной опасности, при том условии, если он неспособен доказать, что данный вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Взаимодействие норм административного и гражданского...

Взаимодействие норм административного и гражданского законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Как гражданская, так и административная ответственность основываются на строгом соблюдении принципа законности и не ставят своей целью унизить человеческое достоинство правонарушителя, причинить ему физические страдания либо нанести вред деловой репутации юридического лица.

В рамках КоАП РФ употребляет понятие «наказание», которое отсутствует в Гражданском кодексе РФ [1]. Кроме того, административное законодательство предусматривает возможность применения гораздо более строгих мер ответственности, чем ГК РФ, в том числе: конфискация орудия или предмета административного правонарушения; лишение специального права и административный арест.

Теоретический анализ понятия источника повышенной...

В российском гражданском законодательстве об источнике повышенной опасности упоминается практически только в диспозициях ст. 1079 Гражданского кодекса РФ [2]. В Кодексе, однако, отсутствует определение сущности такого понятия, как источник повышенной опасности.

Реформа гражданского законодательства Союза ССР, проведенная в начале 60-х годов прошлого столетия, в целом не затронула конструкцию возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, но уточнила перечень обязанных лиц, а именно: транспортные организации, промышленные предприятия, стройки

Так, например, из содержания ст. 1079 ГК РФ следует, что ответственность владельца источника повышенной опасности за причиненный им вред ограничена непреодолимой силой и умыслом потерпевшего.

Обстоятельства, исключающие ответственность владельца...

Обстоятельства, исключающие ответственность владельца источника повышенной опасности за причиненный вред. Автор: Карева Елизавета Владимировна. Рубрика: Юриспруденция.

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ [1] «юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред.

Пределы возложения обязанности возмещения вреда...

Ключевые слова: возмещение вреда, источник повышенной опасности, пределы ответственности. «Ответственность владельца источника повышенной опасности оказывается тем пробным камнем, на котором проверяется любая теория гражданско-правовой ответственности» [16]. Отчасти как институт обычного права, институт компенсации морального вреда в российском гражданском праве является одной из частей арсенала в цивилистической доктрине.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) закрепляет перечень условий, при которых при причинении морального вреда последует наступления гражданско-правовой ответственности [1]. Лицу причиняются физические или нравственные страдания.

Похожие статьи

Субъекты гражданско-правовой ответственности, возникающей...

Ключевые слова: беспилотные транспортные средства, причинение вреда, гражданско-правовая ответственность, источник повышенной опасности, субъекты деликтной ответственности, искусственный интеллект. Внедрение систем беспилотного управления в транспортные средства в ближайшем будущем повлечет изменения в регулировании гражданско-правовой ответственности, наступающей в результате деликтов. Становятся актуальными вопросы механизма и порядка возмещения вреда при ДТП с участием беспилотного транспортного средства, субъектного состава деликтной ответственности, установления условий наступления гражданско-правовой ответственности в подобных ситуациях.

Ответственность за вред, причиненный источником...

Ключевые слова : гражданское законодательство, деликты, возмещение вреда, источник повышенной опасности. На сегодняшний день одной из наиболее актуальной в рамках гражданского права выступает проблема, связанная с регулированием вопросов ответственности.

Так, в суд обратился О. с иском к С. о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, указывая, что 28.11.2019 года, около 10 часов 00 минут, произошло ДТП, в ходе которого водитель С., управлявшая автомобилем Вольво ХС60 не выбрала безопасный боковой интервал и допустила столкновение с автомобилем Рено Сандеро, принадлежащим О., под управлением которого данное транспортное средство и находилось.

Ответственность водителя за дорожно-транспортные...

1) механическое транспортное средствоисточник повышенной опасности. Беря на себя управление ТС, человек априори должен быть готов к аварийным ситуациям, а также должен уметь их предотвращать; 2) перед получением права на управление транспортным средством все водители в обязательном порядке проходят обучение в автошколе, где им преподают не только практические знания, но и теоретические. В частности, теоретическая часть экзамена на право управления ТС включает в себя знания не только ПДД (которые полностью отражены в постановлении Правительства № 1090 от 23.10.1993 г.), но и правила безопасности дорожного движения (БДД) (например, действия в случае заноса автомобиля и т. д.). Это, в свою очередь, означает, что водитель всегда подготовлен к различным ситуациям, которые могут произойти на.

Возмещение вреда, причиненного источником повышенной...

В ст.1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) указан примерный перечень источников повышенной опасности. [1] Это объясняется тем, что при регулярном развитии техники невозможно обозначить исчерпывающий перечень видов деятельности

Суд не признал в такой ситуации автомобиль источником повышенной опасности. Главную роль при рассмотрении суда сыграло отсутствие такого признака источника повышенной опасности, как невозможность полного контроля за проявлением вредоносного свойства».

В ГК РФ изложены подходы к пониманию гражданско-правовой ответственности. П.2 ст.164 говорит о том, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине и «законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при...

О возмещении вреда, причиненного деятельностью, создающей...

В Постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» [3] говорится, что под этим признаётся любая деятельность, за которой вероятен высокий риск причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны лица, которое за него отвечает. Но стоит учитывать, что не признаётся источником повышенной опасности стрельба из оружия. Сам же вопрос о возмещении вреда содержится в самой статье, где прямо говорится о том, что вред возмещает владелец источника повышенной опасности, при том условии, если он неспособен доказать, что данный вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Взаимодействие норм административного и гражданского...

Взаимодействие норм административного и гражданского законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Как гражданская, так и административная ответственность основываются на строгом соблюдении принципа законности и не ставят своей целью унизить человеческое достоинство правонарушителя, причинить ему физические страдания либо нанести вред деловой репутации юридического лица.

В рамках КоАП РФ употребляет понятие «наказание», которое отсутствует в Гражданском кодексе РФ [1]. Кроме того, административное законодательство предусматривает возможность применения гораздо более строгих мер ответственности, чем ГК РФ, в том числе: конфискация орудия или предмета административного правонарушения; лишение специального права и административный арест.

Теоретический анализ понятия источника повышенной...

В российском гражданском законодательстве об источнике повышенной опасности упоминается практически только в диспозициях ст. 1079 Гражданского кодекса РФ [2]. В Кодексе, однако, отсутствует определение сущности такого понятия, как источник повышенной опасности.

Реформа гражданского законодательства Союза ССР, проведенная в начале 60-х годов прошлого столетия, в целом не затронула конструкцию возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, но уточнила перечень обязанных лиц, а именно: транспортные организации, промышленные предприятия, стройки

Так, например, из содержания ст. 1079 ГК РФ следует, что ответственность владельца источника повышенной опасности за причиненный им вред ограничена непреодолимой силой и умыслом потерпевшего.

Обстоятельства, исключающие ответственность владельца...

Обстоятельства, исключающие ответственность владельца источника повышенной опасности за причиненный вред. Автор: Карева Елизавета Владимировна. Рубрика: Юриспруденция.

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ [1] «юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред.

Пределы возложения обязанности возмещения вреда...

Ключевые слова: возмещение вреда, источник повышенной опасности, пределы ответственности. «Ответственность владельца источника повышенной опасности оказывается тем пробным камнем, на котором проверяется любая теория гражданско-правовой ответственности» [16]. Отчасти как институт обычного права, институт компенсации морального вреда в российском гражданском праве является одной из частей арсенала в цивилистической доктрине.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) закрепляет перечень условий, при которых при причинении морального вреда последует наступления гражданско-правовой ответственности [1]. Лицу причиняются физические или нравственные страдания.

Задать вопрос