Проблема проектных рисков достаточно активно исследуется, однако остается еще много неизученных аспектов, особенно при уменьшении рисков при внедрении систем ERP (интегрированных систем управления предприятием). Анализ опыта позволяет систематизировать проектные риски, выделив основные из них. (см. табл. 1).
Таблица 1
Проектные риски и пути их снижения
|
Направления нейтрализации рисков |
1. Попытки адаптации экспериментальных проектных продуктов (русификация зарубежных разработок) |
|
2. Совместимость целей продукта с индивидуальными особенностями (квалификацией персонала, технической оснащенностью, внутренней культурой) |
Данные проблемы должны учитываться при разработке технико-экономического обоснования проекта |
3. ERP - система, не сдаваемая «под ключ» |
Необходимо активное участие сотрудников в адаптации системы, внося свой вклад в се внедрение. Обучение персонала |
4. Необходимо иметь собственное программное обеспечение, на которое накладываются инновации |
Модификация системы Активный анализ будущих инноваций |
5. Недостаточная квалификация команды для реализации проекта |
Необходимо привлечение опытных, по возможности молодых специалистов. имеющих специальный опыт |
б. Ошибки в выборе стратегии реализации проекта (внедрение, испытание, реализация) |
На первых этапах должна быть разработана стратегия реализации проекта и на ее основе система мер по внедрению продукта |
7. Превышение плановых сроков и затрат на разработку проектов |
Повышенное внимание и осмотрительность. Разделение рисков и вознаграждений (по разработкам) |
8. Плохо организовано «управление изменениями» проекта |
Должна быть отработана методика переноса элементов конфигурации из одной системы в другую в процессах разработки интегрированной системы управления предприятием |
9. Недостаточный контроль объема и содержания работ |
Проблема эффективного контроллинга в организации - основа ее жизнеобеспечения |
Многие из этих факторов являются следствием слабого взаимодействия руководства и коллектива, отсутствие стратегического видения у руководства перспектив развития организации.
Аутсорсинг в управлении проектами информационных систем.
Аутсорсинг управления проектами становится все более востребованным, так как его эффективность и перспективы на рынке. Это обусловливает то обстоятельство, что компании вес чаще проявляют интерес к данному виду услуг. В настоящее время у большинства позиционирующих себя на рынке услуг компаний нет четкого понимания того, что на деле представляет собой аутсорсинг управления проектами.
Готовность найти лучшего руководителя проектов, который решит проблемы организации, на самом деле являет собой услугу не аутсорсинга, а аутстаффинга, которая, безусловно, имеет право на существование.
Аутстаффинг управления проектами - это предоставление в распоряжение компании специалиста, имеющего соответствующие знания, профессиональные навыки и опыт. При аутстафнинге компания, предоставляющая персонал, не отвечает за качество его работы или несет минимальную ответственность. Высока вероятность того, что предложенный кандидат не обладает заявленными компетенциями на ожидаемом уровне. В этом случае все, что можно сделать, это заменить «профессионала», но риски остаются теми же. В результате получается, что сама услуга практически аналогична найму в штат.
Аутсорсинг управления проектами значительно отличается от аутстафинга, с одной стороны, более низкой степенью риска и, с другой - более высокой стоимостью услуг. Помимо зафиксированных в договоре результата, сроков и бюджета, стороны оговаривают конкретный перечень предоставляемых услуг, определяемый компанией - аутсорсером на основе анализа проекта и собственного опыта.
В числе преимуществ подобного аутсорсинга можно назвать сокращение затрат благодаря тому, что:
-затраты на аутсорсинг сокращаются, так как труд привлеченных сотрудников оплачивается из расчета не 100%, а фактически 40%, а на некоторых этапах проекта даже меньше;
управленческие функции более эффективно перераспределены между руководителем и администратором проекта (стоимость администратора существенно ниже);
-для проектов можно задавать разные параметры качества управления и минимизировать загрузку.
Услуга не просто отдается на откуп заказчику. Компания - аутсорсер обеспечивает высокое качество управления проектами благодаря применению следующих инструментов:
методологии управления проектами, благодаря которой не возникает вопросов, как выполнять те или иные услуги (процедуры управления от инициации до завершения, шаблоны и пр.):
методологии выделения достаточного времени для решения задач, обеспечения эффективности решения проблем, качества предоставления услуг;
курирования проектов. Куратор не только контролирует качество управления проектом, но и предлагает новые, нестандартные решения задач управления, так как параллельно ведет несколько проектов в разных компаниях и делится опытом других организаций.
Преимущества аутсорсинга перед аутстаффингом в части управления проектами очевидны — главное, чтобы заказчики могли определить, где действительно предлагается аутсорсинг, а где аутстаффинг.
