Субъекты гражданско-правовой ответственности, возникающей вследствие причинения вреда беспилотным транспортным средством | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (12) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.09.2019

Статья просмотрена: 453 раза

Библиографическое описание:

Пешкова, А. Е. Субъекты гражданско-правовой ответственности, возникающей вследствие причинения вреда беспилотным транспортным средством / А. Е. Пешкова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 5 (12). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/137/4428/ (дата обращения: 28.03.2024).



В настоящей статье рассматриваются аспекты правового регулирования гражданско-правовой ответственности, наступающей вследствие причинения вреда транспортным средством под управлением беспилотных систем. Поднимается вопрос о субъектах деликтной ответственности, их классификации в зависимости от причины возникновения дорожно-транспортного происшествия с участием беспилотника. В результате проведенного анализа, автор предлагает в системе деликтов выделить вред, причиненный беспилотным транспортным средством как отдельную группу специальных деликтов.

Ключевые слова: беспилотные транспортные средства, причинение вреда, гражданско-правовая ответственность, источник повышенной опасности, субъекты деликтной ответственности, искусственный интеллект.

Внедрение систем беспилотного управления в транспортные средства в ближайшем будущем повлечет изменения в регулировании гражданско-правовой ответственности, наступающей в результате деликтов. Становятся актуальными вопросы механизма и порядка возмещения вреда при ДТП с участием беспилотного транспортного средства, субъектного состава деликтной ответственности, установления условий наступления гражданско-правовой ответственности в подобных ситуациях. Именно поэтому уже сейчас необходимо пересматривать механизмы возмещения причиненного вреда источником повышенной опасности, совершенствуя существующий порядок, кроме того, важно проводить теоретические исследования в области использования беспилотных систем, контролируемых искусственным интеллектом, а также добавлять новые положения в законодательство, регулирующих принципиально новый круг общественных отношений.

Первые десятилетия XXI века ознаменовали прорыв в роботизации производства, идут разработки по внедрению устройств под управлением искусственного интеллекта в повседневную жизнь человека. Подобное стремительное развитие технологий беспилотных систем приобретает важное значение в освоении территорий, на которых нахождение человека затруднено, опасно или просто невозможно: космическое пространство, труднодоступные места на планете.

Определение понятия «беспилотное средство» зависит от среды использования данного средства (воздушная, морская, наземная), при этом выделяется его основная характеристика — отсутствие контроля со стороны человека. Так, в литературе даются по сути схожие определения беспилотного автотранспортного средства — «транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия человека» [4, с. 44].

В области регулирования воздушного законодательства был введен термин беспилотного воздушного судна. Согласно Воздушному кодексу РФ (п. 5 ст. 32 ВК РФ) беспилотное воздушное судно — это «воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)» [2]. Стоит отметить, данное понятие не охватывает случаи управления судном, когда пилот находится в кабине летательного аппарата, но при этом использует автоматическое управление.

На сегодняшний день идут масштабные разработки по внедрению беспилотных автотранспортных средств на дороги общего пользования. Известные автопроизводители, занимающие лидирующее положение на рынке, заявили, что к 2020 году количество беспилотных автомобилей в мире достигнет отметки 150 тысяч [7].

Скорое распространение беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования ожидается и в России. Так, в компании «Яндекс» сделали заявление, что к 2023 году будут перевозить пассажиров на беспилотных автомобилях, при этом в компании заявили о сотрудничестве с ГУП «Мосгортранс», что позволяет сделать вывод о скором внедрении общественного наземного транспорта под управлением искусственного интеллекта [6].

Беспилотные транспортные средства имеют ряд бесспорных достоинств.

Во-первых, централизованный автомобильный поток приведет к уменьшению числа аварий на дорогах, эффективному использованию автомобильного топлива, произойдет переход от горюче-смазочных материалов как вида топлива к более экологически чистому источнику энергии.

Во-вторых, станут возможными перевозки в районах, представляющих угрозу для жизни людей. Например, при возникновении стихийных бедствий или катастроф, вызванных антропогенным фактором, появится возможность оказать своевременную помощь населению, в короткие сроки устранить негативные последствия. Кроме того, подобные устройства продвинут исследования по изучению труднодоступных мест на планете.

В-третьих, отлаженная система беспилотного транспорта снизит финансовые затраты на перевозки в виду отсутствия надобности в услугах водителей, операторов по грузоперевозкам, сократит количество занятых в логистике.

В-четвертых, управление автомобилем не потребует умений и навыков вождения, как результат расширится круг лиц, способных самостоятельно передвигаться на транспорте.

Вместе с тем беспилотный транспорт обладает и рядом недостатков, которые тормозят внедрение беспилотной системы в массовое использование.

