Значение личности кредитора для должника при уступке прав требования оплаты по госконтракту | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Хубиев, Р. Д. Значение личности кредитора для должника при уступке прав требования оплаты по госконтракту / Р. Д. Хубиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86129/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассмотрен вопрос значимости личности кредитора при уступке прав требования оплаты по госконтракту. Сделан вывод о неразумности запрета уступки такого требования.

Ключевые слова: уступка, цессия, госконтракт, значимость личности кредитора, право требования оплаты по госконтракту

Вопрос об уступке требований оплаты по государственным контрактам на сегодняшний является достаточно спорным. Несмотря на легальное закрепление возможности уступки денежных требований по договорам, заключенным по результатам торгов, судебная практика и акты государственных органов не отличаются единообразием.

Пункт 7 статьи 448 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) ранее запрещал уступку прав и перевод обязанностей по договорам, заключенным по результатам торгов, однако Федеральным законом от 26.07.2018 № 212-ФЗ были внесены изменения, и с 1 июня 2018 года норма включила в себя исключение для уступки требования по денежному обязательству.

Определенные сомнения в возможности передачи прав на получение оплаты по госконтракту может породить статья 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-44) часть 5 которой гласит: при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Однако толковаться данная норма, по нашему мнению, должна ограничительно. В ней речь идет о запрете на перемену поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен исполнить свои обязанности по поставке (осуществлению работ, оказанию услуг), но никак не о запрете уступки права требования на получение оплаты по договору.

Хорошие разъяснения дал Верховный Суд РФ в своем Обзоре судебной практики [4]. Он отметил, что обязанность личного исполнения государственного (муниципального) контракта обусловлена необходимостью обеспечения принципов открытости, прозрачности и сохранения конкуренции при проведении закупок. Данное правило согласуется с требованиями ч. 5 ст. 95 ФЗ-44, согласно которой при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя). Вместе с тем в результате подписания договора цессии не производится замена стороны договора — поставщика (подрядчика, исполнителя), а лишь переходит право требования уплаты начисленной задолженности. При этом заказчик сохраняет право на выдвижение возражений в соответствии со ст. 386 ГК РФ. Предусмотренный п. 7 ст. 448 ГК РФ запрет не может быть распространен на уступку победителем торгов денежного требования, поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника.

В одном из своих решений [5] Верховный Суд указал, что «законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами указанного закона, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм — непосредственно нормами ГК РФ».

Трудно не согласиться с этими выводами.

В то же время Минфин России в своих письмах высказывает иную точку зрения. Так в Письме от 24.03.2020 N 24–03–07/22843 Минфин сообщил о подготовке поправок в Бюджетный Кодекс РФ (далее — БК РФ) и ФЗ-44, предусматривающие запрет уступки права требования по денежным обязательствам, возникшим при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а до внесения соответствующих изменений оплата по госконтракту возможна только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в условиях контракта. В письмах № 09–04–06/62906 от 16.08.2019 и № 09–02- 07/76086 23.10.2018 министерство указало, что «бюджетным законодательством Российской Федерации не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту. Личность получателя средств по контракту является существенным условием и бюджетным законодательством не предусмотрены уступка права на такую оплату и порядок изменения сведений о контрагенте для осуществления санкционирования расходов».

Такая позиция вызывает сомнения. Непонятно в чем заключается значимость личности кредитора при оплате по исполненному договору. Не всё ли равно на чей банковский счет осуществлять денежный перевод? А в таком случае как определить, что личность кредитора имеет для должника существенное значение? Как отмечает В. В. Байбак за более чем 20 лет действия п. 2 ст. 388, устойчивой практики по этому вопросу не сформировалось [1]. Р. С. Зардов выделяет критерии, по которым можно установить существенное значение личности кредитора для должника: указание на допустимость цессии с согласия должника в законе, договоре, лично-доверительный характер отношений между должником и кредитором, неразрывная связь между правами и обязанностями в рамках конкретного правоотношения, обусловливающая невозможность уступки прав отдельно от обязанностей, целевой характер использования денег (иного имущества), являющихся предметом уступаемого обязательства [6]. Никто не спорит с тем, что личность поставщика, с которым по результатам торгов был заключен госконтракт имеет существенное значение для покупателя. Однако денежное обязательство, вытекающее из исполненного госконтракта ни по одному критерию нельзя отнести к обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

По общему правилу, уступка права, которая совершена в нарушение законодательного запрета — ничтожна. Однако следует принять во внимание существо уступаемого права и цель ограничения перемены лиц в обязательстве. Такой запрет не затрагивает требований по денежным обязательствам. [3].

А тот факт, что Бюджетным законодательством Российской Федерации не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту, не может и не должно иметь решающего значения для возможности уступки. И как верно указал Верховный Суд, «необходимость внесения изменений в документацию, сопровождающую совершение расчетных операций, не может служить обстоятельством, свидетельствующим о существенном значении личности кредитора для должника и тот факт, что бюджетным законодательством не предусмотрен порядок санкционирования расходов, не должно играть решающей роли при решении вопроса о существенной значимости личности кредитора для должника» [4]. Аналогичную позицию можно проследить и в других судебных актах [2].

