Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 06.12.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Молько, А. В. Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе / А. В. Молько, С. Э. Исламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86288/ (дата обращения: 20.01.2022).



В настоящей статье выявляются и рассматриваются основные тенденции осмысления научно-методического опыта изучения басни как литературного жанра в начальной школе .

Ключевые слова: басня, литературный жанр, драматизация, текст, язык, дидактика.

Основы методик и изучения жанра басни доложили такие классики отечественной педагогики, как К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров, В. Я. Стоюнин, В. П. Острогорский, В. П. Шереметьевский, Н. Н. Щепетова и др. И в современном учебном процессе сохранилось обоснованное имя позиционирование басни как жанра дидактической словесности, т. е. художественно оформленной поучительной литературы, которая излагает в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи.

Сегодня в педагогической литературе обобщается опыт работы учителей-практиков, которые предлагают и другие подходы к изучению басен младшими школьниками (Г. Г. Митеханова, Н. Н. Каравайная, А. А. Пухлова, С. В. Ильенко, Е. Б. Иванова, Е. В. Потягайло, О. Л. Штукатурова и др.).

Одно из интересных и плодотворных направлений связано с использованием методического приёма драматизаций. Отмечается, что драматизация, позволяет детям лучше осмыслить истории басенных героев, предоставляет возможность прочувствовать отдельные сюжетные ситуации, басен, подготавливая роли, точнее понять главный замысел автора, его этическую позицию, что значимо для развития нравственных качеств личности [9, c.106].

В ряде публикаций современных исследователей-методистов чтению и анализу произведений басенного жанра стимулирует развития связной речной младших школьников, способствует формированию у них умения свободно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуальной ситуацией общений [8, c. 81].

На уроках в начальной школе выразительное чтение «наилучший путь в мир басен Крылова — чтение вслух, выразительное чтение. Дело в том, что читая их, мы в первую очередь слышим и голоса героев, и — главным образом голос самого автора, повествующего и о них и о нас, сколько бы далеко не уходили в прошлое Крылов и его басни» [3, c. 8].

В звучащем слове оживает голос самого автора — баснописца. Основная цель, которого — посмеяться над забавными героями, рассказать о своих переживаниях, указать на людские пороки. Для ее достижения используются обобщенные образы, которые представляют яркие, типичные характеры.

В жанровой поэтике присутствуют постоянные эпитеты, аллегории, зачины и повторы. И все это ярко предстает в звучащем слове [6, c.59].

А. А. Пухлова отмечает, что басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств. И констатирует, что основа изучения басенного жанра младшими школьниками — следующую принципы дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения [1, с.36].

В этом плане примечателен методический прием замены басенных выражений синонимичными (данная работа предлагается на этапе закрепления изученного материала в 3 классе, «Лебедь, рак и щука» А. И. Крылова). Дети находят синонимические выражения к таким словосочетаниям, как авозу все нет ходу (воз не двигается с места), из кожи лезут вон (очень стараются), объясняют понимание выражения «Да только воз и ныне там». Объяснения последнего выражения являются опорным для вопросов: что же помешало Лебедю, Щуке и Раку повести воз с поклажи? Подтвердите ваш ответ строчками из басни. Как вы думаете, почему И. А. Крылов, рассказывая историю про Лебедя, Щуку и Рака, употребляет в начале басни выражение «Когда в товарищах согласья нет…»? Подбором синонимических выражений учащиеся поясняют строки «На лад их дело не пойдет», «И выйдет из него не дело, только мука» и по просьбе учителя приводят очевидные примеры, когда коллективное дело будет ладиться, спорится [2, с. 62].

Для подготовки выразительного чтения предлагается разделить текст басни на структурные компоненты: мораль (читают как совет писателя людям); экспозиция (три строчки и завязка), повествующая о начале события (читают как рассказ об интересном происшествии); развитие действия (учащиеся интонацией показывают, что действия героев бесполезны, читают строчку медленно, с досадой); кульминация (выделяют слова, на которых нужно повысить голос и остановиться, — Лебедь-облака, Рак-назад, Щука-воду); развязка [5, с.55].

Еще один актуальный методический прием, отмеченный в педагогической литературе — составление кадров диафильма при помощи приема устного словесного рисования. Учащимся предлагается нарисовать 10–11 рисунков, соответствующих определенным строчкам текста и составить подписи, подбирая слова из басни. Такую работу лучше всего выполнять коллективно по микро-группам: каждая делает по 3–4 рисунка. На следующем уроке представители микро-группы выразительно читают текст, иллюстрируя их нужными рисунками [2, с. 44].