Во-первых, колоссальное сокращение рабочих мест по нескольким специальностям (таксисты, водители-экспедиторы, водители общественного транспорта и др.)

Во-вторых, безопасности программного обеспечения беспилотника угрожают возможные кибератаки, способные парализовать работу дорожного движения, вызывая угрозу жизни и здоровья людей.

В-третьих, при становлении системы беспилотного транспорта возможны проблемы с распознаванием предметов на дороге, особенно в неблагоприятных погодных условиях; могут возникнуть трудности с решением нестандартных ситуаций на дорогах, с которыми алгоритм системы не сталкивался. Кроме того, внедрение беспилотной системы управления на дороги общего пользования требует решения сложных задач в техническом аспекте, программном обеспечении, а также требует решения ряда этических вопросов.

Возникновение проблем с морально-этической составляющей неизбежно, поскольку в условиях дорожно-транспортного происшествия искусственный интеллект беспилотника столкнется с необходимостью выбрать кто пострадает (пожилой мужчина, беременная женщина или ребенок?), определить количество пострадавших из возможных, степень причинения вреда их здоровью или имуществу (как соотнести степень ущерба окружающим лицам с собственным автотранспортным средством и находящимися внутри пассажирами?).

Помимо перечисленных технических и этических трудностей, с которыми сталкивается беспилотное транспортное средство, существуют немаловажные проблемы юридического характера.

В первую очередь на законодательном уровне необходимо определить субъекта гражданско-правовой ответственности, механизм, основания и условия возложения ответственности в случае причинения вреда беспилотным транспортным средством. Регламентация деликтной ответственности по существующим нормам Гражданского кодекса РФ не представляется возможным, поэтому требуется введение специальных норм, регулирующих данный тип правоотношений.

Возложение ответственности на лицо, вследствие действий которого беспилотным транспортным средством был нанесен вред, зависит от конкретной причины, вызвавшей ДТП. В связи с этим, круг ответственных лиц логично разделить на группы, в зависимости от причины, вызвавшей ДТП.

Первая группа лиц включает в себя компанию-разработчика компьютерной программы, на которой основана система беспилотника; определенный сотрудник, создавший код программы, приведший к ошибке; производитель автотранспортного средства; лица, отвечающие за безопасное функционирование программного обеспечения, его своевременное обновление. Данный круг субъектов подлежит деликтной ответственности в результате возникновения какой-либо ошибки в программном коде беспилотника, техническом дефекте самого транспортного средства, повлекшем ДТП. Информацию о причинах некорректной работы беспилотника можно будет получать из журнала записей бортового самописца.

Вторую группу составляют лица, владеющие беспилотным транспортным средством, если в одном лице не совпадает владелец и пассажир, то пассажир также подлежит ответственности как лицо, осуществляющее непосредственный контроль автомобиля. В данном случае идет речь о повлекших причинение вреда виновных действиях лица, под контролем которого находился беспилотный автомобиль. Например, использование беспилотника по истечении сроков текущего технического осмотра транспортного средства. Следует отметить, что аварийная ситуация на дороге может произойти по прямому умыслу владельца беспилотного автомобиля для совершения мошеннических схем в сфере страхования.

В третью группу лиц входят злоумышленники, осуществившие кибератаку на компьютерную программу беспилотника, незаконно перепрограммировав устройство, тем самым создали опасную ситуацию на дороге и причинили вред здоровью и имуществу окружающих. Уязвимость беспилотника к кибератакам представляет серьезную проблему, с которой столкнется общество, возможный массовый взлом транспортных средств может повлечь коллапс на дорогах, влекущий за собой колоссальное число жертв. Проблема осложняется тем, что выявить киберпреступников крайне трудно, как результат остается открытым вопрос о привлечении лиц по гражданско-правовым искам в подобных ситуациях.

По мнению автора статьи, при решении вопроса по установлению виновных лиц, вследствие чьих действий произошло ДТП с участием беспилотника, необходимо руководствоваться принципами законодательства о защите потребителя как слабой стороны правоотношений. Компания-разработчик программного обеспечения беспилотника является профессиональным участником рынка, владеет гораздо большим объемом информации о программе беспилотника, непосредственно самом транспортном средстве, разработчик более осведомлен о возможных рисках его использования, в связи с этим бремя доказывания вины пользователя беспилотником целесообразно возложить на производителя.

