Компетентность и качество – две стороны одного процесса в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пугачев, А. С. Компетентность и качество – две стороны одного процесса в образовании / А. С. Пугачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 448-450. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4608/ (дата обращения: 19.11.2024).

В процессе экономического развития, научно-технического прогресса, требования, предъявляемые хозяйственной деятельностью к человеку, постоянно изменяются. В связи с этим изменяются критерии оценки эффективности труда, критерии оценки работников, меняется так же область приложения оценки, выводы и последствия оценки для работников, процедуры получения оценки и т.д.

Исторический подход к проблеме взаимосвязи между обучением и использованием человеческих ресурсов современного общества позволяет утверждать, что на доиндустриальном этапе развития общество использовало в основном ремесленный труд, характерной особенностью которого был целостный подход к объекту труда. Ремесленник контролировал технологический процесс от начала до конца - от заготовки или исходного сырья до реализации конечного продукта. Овладеть искусством изготовления вещи можно было только в результате длительного обучения и пребывания в особой культурной среде.

Переход к индустриальным технологиям означал превращение работника в человека, овладевшего конкретной производственной операцией на определенном рабочем месте. В зависимости от сложности производственной операции, способностей и знаний человека, овладеть ею можно на разных уровнях. Разница в уровне овладения конкретной операцией в определенной области деятельности была обозначена термином квалификация - степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы. Различают квалификацию работы и квалификацию работника. Квалификация работы - характеристика определенного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно квалификация работы определяется разрядом в соответствии с тарифно-квалификационным справочником.

С появлением индустриального подхода произошло также отделение труда от обучения. Получить профессию стало возможно в колледже или вузе, а применить полученные знания на производстве. Индустриальные технологии были рассчитаны на массовое производство, развитую систему разделения труда, использование знаний, умений навыков человека в узкой конкретной области (профессия и специальность) и оценки результата труда по умению выполнять конкретную операцию в производственном процессе (квалификация).

Постиндустриальная стадия развития общества отождествляется с понятием «информационное общество». Узкая квалификация теряет свою ценность и на смену ей приходит компетенция - обладание широким диапазоном знаний, опытом и необходимыми личными качествами, позволяющими переходить из одной области профессиональной деятельности в другую с минимальными затратами времени, средств и сил на переподготовку. Компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.

Подготовка такого персонала является результатом совместно-разделенной деятельности всей системы образовательных услуг:

● школы, дающей необходимый минимум первичной информации и закладывающей необходимые навыки и личные качества, предполагающие способность к обучению в течение всей трудовой жизни;

● профессии - (лицеи, колледжи, университеты и т.д.) снабжающей необходимой информацией в определенной области профессиональной области, позволяющей начать трудовую деятельность в организации;

● корпоративная деятельность - дающая необходимые компетенции для работы в той области, которая определяет успешность деятельности организации (программы повышения квалификации, корпоративные университеты).

Понятия «компетенции» и «управление компетенциями» появились в зарубежной литературе в начале 1990-х годов. Объем понятия компетенции постоянно расширялся. Базовым набором для определения компетенции были знания, умения и навыки. Затем к ним стали прибавлять поведенческие модели и ценностные ориентации, позже - требования и условия конкретной организации и, наконец, совсем недавно, - способность к развитию.

В современных условия получение образования, как исходного компонента компетенций, рассматривается как услуга, оказываемая сферой образования другим участникам рыночных отношений - потребителям данной услуги и управление сферой образовательных услуг возможно только на основе сегментации рынка. Представляется возможным решить данную проблему исходя из требуемых на сегодняшний день народнохозяйственным комплексом компетенций.

Базовые компетенции - это тот уровень образования и культуры, которым обладают все члены данного общества на определенном уровне его развития. Они давно признаются одними из важнейших факторов роста эффективности труда и народного богатства. Уровень образования определяется процентом грамотности, средним числом лет обучения, численностью учащихся,распределением населения по группам в зависимости от получения образования.

В настоящее время в странах Евросоюза разрабатывается новая концепция среднего образования, основанная на формировании базовых компетенций. В соответствии с концептуальным документом Экспертной комиссии Европарламента по вопросам образования от 2012 года в их число входят:

● способность к общению на родном языке;

● способность к общению на иностранном языке;

● знание определенного набора арифметических и математических операций, основных принципов естественных наук и технологий;

● умение обрабатывать информацию с помощью мультимедиа технологий;

● навык межличностных взаимодействий и гражданственность;

● предпринимательство (способность к созданию нового и поддержанию чужих инициатив, ориентация на успех в деятельности);

● способность к обучению и общая культура.

В наших условиях базовые компетенции приобретаются в результате всеобщего обязательного школьного образования. Государство предъявляет требования к базовым компетенциям, финансирует их получение, контролирует качество подготовки на основе ЕГЭ (единого государственного экзамена) [1, с.51].

Типовые компетенции - это компетенции получаемые человеком в результате профессионального образования. К таковым относятся компетенции, необходимые для успешного начала самостоятельной профессиональной деятельности. Содержание типовых компетенций определяется и контролируется государственными программами подготовки. Заказчиком на оказание таких услуг являются и государство, в лице служб занятости, и работодатели.

Специальные компетенции - компетенции в различных видах деятельности, получаемые в результате переподготовки, углубления специализации в каких-либо видах деятельности, переходу на новые области деятельности как вследствие развития организации и перехода на новые виды продукции и услуг, так и по причинам личного профессионального развития. Оплачивают такие услуги либо организации, которые хотят повысить компетенции персонала в какой-либо новой для себя области деятельности, либо непосредственно получатели услуги, выстраивающие свою профессиональную карьеру и повышающие таким образом свою ценность на рынке труда и занятости [2, с.37].

