Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, июль 2021)

Дата публикации: 01.07.2021

Статья просмотрена: 319 раз

Библиографическое описание:

Прокина, Л. П. Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы) / Л. П. Прокина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 31-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/397/16631/ (дата обращения: 25.04.2024).



В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматривается методика работы над литературным произведением в начальных классах на примере анализа художественного произведения Л. Н. Толстого «Акула».

Ключевые слова: первичный синтез, анализ, вторичный синтез, читательская компетенция.

При изучении методики обучения литературному чтению студент должен:

знать теоретические основы и современные технологии осуществления начального литературного образования формирования у младших школьников читательской самостоятельности; особенности УМК по литературному чтению, соответствующих требованиям ФГОС НОО; особенности осуществления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами предмета «Литературное чтение» на ступени начального общего образования;

уметь использовать на уроках литературного чтения современные педагогические технологии с учётом особенностей образовательного процесса на ступени начального общего образования; соотносить учебную задачу в области обучения литературному чтению и форму организации учебной деятельности младших школьников по выполнению этой задачи; использовать возможности образовательной среды для формирования у младших школьников универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на уроках литературного чтения;

владеть методами диагностирования уровня литературного развития младших школьников для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса обучения литературному чтению на ступени начального общего образования; способностью реализовывать теоретические основы и технологии начального литературного образования и формирования у младших школьников читательской самостоятельности; способностью разрабатывать педагогические технологии обучения младших школьников литературному чтению с учётом особенностей образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Методика обучения литературному чтению опирается на требование положения смежных наук — литературоведения и психологии. Художественная литература принадлежит к особому виду искусства. Литературное произведение воссоздаёт жизнь. Художественный образ существует в воображении писателя в тексте его художественного произведения. Для создания образа — персонажа автор отбирает определённые жизненные явления, использует вымысел, фантазию [1].

В художественном произведении читатель воспринимает не только речь, но и создаваемый с помощью слов предметный мир, в который входят люди с их характеристиками, природа, вещи. Освоение предметного мира произведения приводит к возникновению представления. Аналитико-синтетическая деятельность по освоению предметного мира художественного произведения является важной читательской компетенцией.

Восприятие художественной литературы есть аналитико-синтетическая деятельность мозга, это процессы анализа, синтеза, сопоставления, обобщения. Необходимым компонентом процесса восприятия художественной литературы является процесс воображения, в результате которого воссоздаются образы произведения, возникает эмоциональное их переживание. Младшим школьникам свойственна эмоциональность при восприятии художественных произведений, их захватывают действия, они живо откликаются на поступки героев.

Работа над художественным произведением в начальной школе должна учитывать особенности психических процессов младшего школьника и специфику произведений художественной литературы. Чтение художественного произведения представляет собой коммуникативный процесс, в котором автор общается с читателем посредством текста. Между читателем и текстом в роли посредника выступает учитель, который организует освоение текста художественного произведения.

Процесс работы над художественным произведением складывается из трёх этапов: первичного синтеза, анализа и вторичного синтеза. На первом этапе учащиеся знакомятся с содержанием произведения, сюжетной линией, с героями, выявляется эмоциональное воздействие литературного произведения.

Первичному восприятию предшествует подготовка учащихся к восприятию художественного произведения, т. е. актуализация знаний учащихся о событиях, изображённых в произведении. Обычно подготовительная работа проходит в форме беседы: это знакомство читателей с биографией писателя, его творчеством, с выставкой книг. Эмоциональный настрой могут создать прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций и картин, экскурсии в парк или лес.

Эффективной оказывается беседа о заглавии текста художественного произведения. Это позволяет формировать у младшего школьника читательскую компетенцию — умение думать до чтения, прогнозировать предстоящую читательскую деятельность.

Основные задачи первичного знакомства учащихся с текстом художественного произведения — обеспечение целостного восприятия, поэтому лучше использовать приём чтения текста учителем или использовать комбинированное чтение, чтение мастеров художественного слова.

После знакомства с текстом художественного произведения проводится краткий анализ, направленный на выяснение эмоционального воздействия произведения на учащихся: «О чём вы задумались, когда слушали это произведение?» «Что вы представили себе?» «Вам было весело или грустно и почему?» «Какое настроение у вас вызвало это произведение?» Так формируется читательская компетенция — контроль и рефлексия читательской деятельности.