Однако П. М. Морхат справедливо отмечает, что «наблюдение за всеми пользователями и в случае необходимости вмешательство могут оказаться неосуществимыми или чрезмерно затратными для производителей, важно обеспечить, чтобы сами пользователи технологий и юнитов искусственного интеллекта были в достаточной степени заинтересованы принимать меры предосторожности и вкладываться в собственное обучение в этой области» [3, с. 47–48]. Безусловно, вождение беспилотных автотранспортных средств на дорогах общего пользования потребует прохождения специальных курсов по управлению беспилотником, сдачи экзаменов как на уровне теории, так и практики, регулярного продления действия прав для вождения беспилотным автомобилем.

Важным аспектом проблемы определения круга ответственных лиц является, по мнению О. А. Ястребова, «возросшая тенденция автономности искусственного интеллекта, а также увеличение числа случаев гибели людей в результате «принятия решений» таким интеллектом» [5, с. 49].

В условиях современной действительности искусственный интеллект уже способен учиться на собственном опыте и самостоятельно принимать решения, то есть при постановке задачи система выдает результат на основе собственного анализа введенных данных. Вместе с тем интересны заявления ученых, признающих, что не всегда понимают принцип, которым руководствуется искусственный интеллект при принятии решений. В случае если искусственный интеллект примет неправильное решение в конкретной ситуации, в связи с собственной ошибкой в расчетах, кто несет ответственность за просчет искусственного интеллекта, справедливо ли возлагать ответственность на компанию-разработчика?

В таком контексте проблема определения юридической ответственности при причинении вреда беспилотником приобретает новое направление, поскольку встает вопрос о правосубъектности искусственного интеллекта («электронного лица»).

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что внедрение беспилотных систем в массовое использование в ближайшем будущем потребует внесения новых положений в существующее нормативно-правовое регулирование деликтных правоотношений.

В первую очередь, необходимо закрепить на законодательном уровне понятие «беспилотное транспортное средство», поскольку определение данное в п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ по аналогии закона применять невозможно.

Во-вторых, введение беспилотных транспортных средств как нового источника повышенной опасности и приравнивание их к транспортным средствам представляется не совсем верным, поскольку особенностью ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности является то, что ответственность наступает независимо от вины владельца источника. По крайней мере, в процессе становления беспилотных транспортных систем на дорогах массового пользования необходимо выбрать иной подход к ответственности владельца беспилотного транспортного средства.

Регламентация гражданско-правовой ответственности в результате причинения вреда беспилотным транспортным средством требует расширить систему деликтов в гражданском праве. Помимо специального деликта, характеризующего причинение вреда источником повышенной опасности, необходимо добавить новый вид деликта, состоящий из группы обязательств по возмещению вреда, причиненного в результате использования беспилотных систем. Особенностью данного вида деликта станет принципиально новое средство причинения вреда — беспилотник под управлением искусственного интеллекта.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14‑ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;
  2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1383;
  3. Морхат П. М. Ответственность третьих лиц за совершение автономными юнитами искусственного интеллекта причиняющих вред действий // Государственная служба и кадры. 2018. № 3. С. 47–49;
  4. Тимошенко О. Б., Азаров А. В., Кириери Е. М., Енна Е. С. Беспилотный транспорт будущего // Молодой ученый. 2019. № 8.2. С. 44–46;
  5. Ястребов О. А. Правосубъектность электронного лица: теоретико-методологические подходы // Труды Института государства и права РАН. 2018. Том 13. № 2. С. 36–55;
  6. Беспилотники «Яндекса» начнут перевозить пассажиров в 2023 году [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2019/09/05/reg-cfo/bespilotniki-iandeksa-nachnut-perevozit-passazhirov-v-2023-godu.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https %3A %2F %2Fyandex.ru %2Fnews (дата обращения 06.09.2019);
  7. Когда беспилотные автомобили появятся на дорогах [Электронный ресурс] URL: https://bespilot.com/chastye-voprosy/kogda-ba-poyavyatsya-na-dorogakh (дата обращения 25.08.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, беспилотное транспортное средство, причинение вреда, гражданско-правовая ответственность, деликтная ответственность, повышенная опасность, дорога, общее пользование, программное обеспечение, беспилотный автомобиль.

Ключевые слова

искусственный интеллект, гражданско-правовая ответственность, источник повышенной опасности, беспилотные транспортные средства, причинение вреда, субъекты деликтной ответственности

Похожие статьи

Правовой режим беспилотных транспортных средств...

Это и искусственный интеллект, и навигационные технологии, и технологии

Умный беспилотный автомобиль StarLine успешно прошел испытание на подъезде к Крымскому

Об эксперименте по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования...

Беспилотный транспорт будущего | Статья в журнале...

Беспилотный автомобиль (робомобиль) — транспортное средство, оборудованное

Программное обеспечение беспилотного автомобиля может включать машинное зрение

С одной стороны, ошеломляющее количество собранных данных может значительно повысить...