Исследователи-методисты уделяют внимание поиску оптимальных формулировок вопросов, направляющих деятельность учителя и организующих работы детей. Например, 1. Как называется басня? Кто ее автор? 2. Кто действует в басне? 3. Какими показаны герои басни? Прочитай, как описывает их автор. 4. Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне? 5. В каких словах содержится основная мысль басни, ее мораль? 6. Какое выражение из этой басни стало пословицей или поговоркой? [4, с. 184].

В некоторых публикациях мы обнаруживаем сопоставление наиболее распространенных вариантов классической методики работы с басней и того, который предложил Л. В. Занков. Первый подход обобщенно — схематически выглядит так:

  1. Чтение басни.
  2. Раскрытие конкретного содержания басни.
  3. Выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами?).
  4. Раскрытие морали.
  5. Чтение морали.

Второй предусматривает:

  1. Чтение басни.
  2. Выявление основной мысли басни (без предварительной беседы).
  3. Выявление морали.
  4. Чтение басни детям.
  5. Разбор речевых оборотов [1, с.57].

Современные исследователи-методисты видят основания для обращения басенному жанру в начальной школе в возрастных особенностях младших школьников, которые лучше воспринимают произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный поэтический образ, более настроены воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешне строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес ученику [1, c.103].

В связи с этим рассмотрим алгоритм построения урока литературного чтения в процессе изучения басни:

  1. Работа с текстом до чтения-подготовки обучающихся к восприятию текста, с акцентом на выделение незнакомых, трудных слов.
  2. Рассказ об авторе.
  3. Чтение басни. Первый раз текст читает учитель. Затем ряд вопросов выводят детей на характеристики героев, подготавливает к выразительному чтению «Кому вы сочувствовали, слушая басню?», «Кто был вам симпатичен?», «Чью роль вы хотели бы сыграть?».
  4. Самостоятельное чтение басни учащимися. После прочтение учитель задает вопросы по тексту, которые ориентируют детей на подготовку к выразительному чтению. «Какие слова помогают нам увидеть главного героя?», «Действительно ли животные поступают так, как описано в басне, или это качество кого-то другого?».
  5. Составление плана. Выделение смысловых частей. Нахождение опорных слов для каждой смысловой части.
  6. Басня имеет дидактически (научительный) характер, этим она близка пословице. Поэтому при работе с басней обращение к пословице очень логично.
  7. Выразительно чтение (ударения, логические паузы, интонация).
  8. Драматизация [2, c.92].

Басенному жанру уделяют внимание авторы-составители учебников и учебных пособий, получивших распространение в современной начальной школе. В качестве примера приведем учебник, входящий в состав учебно-методического комплекса литературного чтения (УМК) «Перспектива». Его авторы предлагают начинать углубленную работу над басенным жанром в 3 классе, хотя уже во 2 классе обращаются к нему. В первой части в разделе «Мы друзья» учащимся предлагаются два произведения: в рубрике «Самостоятельное чтение» — «Как друзья познаются» С. В. Михалкова и в рубрике «Наш театр» — «Стрекоз и муравей» И. А. Крылова. Произведение С. В. Михалкова предназначена именно для самостоятельного чтения детьми и пока не соотносится с авторами с особым жанром. Учащимся предлагается ответить на вопросы по тексту, которые выводят на выразительное чтение и помогают раскрыть главную мысль произведения. Произведение И. А. Крылова также не рассматривается как материал для подробного анализа, предполагается лишь его драматизация. Сопровождающие вопросы позволяют детям задуматься над смыслом произведения, характерами героев.

Во второй части авторы помещают басни «Лебедь, Щука и Рак» (рубрика «Семейное чтение») и «Не стоит благодарности»- (рубрика «Наш театр»). Обращение к произведению И. А. Крылова предполагает знакомство с текстом дома со взрослыми и дальнейшее совместное обсуждение. Что касается произведения С. В. Михалкова, то (его драматизация) предполагается и поиск ответов на несколько вопросов, которые помогают учащимся понять характеры героев, и раскрыть некоторые аспекты этнической проблематики [3, с. 63–64].

Таким образом, современная педагогическая мысль, обращаясь к опыту изучения произведений басенного жанра, основное внимание уделяет их воспитательному потенциалу и влиянию на развитие речи младших школьников.

Литература:

  1. Адамович Е. А. Чтение в начальных классах / Адамович Е. А., Яковлева В. И. — М.: Просвещение, 1967. — 263 с.
  2. Васильева, М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Васильева М. С., Оморокова М. И., Светловская Н. Н. — М.: Педагогика, 1977. — 215 с.
  3. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс. 1 часть / Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А. — М.: Просвещение, 2012. — 161 с.
  4. Потебня, А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня. — М., 1989. — 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): басенный жанр, басня, выразительное чтение, чтение басни, начальная школа, литературное чтение, литературный жанр, педагогическая литература, самый автор, характер героев.


Ключевые слова

язык, текст, дидактика, басня, драматизация, литературный жанр
Задать вопрос