Правовая политика Европейского союза в отношении реализации прав лиц, относящихся к сексуальным меньшинствам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.11.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Оказова, Я. А. Правовая политика Европейского союза в отношении реализации прав лиц, относящихся к сексуальным меньшинствам / Я. А. Оказова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86024/ (дата обращения: 23.01.2022).



«Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, когда дело касается создания Союза равноправия. Союз, в котором вы можете быть тем, кто вы есть, и любить того, кого хотите, без страха обвинений или дискриминации. Потому что быть самим собой — не выбранная вами идеология. Это ваша личность. И никто никогда не сможет этого у вас отобрать». Это слова Урсулы фон дер Ляйен, Председателя Европейской комиссии, политика которой в отношении защиты прав лиц, относящихся к сексуальным меньшинствам будет проанализирована в настоящей статье.

Ключевые слова : международное право, сексуальные меньшинства, Европейский Союз, Европейская Комиссия, права человека.

В настоящей статье речь пойдет о реализации Европейским Союзом (Евросоюз, ЕС) правовой политики, направленной на защиту прав лиц, относящихся к сексуальным меньшинствам. На данный момент политика ЕС в указанной сфере является наиболее разработанной и разноплановой среди международных организаций. Органами Европейского Союза принято большое количество документов, направленных на улучшение положения лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, интерсекс людей (ЛГБТИ). Запрет дискриминации как таковой закреплен во всех основных документах ЕС, в том числе в Договоре о функционировании Европейского Союза [1], а непосредственно запрет дискриминации по признаку сексуальной ориентации нашел свое отражение в статье 21 Хартии об основных правах [10].

Если говорить о конкретных актах органов Евросоюза, то начать необходимо со «Списка действий по продвижению равенства ЛГБТИ» [8], представленного в 2015 году Европейской Комиссией (Комиссия). Это первый политический документ, направленный на борьбу с дискриминацией в отношении ЛГБТИ-людей, разработка которого была осуществлена в ответ на резолюцию [11] Европейского Парламента и совместный призыв государств-членов активизировать усилия по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

Перечисленные в документе действия комплексно охватывают все области общественной жизни, имеющие отношение к ЛГБТИ: запрет дискриминации, образование, занятость, здоровье, свободное передвижение, убежище, разжигание ненависти и преступления на почве ненависти, расширение и внешнюю политику.

По итогам каждого года Европейская Комиссия предоставляла отчеты Европейскому Парламенту, а по завершении последнего года действия программы был предоставлен комплексный отчет [2]. В целом, Комиссией была проделана большая работа по многочисленным направлениям, что подробно описывается в отчете. Основные направления деятельности и полученные результаты:

  1. Европейская Комиссия на протяжении 5 лет работала и продолжает работать с председателями Совета Европейского Союза над разработкой законодательства Европейского Союза, которое бы помогало улучшить жизнь ЛГБТИ-людей. Работа велась над Предлагаемой Директивой о равном обращении; вступили в силу Правила о режиме собственности международных пар; Правила, упрощающее обращение некоторых публичных документов между странами-членами ЕС; было положено начало реформы Общеевропейской системы предоставления убежища.
  2. Посредством своего мониторинга Комиссия направила внимание на обеспечение соблюдения законодательства ЕС для того, чтобы вопросы, связанные с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью, принимались во внимание в процессе применения законодательства ЕС государствами-членами ЕС и правильно транспонировались их в национальное законодательство.

Плотная работа была проведена над внедрением Директивы о правах жертв. По состоянию на декабрь 2019 года Комиссия возбудила дела о нарушении прав в отношении неполного переноса положений Директивы о правах жертв в свое законодательство против 25 государств-членов. Комиссия также предоставляла и продолжит предоставление финансирования государственным и частным организациям для поддержки расширения прав жертв преступлений.

  1. Комиссия уделяла большое значение вопросам социального принятия ЛГБТИ-людей посредством проведения мероприятий по повышению осведомленности.
  2. Комиссия поддерживала государства-члены, гражданское общество и бизнес в их усилиях по борьбе с дискриминацией и продвижению равенства ЛГБТИ. Большой упор был сделан на работу в сфере преступлений на почве ненависти и разжигания ненависти: через Группу высокого уровня по борьбе с расизмом, ксенофобией и другими формами нетерпимости [12]. Комиссия стимулировала и поддерживала инициативы национальных властей по более эффективному реагированию на преступления на почве ненависти и разжигание ненависти, в том числе гомофобного и трансфобного характера.

Еще одним важным шагом стал Добровольный кодекс поведения, согласованный в мае 2016 года с ведущими ИТ-компаниями, нацеленный на борьбу с разжиганием ненависти в Интернете. Этот инструмент продолжает демонстрировать прогресс в плане противодействия распространению незаконных разжигающих ненависть высказываний в Интернете, в том числе гомофобного и трансфобного характера. Оценка деятельности показывает, что в среднем около 70 % подобного содержимого удаляется, и подавляющее большинство (почти 90 %) уведомлений о таких ситуациях рассматривается в течение 24 часов, как и установлено Кодексом.