Искусственный интеллект: возможности и необходимость его...

Если беспилотный автомобиль не застрахован, то ответственность несет автовладелец. В случае если авария произошла в результате

Обращаясь к гражданскому законодательству, беспилотные автомобили будут восприниматься как источник повышенной опасности...

Беспилотное управление транспортными средствами

Беспилотное управление транспортными средствами. Авторы: Долгий Павел Светославович, Немыкин Геннадий Иванович, Думитраш

Основные термины (генерируются автоматически): беспилотный транспорт, искусственный интеллект, беспилотное транспортное средство...

Беспилотный автомобиль, регистрирующий правонарушения на...

Анализируя безопасность на дорогах при эксплуатации беспилотников с различными системами управления, предлагается обеспечивать снижение риска дорожно-транспортных происшествий. Ключевые слова: беспилотный автомобиль, дороги, безопасность.

Правовая природа обязательства из причинения вреда...

Исследуется правовая природа обязательства, вытекающего из причинения вреда источником

повышенная опасность, гражданско-правовая ответственность, причинение вреда

Правовая сущность данного обязательства, являющегося деликтным, сводится к...

Беспилотный автомобильный транспорт | Статья в журнале...

Беспилотным транспортным средством, продемонстрировавшим работу «Станции мониторинга», стал

Повышение автономности транспортных средств требует решения вопросов повышения

Ключевые слова: беспилотный автомобиль, дороги, безопасность.

Основания ответственности за причинение вреда гражданину...

В гражданско-правовой ответственности так же можно выделить следующие виды

Форма и степень вины причинителя вреда в деликтных обязательствах не имеют принципиального

Гражданско-правовая ответственность причинителя вреда наступает и при умышленном...

Вопросы разграничения гражданско-правовой ответственности...

Проблема гражданско-правовой ответственности является дискуссионным и одним из

Транспортные уставы и кодексы идут в противовес Гражданскому кодексу РФ, что приводит к

повышенная опасность, гражданско-правовая ответственность, причинение вреда...

Похожие статьи

Правовой режим беспилотных транспортных средств...

Это и искусственный интеллект, и навигационные технологии, и технологии

Умный беспилотный автомобиль StarLine успешно прошел испытание на подъезде к Крымскому

Об эксперименте по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования...

Беспилотный транспорт будущего | Статья в журнале...

Беспилотный автомобиль (робомобиль) — транспортное средство, оборудованное

Программное обеспечение беспилотного автомобиля может включать машинное зрение

С одной стороны, ошеломляющее количество собранных данных может значительно повысить...

Искусственный интеллект: возможности и необходимость его...

Если беспилотный автомобиль не застрахован, то ответственность несет автовладелец. В случае если авария произошла в результате

Обращаясь к гражданскому законодательству, беспилотные автомобили будут восприниматься как источник повышенной опасности...

Беспилотное управление транспортными средствами

Беспилотное управление транспортными средствами. Авторы: Долгий Павел Светославович, Немыкин Геннадий Иванович, Думитраш

Основные термины (генерируются автоматически): беспилотный транспорт, искусственный интеллект, беспилотное транспортное средство...

Беспилотный автомобиль, регистрирующий правонарушения на...

Анализируя безопасность на дорогах при эксплуатации беспилотников с различными системами управления, предлагается обеспечивать снижение риска дорожно-транспортных происшествий. Ключевые слова: беспилотный автомобиль, дороги, безопасность.

Правовая природа обязательства из причинения вреда...

Исследуется правовая природа обязательства, вытекающего из причинения вреда источником

повышенная опасность, гражданско-правовая ответственность, причинение вреда

Правовая сущность данного обязательства, являющегося деликтным, сводится к...

Беспилотный автомобильный транспорт | Статья в журнале...

Беспилотным транспортным средством, продемонстрировавшим работу «Станции мониторинга», стал

Повышение автономности транспортных средств требует решения вопросов повышения

Ключевые слова: беспилотный автомобиль, дороги, безопасность.

Основания ответственности за причинение вреда гражданину...

В гражданско-правовой ответственности так же можно выделить следующие виды

Форма и степень вины причинителя вреда в деликтных обязательствах не имеют принципиального

Гражданско-правовая ответственность причинителя вреда наступает и при умышленном...

Вопросы разграничения гражданско-правовой ответственности...

Проблема гражданско-правовой ответственности является дискуссионным и одним из

Транспортные уставы и кодексы идут в противовес Гражданскому кодексу РФ, что приводит к

повышенная опасность, гражданско-правовая ответственность, причинение вреда...

Задать вопрос