Анализ текста художественного произведения занимает значительную часть времени и проводится в форме беседы, используя выборочное чтение, перечитывание текста. Задачи этого этапа — выявление мотивов поведения действующих лиц, раскрытие композиции произведения, развитие сюжета [3].

В начальной школе используют следующие виды анализа произведения:1) анализ развития действия, в основе которого лежит сюжет произведения, а главным звеном является эпизод. Дети следят за развитием сюжета, выделяют эпизод, мотивируют поступки героев; 2) анализ художественных образов, который проводится с опорой на сюжет, анализируется речь героя, его взаимоотношения с другими лицами; 3) проблемный анализ, который предполагает неоднозначные ответы учащихся, множественное толкование авторской точки зрения. Для создания проблемной ситуации следует найти острый вопрос для обсуждения проблемы.

Хорошим приёмом формирования читательских компетенций является обучение младшего школьника постановке вопросов к тексту. Правильно поставленный вопрос есть уже половина ответа.

Завершающим этапом работы над художественным произведением является обобщающая работа:

— обобщение существенных черт персонажей;

— сопоставление действующих лиц;

— выяснение идейной направленности произведения.

При подготовке урока литературного чтения студенты должны знать особенности работы над произведениями разных родов и жанров. Родо-жанровая принадлежность художественного произведения может уточнить общую схему работы с текстом. В учебниках литературного чтения содержатся произведения разных родов и жанров.

Особенности работы над басней диктуются спецификой этого жанра. В басне совершенно особое соотношение добра и зла. Если в сказке борьба добра и зла рассматривается в логике победы добра и поражение зла, то басенный мир построен по законам зла: нет положительных героев, поэтому нецелесообразно рассуждать на уроке, кто плох, кто хорош. Басни лучше читать, заучивать наизусть, драматизировать [2]. Особое внимание обращается на словарно-лексическую работу, так как много архаичных слов. Особую трудность представляет работа над моралью, которая давно уже стала пословицей или поговоркой. Более привычный путь работы: от частного к общему.

Особого внимания заслуживает методика работы над лирическим произведением, в центре которого переживания, ощущения, эмоциональное состояние человека. При работе над лирическим произведением большое внимание уделяется его анализу, особенно анализу образных средств языка: сравнений, эпитетов, метафор. Итоговой формой работы над поэтическим произведением является выразительное чтение его наизусть, а это значит идёт серьёзная работа над интонацией: силой голоса, паузированием, логическим ударением, тембром голоса.

Для примера приведём конспект практического занятия по методике литературного чтения для студентов второго курса педагогического колледжа по специальности «Преподавание в начальных классах»

Тема: Методика работы над художественным произведением в начальных классах

Цель : спланировать процесс работы над художественным произведением Л. Н. Толстого «Акула», проверить умение студентов работать с текстом, проанализировать его структуру и содержание с точки зрения целесообразности.

Оборудование : маршрутный лист для студентов, мультимедийная презентация, текст художественного произведения Л. Н. Толстого «Акула»

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

I . Мотивационно-целевой этап

- Какой раздел методики мы изучаем?

— Для чего вы дома перечитывали рассказ Л. Н. Толстого «Акула»?

Для чего нужно было проанализировать?

Сегодня будет практическое занятие.

— Какова тема практического занятия?

— Какую цель мы поставим себе на этом практическом занятии?

Возьмите маршрутные листы и заполните их в группах.

Методика обучения литературному чтению.

Проанализировать его.

Понять это произведение.

Тема: Методика работы над художественным произведением

Л. Н. Толстого «Акула»

Цель: спланировать процесс работы над художественным произведением Л. Н. Толстого «Акула» в начальных классах.

II. Проектировочный этап урока

- Назовите этапы работы с литературным произведением в начальных классах.

Какова цель этого этапа?

  1. Первичный синтез

Цель: целостное восприятие текста, анализ эмоционального воздействия произведения на учащихся

II . Анализ текста.

Цель: формирование умения анализировать и понимать содержание произведения, замысел автора.

III . Вторичный синтез

Цель: формирование умения обобщать понятое, формулировать идею произведения, доказывать сою точку зрения.

III . Процессуально-познавательный этап урока

  1. Первичный синтез

Спланируйте работу над художественным произведением на данном этапе.

1) Чтение произведения Л. Н. Толстого «Акула» учителем.

2) Проверка эмоционального воздействия произведения на учащихся.

— О чём вы задумались, когда слушали этот рассказ?

— Какие мысли у вас возникли?