5. Поддержка бизнеса и принципа инклюзивности рабочих мест: Комиссия способствует вовлечению ЛГБТИ-людей на рабочие места, поддерживая внедрение Хартий разнообразия через специальную платформу [13].Хартия разнообразия — это документ, подписывая который, организация-подписант добровольно обязуется продвигать разнообразие и равные возможности на рабочем месте, независимо от возраста, инвалидности, пола, расы или этнического происхождения, религии или сексуальной ориентации. В 2019 году были запущены две новые хартии в Латвии и Греции, что увеличило общее количество таких хартий в Евросоюзе до 24. Более 10 000 организаций, охватывающих более 15,3 миллиона сотрудников в ЕС, подписали 24 хартии. В этот перечень входят компании, неправительственные организации и государственные органы. Платформой ЕС по Хартиям разнообразия был организован семинар с участием подписантов хартий на тему «Инклюзивные рабочие места для ЛГБТИ» с панельными дискуссиями и возможностью для обмена передовым опытом.

Перечисленные достижения являются лишь частью из всего достигнутого Европейской Комиссией в рамках программы за 2015–2019 годы. По окончании действия инициативы было принято решение не останавливаться на достигнутом и продолжить проведение такой политики на еще более высоком уровне.

Так, в ноябре 2020 года Европейская Комиссия представила свою первую в истории Стратегию равенства ЛГБТИ+ [7] (Стратегия). Стратегия направлена на борьбу с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации, гендерной идентичности и половых характеристик, которая остается повседневной реальностью для многих ЛГБТИ-людей в Европе [14]. Указанная программа основывается на Списке действий по продвижению равенства ЛГБТИ и годовых отчетах по нему [15]. В Стратегии изложен ряд ключевых целей по четырем направлениям, которые должны быть достигнуты к 2025 году:

  1. Борьба с дискриминацией ЛГБТИК, которая включает в себя обеспечение и улучшение правовой защиты; содействие интеграции и разнообразию на рабочем месте; борьбу с неравенством в образовании, здравоохранении, культуре и спорте; предоставление должной защиты в случае ее соискания на международном уровне.
  2. Обеспечение безопасности ЛГБТИК, которое включает в себя усиление правовой защиты ЛГБТИК от преступлений на почве ненависти, разжигания ненависти и насилия; усиление мер по борьбе с разжиганием ненависти и дезинформацией в Интернете, направленным против ЛГБТИК; сообщение о преступлениях на почве ненависти против ЛГБТИК и обмен передовым опытом в этой сфере.
  3. Построение инклюзивных сообществ ЛГБТИК, что включает в себя обеспечение прав ЛГБТИК в трансграничных ситуациях; улучшение правовой защиты однополых семей в трансграничных ситуациях; создание благоприятной среды для гражданского общества.
  4. Призыв к равенству ЛГБТИК во всем мире.

Оценивая деятельность Европейского Союза в отношении защиты прав лиц, относящихся к сексуальным меньшинствам, становится ясно, что организацией проводится огромное количество мероприятий в рамках такой политики. Очевидно, что глобальные изменения — это длительный процесс, требующий определенного количества времени, особенно когда дело касается внедрения тех или иных концепций в странах государств-членов ЕС, ведь каждое из них является самостоятельной единицей. Более того, представления о равенстве ЛГБТИ и дискриминации значительно разнятся по всей территории Евросоюза. По данным Евробарометра поддержка в ЕС равенства ЛГБТИ увеличилась с 71 % граждан ЕС в 2015 году до 76 % в 2019 году. Однако уровень такой поддержки колеблется от 31 % граждан в Словакии до 98 % в Швеции. Это означает, что каждый четвертый гражданин ЕС все еще не полностью поддерживает равенство независимо от сексуальной ориентации, гендерной идентичности или половых характеристик человека, и что в некоторых государствах-членах даже 2 из 3 граждан не полностью поддерживают равенство.

Именно поэтому в последние годы Комиссия работала в тесном сотрудничестве с государствами-членами ЕС и всячески форсировала принятие ключевого законодательства для ЛГБТИ на уровне ЕС. Важным достижением стало принятие в 2018 году пересмотренной Директивы об услугах аудиовизуальных средств массовой информации, которая наложила запрет на разжигание ненависти и преступления на почве ненависти, в том числе по признаку сексуальной ориентации. Еще одно достижение связано с упрощением передвижения однополыми парами. ЕС принял правила, упрощающие обращение публичных документов и режимы собственности международных пар, которые также применяются к однополым парам. Но даже существующий прогресс не означает, что все государства-члены теперь признают однополые браки или зарегистрированные партнерские отношения в других государствах-членах. ЛГБТИ-люди по-прежнему сталкиваются с проблемой легального признания их государственных документов, и это естественным образом влияет на их выбор места проживания, учебы и работы.