Поэтому представляется неразумным внесение изменений в БК РФ и ФЗ-44 о запрете уступки денежных требований по госконтракту, а во избежание неопределенности в вопросах толкования ч. 5 ст. 95 ФЗ-44 предлагается изложить ее в следующей редакции: « при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая уступки требования по денежному обязательству, а также если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Литература:

  1. Байбак В. В. Договорное и обязательственное право (общая часть): Постатейный комментарий к статьям 307–453 Гражданского кодекса Российской Федерации // Отв. ред. А. Г. Карапетов. М.: М-Логос, 2017. С. 583.
  2. Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 № 307-ЭС16–19959 по делу № А26–10174/2015.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»
  4. Пункт 17 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)
  5. Решение Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № АКПИ19–112 <О признании недействующим со дня издания Письма Минфина России от 21.07.2017 N 09–04- 04/46799>
  6. Р. С. Зардов. Критерии, влияющие на существенность личности кредитора в контексте необходимости поучения согласия должника на уступку.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджетное законодательство, существенное значение, ГК РФ, денежное обязательство, значимость личности кредитора, исполнитель, контракт, личность кредитора, перемена поставщика, подрядчик, результат торгов, Российская Федерация, уступка.


Ключевые слова

цессия, уступка, госконтракт, значимость личности кредитора, право требования оплаты по госконтракту

Похожие статьи

Некоторые проблемные аспекты при уступке права требования в кредитных обязательствах

В данной статье рассматривается уступка требования (цессия) в гражданских правоотношениях, вытекающих из договоров потребительского кредитования.

Порядок заключения договора аренды транспортных средств

В настоящей статье анализируется порядок и условия заключения договоров аренды транспортных средств. Кроме того, особое внимание уделяется существенным условиям таких договоров. В статье делается вывод о том, что признанный незаключенным договор арен...

Актуальные проблемы регулирования отношений по договору строительного подряда

В статье проведено комплексное авторское исследование проблем регулирования отношений по договору строительного подряда, определены условия, которые могут быть отнесены к числу существенных.

Некоторые проблемы, возникающие при заключении договора купли-продажи жилого помещения

В статье рассмотрены некоторые проблемы определения существенных условий договора купли-продажи жилого помещения.

Особенности и практическое значение сделок по уступке прав (требований) в кредитных организациях

В данной статье рассматриваются сделки по уступке прав (требований) в кредитных организациях, методики определения стоимости прав (требований) по номинальной стоимости и с применением дисконта. Изучены основные требования, предъявляемые к цессионарию...

Особенности заключения договора строительного подряда

В статье автор дает понятие договора строительного подряда. Проанализированы проблемы исполнения и регулирования гражданско-правовых отношений между сторонами по договору строительного подряда.

Ответственность за нарушение договора социального найма жилого помещения

В статье рассматриваются особенности ответственности наймодателя и нанимателя за нарушение договора социального найма жилого помещения. Анализируется судебная практика и мнения ученых, касательно ответственности сторон по данному договору. Делается в...

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество на примере залога недвижимости (ипотеки)

В статье были рассмотрены основы правового регулирования ипотеки, ее исторический аспект, особенности ее государственной регистрации. Рассмотрены особенности ипотеки в силу закона и в силу договора. Отмечены свойства экономического характера недвижим...

Порядок и роль претензионной работы в деятельности коммерческого предприятия

В статье рассмотрен порядок и роль претензионной работы как инструмента урегулирования споров, возникающих из договоров поставки.

Понятие, существенные условия и порядок заключения договора подряда

В статье автор освещает ключевые вопросы понятийного аппарата, особенности заключения договора подряда, акцентирует внимание на существенных условиях сделки, на основании которых договор подряда считается заключенным.

Похожие статьи

Некоторые проблемные аспекты при уступке права требования в кредитных обязательствах

В данной статье рассматривается уступка требования (цессия) в гражданских правоотношениях, вытекающих из договоров потребительского кредитования.

Порядок заключения договора аренды транспортных средств

В настоящей статье анализируется порядок и условия заключения договоров аренды транспортных средств. Кроме того, особое внимание уделяется существенным условиям таких договоров. В статье делается вывод о том, что признанный незаключенным договор арен...

Актуальные проблемы регулирования отношений по договору строительного подряда

В статье проведено комплексное авторское исследование проблем регулирования отношений по договору строительного подряда, определены условия, которые могут быть отнесены к числу существенных.

Некоторые проблемы, возникающие при заключении договора купли-продажи жилого помещения

В статье рассмотрены некоторые проблемы определения существенных условий договора купли-продажи жилого помещения.

Особенности и практическое значение сделок по уступке прав (требований) в кредитных организациях

В данной статье рассматриваются сделки по уступке прав (требований) в кредитных организациях, методики определения стоимости прав (требований) по номинальной стоимости и с применением дисконта. Изучены основные требования, предъявляемые к цессионарию...

Особенности заключения договора строительного подряда

В статье автор дает понятие договора строительного подряда. Проанализированы проблемы исполнения и регулирования гражданско-правовых отношений между сторонами по договору строительного подряда.

Ответственность за нарушение договора социального найма жилого помещения

В статье рассматриваются особенности ответственности наймодателя и нанимателя за нарушение договора социального найма жилого помещения. Анализируется судебная практика и мнения ученых, касательно ответственности сторон по данному договору. Делается в...

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество на примере залога недвижимости (ипотеки)

В статье были рассмотрены основы правового регулирования ипотеки, ее исторический аспект, особенности ее государственной регистрации. Рассмотрены особенности ипотеки в силу закона и в силу договора. Отмечены свойства экономического характера недвижим...

Порядок и роль претензионной работы в деятельности коммерческого предприятия

В статье рассмотрен порядок и роль претензионной работы как инструмента урегулирования споров, возникающих из договоров поставки.

Понятие, существенные условия и порядок заключения договора подряда

В статье автор освещает ключевые вопросы понятийного аппарата, особенности заключения договора подряда, акцентирует внимание на существенных условиях сделки, на основании которых договор подряда считается заключенным.

Задать вопрос