В недавнем прошлом компании обращались к аутсорсингу по одной причине: при необходимости реализации сложного проекта, собственных ресурсов для реализации которого не хватает. В таких случаях и прибегают к классическому аутстаффингу, приглашая специалиста из другой компании, Сейчас ситуация начала меняться, появилась потребность в реализации не одного сложного, а многих проектов, не обязательно больших и сложных. Главное заключается в том, чтобы завершить его в конкретные сроки и в рамках общего бюджета, причем интерес проявляется не к профессионализму руководителей проектов, а к набору предоставляемых компанией -аутсорсером услуг.
Для выявления мотивов, которыми руководствуется топ-менеджмент, принимая решение об аутсорсинге управления проектами, было проведено исследование, результаты которого приведены в нижеследующем перечне. Причины выбора аутсорсинга управления проектами:
Стратегическая важность проектов.
Недостаток собственных ресурсов с необходимыми компетенциями.
Рост количества проектов ввиду развития бизнеса или оптимизации бизнес- процессов.
Вывод непрофильной деятельности на аутсорсинг.
Обучение собственного персонала с помощью профессионалов.
Жесткие сроки реализации проектов.
Жестко ограниченный бюджет каждого проекта.
Акцент на результаты проекта и их качество.
Как показывает опыт, основная причина заключается, как правило, в недостатке собственных ресурсов, а вот мотивы выбора аутсорсинга одного или многих проектов совершенно разные.
Часто можно слышать такого рода вопрос, а нужен ли вообще компании аутсорсинг управления проектами? И основные аргументы, как правило, всегда являются экономическими, ведь в конечном итоге организация должна либо сократить расходы, либо увеличить доходы.
В случае провала или серьезных отклонений при реализации стратегически важных проектов дополнительные затраты могут многократно превысить расходы на аутсорсинг, поэтому компания должна решить, готова ли она рисковать. Причины инициации таких проектов, как правило, заключаются не только в сокращении расходов в результате оптимизации бизнес-процессов, но и в:
повышении капитализации компании;
улучшении ее имиджа;
расширении бизнеса и фактическом опережении конкурентов.
Для экономического обоснования может использоваться диаграмма дерева решений, используемая в теории риск-менеджмента. Для каждого варианта рассчитываются вероятность успехов или неудач (на случай неудачи определяется объем дополнительных расходов), а также ожидаемая денежная стоимость, и в результате выбирается вариант, при котором потери с учетом вероятности успехов и неудач будут минимальными.
Обоснование необходимости и эффективности вывода на аутсорсинг управления многими проектами является более сложным. Статистика свидетельствует, что 75% массовых проектов ориентированы на оптимизацию бизнес-процессов и в конечном итоге на уменьшение расходов компании, 21% - на повышение качества предоставляемых клиентам услуг, что в результате приводит к увеличению доходов, и в т.ч. на создание новых услуг, расширение рынка и опять же увеличение доходов.
Таким образом, вопросы капитализации, формирования имиджа, расширения бизнеса о данной ситуации не являются, как в отношении стратегически важных проектов, столь же значимыми.
Проблема массовых проектов заключается в недостатке административной поддержки и необходимых финансовых ресурсов, из-за чего многие из них часто «буксуют». По разным статистическим данным, публикуемым в прессе, при выполнении от 40 до 70% всех проектов наблюдаются существенные отклонения от первоначальных планов либо они вообще затормаживаются. Без сомнения проблемы стратегически не важных проектов не столь заметны, поэтому им не уделяется много внимания. Задержки в реализации или перерасходы каждого из них негативно влияют на следующие, сдвигая сроки их выполнения. В итоге компания незаметно для себя начинает существенно отставать в достижении стратегических целей.
Осознавая эту проблему, топ-менеджмент решает вопрос о передаче на аутсорсинг управления проектами фактически без существенных обоснований, ограничиваясь пониманием серьезности задач достижения долгосрочных стратегических целей: на основе опыта отклонений по срокам выявляются возможные отставания в реализации проектов: вычисляются финансовые перерасходы из-за неэффективного управления.
В настоящее время организации принимают решение о выводе на аутсорсинг управления проектами, как правило, не системно, а больше на интуитивном уровне или от безысходности. Однако, постепенно ситуация меняется в связи с тем, что рынок управления проектами растет, а вместе с этим повышается и качество предоставляемых услуг. В результате появления конкуренции уменьшается и их стоимость.
Рассмотрение некоторых проблем аутсорсинга и аутстаффинга связано с необходимостью обратить внимание практики на поиск новых форм повышения эффективности работа современных проектных институтов (организаций).
- Литература:
Диссертация, к.э.н. Соколов, Алексей Федорович «Формирование современной системы управления проектной организацией (на основе информационных компьютерных технологий)» Москва, 2007 195 с.
Воробович Н.П. «Методологические основы создания информационных технологий управления строительными проектами» М., 2007 г.