Организационные компетенции - компетенции необходимые для освоения какой-либо рыночной ниши. Очевидно, что компетенции персонала в значительной степени определяют качество продукции и услуг, которые может предложить организация. Анализ требований рынка при планировании деятельности фирмы на уровне человеческого капитала быстро переводится именно в логику компетенций, необходимых для получения результата.

Таким образом, система управления сферой образовательных услуг на основе компетенций должна удовлетворять следующим условиям:

● разделение функций управления между государством и потребителями образовательных услуг;

● разработка государственных требований к содержанию и качеству образовательных услуг в сфере базовых компетенций;

● разделение функций оказания услуги и контроля за качеством предоставляемой услуги.

С учетом сложности трансформационного процесса и неотрегулированностью процессов институционального взаимодействия можно сделать следующие выводы:

1.Кризис государственной системы образования не позволяет предприятиям надеяться на качественную подготовку необходимого количества персонала за счет государства.

Качество системы образования зависит и напрямую связано с экономической системой страны. Основные движущие силы рыночной экономики - это спрос (обеспеченное платежными средствами намерение потребителей приобрести данный товар) и предложение (стремление, желание производителя предложить к продаже свои товары). Современная система образования, стремясь к качеству, также отвечает спросу и предложению на рынке труда. Спрос в данном случае показывает потребность рынка в кадрах и ранжированность их квалификации. Предложение - показывает численность экономически активного и трудоспособного населения страны. Проблема качества образования заключается в несоизмеримости спроса и предложения на рынке труда и занятости.

2.Коммерциализация образования перекладывает бремя расходов на профессиональное обучение с государства на обучающихся или на предприятия, заинтересованные в притоке компетентных работников. Однако стоимость образовательных услуг в негосударственных учебных заведениях не позволяет предприятиям получать образовательные услуги в полном объеме.

Выход из создавшегося положения находится в частном порядке, поскольку реструктуризация системы образования сразу не может охватить все области подготовки специалистов с положительными и отрицательными моментами процесса перемен, создаются предприятий-заказчиков и вузов. Например, в Екатеринбурге с 31 января по 2 февраля представители некоммерческого партнерства совместно с коллегами из Франции участвовали в сессии по разработке концепции образовательных программ для специалистов в сфере торговли. При участии некоммерческого партнерства в Екатеринбурге прошла трехдневная рабочая сессия, целью совместной работы стала разработка материалов, необходимых для дальнейшего формирования новой системы обучения персонала по массовым профессиям. Этому событию предшествовала большая подготовительная работа, знакомство с опытом других стран по международному образовательному проекту. На западе работодатель оказывает непосредственное влияние на разработку модулей программы обучения специалистов. Есть даже такая должность - инженер образовательных программ, он, взаимодействуя с работодателем, выясняет его потребности, и на основе этого конструирует учебные программы по принципу модулей. Очередной этап работы по проекту состоялся в Екатеринбурге совместно с коллегами из Франции - представителями Департамента образования Академии Гренобля. В течение трех дней совместными усилиями российские и французские партнеры разработали функциональные карты обучения по четырем специальностям: «директор магазина», «администратор торгового зала», «продавец» и «кладовщик». Это яркий пример возрождения взаимодействия образования и коммерции (в хорошем понимании этого слова). Адаптированные учебные программы - это гораздо более действенные методы обучения конкретных специалистов, нежели применяемые сейчас теоретические предметы спецкурсов. Адаптированные учебные программы, реализуемые совместно с работодателями, позволяют вводить такое конкретное понятие, как «качество рабочей силы» - это обобщенная характеристика уровня развития рабочей силы (степени подготовленности и трудовой активности работников), который позволяет обеспечить адекватное качество индивидуального и коллективного труда на основе эффективного использования новых и новейших технологий, рациональных форм организации производства и рабочих процессов [3, с.81].

Однако, в современном постиндустриальном обществе, средние учебные заведения, со своей строгой специализацией, не могут предоставить качественно подготовленных компетентных специалистов, способных самостоятельно развиваться и повышать свой уровень компетентности и квалификации, а также быть разносторонне развитыми. Система может быстро переориентироваться на подготовку качественных кадров, но не на подготовку компетентных специалистов, поскольку нет компетентных преподавателей международного уровня, их не успели подготовить. Качество как экономическая характеристика говорит, что о совокупности свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.

В нашем современном обществе качество и компетентность можно совместить, если ввести систему непрерывного образования, когда взаимодействуют школы, колледжи и вузы с высшей подготовкой и последующей переподготовкой и повышением квалификации. В этом случае, школа отвечает за базовый уровень знаний, колледж отвечает за начальный уровень квалификации, а вуз отвечает за повышение качества нового специалиста с точки зрения компетентности.


Литература:

  1. Миндель А.Я. Воспитание и развитие личности подростка. – М., 2007. – 220 с.

  2. Савина М.С. Формирование ключевых компетенций обучающихся: предпринимательство, трудоустройство, коммуникации. Методическое пособие. – М., 2006. – 126 с.

  3. Сидоров В.А. Социально-экономические проблемы подготовки молодежи к труду. – М., 2008. – 184 с.

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, компетенция, Екатеринбург, качество, область деятельности, рынок труда, некоммерческое партнерство, производственная операция, рабочая сила, современное общество.


Задать вопрос