— Что вы пережили во время чтения?

— А как называется рассказ?

3) Перечитывание отрывков из произведений –приобщение учащихся к искусству слова.

— Какие строчки из произведения вам хотелось бы перечитать вновь?

— Какие новые мысли и чувства возникли у вас при перечитывании.

2. Анализ текста.

1)Повторное чтение произведения учащимися по абзацам. Попутная словарная работа.

2)- Кто является главным героем рассказа?

— Проследите действия и состояние старого артиллериста

(стоял на палубе и любовался сыном; когда увидел акулу, закричал: «Назад! Акула!»

Стоял бледный, как полотно, окаменел от ужаса. Визг мальчиков как бы разбудил артиллериста, он сорвался с места, побежал к пушкам, прицелился и выстрелил. Он упал возле пушки и закрыл лицо руками. Когда послышался радостный крик, открыл лицо и посмотрел на море.)

— Подумайте, ради чего писатель Л. Н. Толстой взялся за перо?

— Что пережил старый артиллерист за короткое купание мальчиков?

— Как действовал артиллерист?

— Каким показан артиллерист в рассказе?

— Как ведут себя матросы на палубе?

— Как пишет об этом случае Л. Н. Толстой?

— Заставляет ли рассказ переживать вас вместе с героями?

3. Вторичный синтез

1) Постановка звукового кино (весь рассказ — быстрая смена событий, как в кино)

2) Установление хронологической последовательности событий (работа над планом)

3) Подготовка к пересказу отдельных эпизодов.

III . Рефлексивно-оценочный этап урока

Какова цель урока?

— Достигли ли её?

— Какие трудности встретились?

— Что заинтересовало вас на уроке?

Продумайте домашнее задание для учащихся (дифференцированное)

Подготовительная работа:

Выставка книг Л. Н. Толстого для младших школьников, беседа о прочитанных произведениях, портрет писателя, сведения о писателе.

В названии есть что-то тревожное, что-то случится, потому что акула — страшный хищник.

Чтение отрывков студентами.

Якорь металлический стержень с лапами.

Африка материк.

Пустыня пространство со скудной растительностью.

Палуба горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Артиллерист военнослужащий артиллерии (огнестрельного орудия)

Фитиль горючий шнур для воспламенения зарядов.

Ропот недовольство, выраженное негромкой речью.

Старый артиллерист

Его интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни.

Он мог попасть в мальчиков, поэтому очень волновался .

Оцепенел от ужаса, потом действовал очень решительно, смело и находчиво .

Смелый, сильный, волевой.

Спустили шлюпки и понеслись к мальчикам.

Как участник событий («наш корабль стоял на якоре…»)

Мы волновались, переживали, радовались.

Крики-визг-выстрел-крик радости-ликование

  1. Спасение мальчиков. № 6
  2. Купание детей. № 2
  3. Акула. № 4
  4. Мальчики спасены. № 7
  5. Прекрасный день. № 1
  6. Соревнование в открытом море. № 3
  7. Раздался выстрел. № 5

Заполнение таблицы

  1. Я узнал …..
  2. Мне было интересно ….
  3. Мне было трудно ….

Маршрутный лист студента

Раздел МДК 01.02: «Методика обучения литературному чтению в начальных классах»

I. Целеполагание

Тема:

Цель урока:

Задачи урока :

II. Работа с терминологией. Три этапа работы над художественным произведением:

Первичный синтез

Анализ текста

Вторичный синтез

III. Процесс работы над художественным произведением Л. Н. Толстого «Акула»:

1.

2.

3.

4. Словарная работа.

IV. Рефлексия

«Плюс»

«Минус»

«Интересно»

Что понравилось на уроке:

— информация и формы работы………………………

— материал полезен для достижения цели урока…………………………

Не понравилось на уроке:

— показалось скучной;

— осталось непонятным;

— информация оказалась не нужной, бесполезной

Любопытные факты:

……………………………

—Что бы еще хотелось узнать по данной проблеме

……………………………

Вопросы к преподавателю:

……………………………

Литература:

  1. Введение в литературоведение: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под ред. Л. В.Чернец. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 720 с.
  2. Вачкова С. Н. Как научить детей чтению басен: методическое пособие. — М.: Изд-во МГПУ, 2003.– 70 с.
  3. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. — М.: Книга.1972. –152 с.

Ключевые слова

анализ, читательская компетенция, первичный синтез, вторичный синтез