Наконец, во многих государствах-членах сексуальная ориентация, гендерная идентичность и половые характеристики хоть и являются основаниями для дискриминации, но тем не менее не инкорпорированы в такие области законодательства, как образование, социальная защита и доступ к товарам и услугам. Европейская Комиссия целенаправленно стремилась устранить этот пробел, оказывая постоянную поддержку государствам-членам в принятии предложения о горизонтальной Директиве о равном обращении. Однако, несмотря на усилия Комиссии, единодушного согласия пока достичь не удалось. Европейской Комиссией тщательно отслеживалось соблюдение прав ЛГБТИ и их семей, а также корректное применение государствами-членами ЕС законодательства ЕС в таких областях, как предоставление убежища, гендерное равенство, занятость, права жертв и свободное передвижение. Свою роль сыграл и Суд Европейского Суда. В последние годы им еще раз было подтверждено, что изменение пола [4] [5] [6] подпадает под действие законодательства ЕС о гендерном равенстве, и разъяснил, как могут использоваться заключения экспертов о сексуальной ориентации просителя убежища, обеспечивая при этом соблюдение основных прав просителя убежища [9]. Кроме того, в деле Комана [3] Суд пояснил, что термин «супруг», используемый в Директиве о свободном передвижении, также применяется к лицу того же пола, что и гражданин ЕС, с которым он или она состоит в браке.

Наряду со всем вышеописанным очевидно, что какие бы усилия ни были приложены, Комиссия не может бороться с дискриминацией в одиночку. В рамках Списка действий она активно поддерживала государства-члены, организации гражданского общества и предприятия в эффективной борьбе с дискриминацией, разжиганием ненависти и преступлениями на почве ненависти. Комиссия поддерживала государства-члены через ряд групп высокого уровня, организуя обмен знаниями и проводя исследования. Организации гражданского общества получали поддержку на уровне ЕС и на национальном уровне в рамках программы «Права, равенство и гражданство» по борьбе с дискриминацией ЛГБТИ. Европейские организации гражданского общества ЛГБТИ ежегодно получали операционные гранты на сумму около 1,6 миллиона евро. Ежегодно в рамках проектных грантов организациям гражданского общества на национальном уровне выделялось в среднем 2,1 миллиона евро. Кроме того, программа Эрасмус+ поддержала более 200 проектов, касающихся равенства ЛГБТИ.

Подводя итог, стоит отметить, что нельзя не оценить все те результаты, которые были достигнуты Европейским Союзом в борьбе за права лиц, относящихся к сексуальным меньшинствам. Но несмотря на это поле для работы еще достаточно обширное. ЕС должен стремиться к увеличению участия государств-членов, в то же время уважая их компетенцию и принимая во внимание различия в отношении их правовых инструментов по борьбе с дискриминацией, что зачастую оказывается задачей очень непростой.

Литература:

  1. Договор о функционировании Европейского Союза, Рим, 25 марта 1957 г. (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.).
  2. Заключительный отчет 2015–2019 о Перечне действий по продвижению равенства ЛГБТИ, 15 мая 2020 г., Европейская комиссия (https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/report_list_of_actions_2015–19.pdf).
  3. «Коман и другие», дело № C-673/16, 5 июня 2018 года, Суд Европейского Союза (Большая Палата).
  4. «МБ против Государственного секретаря по вопросам труда и пенсий», дело № C-451/16, 26 июня 2018 г., Суд Европейского Союза.
  5. «П против С и Совета графства Корнуолл», дело № C-13/94, 30 апреля 1996 г., Суд Европейского Союза.
  6. «Ричард против Государственного секретаря по вопросам труда и пенсий», дело № C-423/04, 27 апреля 2006 г., Суд Европейского Союза.
  7. Сообщение от Комиссии Европейскому Парламенту, Совету, Европейскому Экономическому Социальному Комитету и Комитету по регионам «Союз равенства: Стратегия равенства ЛГБТИ на 2020–2025 годы», 12 ноября 2020 г., COM (2020) 698 финальный (https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52020DC0698&from=EN).
  8. Список действий по продвижению равенства ЛГБТИ, декабрь 2015 г., Европейская Комиссия.
  9. «Ф против Управления по вопросам иммиграции и гражданства», дело № C-473/16, 25 января 2018 г., Суд Европейского Союза (Третья палата)
  10. Хартия Европейского Союза об основных правах, Страсбург, 12 декабря 2007 г., 2016/С 202/02.
  11. https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-7–2014–0009_EN.html?redirect
  12. https://ec.europa.eu/newsroom/just/item-detail.cfm?item_id=51025
  13. https://ec.europa.eu/info/policies/justice-and-fundamental-rights/combatting-discrimination/tackling-discrimination/diversity-management_en
  14. https://ec.europa.eu/info/law/better-regulation/have-your-say/initiatives/12410-LGBTI-equality
  15. https://ec.europa.eu/info/policies/justice-and-fundamental-rights/combatting-discrimination/lesbian-gay-bi-trans-and-intersex-equality/list-actions-advance-lgbti-equality_en
Основные термины (генерируются автоматически): европейская Комиссия, Европейский Союз, разжигание ненависти, сексуальная ориентация, почва ненависти, гражданское общество, гендерная идентичность, дискриминация, борьба, комиссия.


Задать вопрос