На идеологическом уровне управления персоналом реализуются следующие функции управления персоналом:
а) разработка идеальной модели корпоративной культуры предприятия;
б) трансляция ценностей, лежащих в основе корпоративной культуры предприятия;
в) анализ эффективности «приживаемости» корпоративной культуры.
Разработка идеальной модели корпоративной культуры предприятия осуществляется посредством реализации ряда задач.
Формирование миссии предприятия, то есть общественного предназначения данной организации. Миссия организация может быть определена как изменения в обществе, которые происходят в результате деятельности данного предприятия.
Формирование базовых ценностей и норм организации. Организационная (корпоративная) культура часто определяется как совокупность базовых ценностей организации. Под организационными ценностями обычно понимают «представления о полезности и предпочтительности для реализации тех или иных средств, форм и методов, а также культурных свойств членов этой организации» [4].
Весь спектр организационных ценностей и норм, лежащих в основе корпоративной культуры предприятия, можно разделить на следующие группы:
- морально-этические ценности и нормы поведения персонала;
- ценности и нормы взаимодействия организации с субъектами внешней среды;
- ценности и нормы, определяющие стиль руководства, формы и методы управления персоналом.
3.Морально-этические ценности и нормы поведения персонала предприятия. Существующие на предприятии морально-этические нормы можно разделить на формальные, то есть официально узаконенные, и неформальные, то есть принятые в общественном сознании большинства работников предприятия и не имеющие формального узаконения. Морально-этические нормы поведения регулируют четыре основных типа отношений работника: нормы отношения к себе; нормы отношения к делу; нормы отношения к другим людям; нормы отношения к собственности.
4.Ценности и нормы взаимодействия организации с субъектами внешней среды. Хозяйственно-экономическая деятельность организации может быть эффективной только в том случае, когда в качестве базовых ценностей организационной культуры предприятия будут приняты:
а) принцип своевременной поставки продукции потребителю, ориентированный на его максимально быстрое обслуживание. Скорость обслуживания потребителя в современных условиях является одним из важнейших конкурентных преимуществ организации;
б) рассмотрение качества продукции или услуг как одного из важнейших конкурентных преимуществ данного предприятия. Ценность качества продукции у работника может быть сформирована, если при этом он будет иметь самосознание работника, непосредственно занимающегося сбытом своей продукции. Производить продукцию так, как если бы тебе непосредственно пришлось заниматься ее сбытом, — подобный подход должен лежать в основе формирования у работников соответствующей корпоративной культуры;
в) безусловное удовлетворение требований потребителей в случае, если по каким-либо причинам они не довольны качеством приобретенного ими продукта. Любая жалоба потребителя на качество продукции должна рассматриваться как чрезвычайное происшествие, не удовлетворяющий потребителя продукт должен быть немедленно заменен, невзирая на экономический ущерб, приносимый этим предприятию;
г) принцип последовательного увеличения сроков гарантийного обслуживания реализуемой продукции. Данный принцип базируется на тех же идеологических основаниях, что и предыдущий. Безусловно, чем сложнее технологически производимая продукция, тем труднее гарантировать ее качество, но, тем не менее, продолжительность сроков гарантийного сервисного обслуживания является для потребителя одним из доказательств качества предлагаемой ему продукции и в конечном итоге одним из конкурентных преимуществ фирмы
5. Ценности и нормы, определяющие стиль руководства, формы и методы управления персоналом. В условиях современного эффективного предприятия формы и методы управления персоналом должны предполагать:
а) обязательность поощрения работника за производство необходимого объема качественной продукции. Система мотивации в современных условиях должна обеспечить безусловный мотивационный приоритет качества продукции над количеством;
б) обязательность наказания
работника за отступление от
принятого
технологического процесса, отклонение от установленных
стандартов качества. Безнаказанность за отступления от
технологических процессов в конечном итоге приводит к тому, что
технологические процессы в организации начинают утрачиваться
напрочь, их реализация из незыблемого правила превращается в
субъективное желание исполнителей;
в) ориентация на внедрение самоконтроля качества, когда основной акцент на качество продукции осуществляют не столько специализированные службы контроля качества, сколько непосредственно сами производители;
г) предоставление работникам возможности гласного обсуждения проблем, связанных с количеством и качеством производимой продукции. Очевидно, что предоставление работникам возможностей самоконтроля качества возможно лишь в условиях, когда последние определенным образом идентифицируют себя со своим предприятием, связывают с ним свою дальнейшую профессиональную судьбу. [2].
Для эффективного управления также необходима трансляция ценностей и норм, лежащих в основе корпоративной культуры предприятия. Практическая реализация данной функции осуществляется в ряде направлений.
1. Организация деятельности по формированию у персонала соответствующей корпоративной культуры. Эта функция может быть реализована посредством органов массовой информации, имеющихся в распоряжении предприятия, систематических встреч руководителей различного уровня с подчиненными, наглядной агитации, организации корпоративных праздников и ритуалов, поддержания соответствующих традиций. В современных условиях данная работа должна быть направлена, прежде всего, на формирование у работников ценностей соблюдения технологического процесса, качества производимой продукции, ценности добросовестного отношения к труду, ценности безусловного приоритета ценности качества над ценностью количества. Можно выделить два основных направления формирования организационных ценностей, соответствующих в принципиальном смысле уже упоминавшимся теориям «X» и «У» Д. Мак-Грегора.
В рамках первого направления основной акцент делается на жесткие наказания работников, допускающих отклонения от принятых стандартов продукции и технологических процессов. При этом принципиально важно, чтобы наказания за должностные упущения осуществлялись гласно, доводились до сведения остальных. Основной воспитательный эффект наказаний в данном случае направлен не столько на нарушителей непосредственно, сколько на остальных работников. В рамках второго направления основной акцент делается на поощрение работников, достигших больших успехов в вопросах количества и качества производимой продукции и, соответственно, широкую пропаганду этих достижений.
По мнению автора, однозначно ответить, какой из обозначенных подходов эффективнее, невозможно. В данном случае, выбор стратегии формирования у персонала организационных ценностей качества будет определяться такими факторами, как размер предприятия, уровень образования и квалификации работников, возможность достоверно оценить индивидуальное качество труда каждого конкретного работника, степень доверия работников руководителю, соотношение формальных и неформальных оснований деятельности организации и т. д.
2. Идеологическая подготовка руководителей различного уровня. М. Вудкок и Д. Френсис справедливо отмечают, что пример руководителя является одним из ведущих способов формирования у персонала соответствующих ценностей [1]. С этой точки зрения можно утверждать, что организационные ценности у персонала может быть сформированы лишь в том случае, когда они сформированы у самого руководителя. Формирование у руководителей организационных ценностей может быть осуществлено посредством:
- включения соответствующих разделов в программы повышения квалификации руководителей предприятия;
- особо организованной работы с молодыми специалистами;
- проведения организационно-деятельностных, деловых игр;
- проблемных семинаров и т. п.
3. Трансляция организационных ценностей посредством рекламной деятельности предприятия. Особенностью рекламной деятельности является то, что формально обращенная на внешнюю среду, она осуществляет мощное мотивационное воздействие на работников самого предприятия. Высокое качество продукции очень часто является ведущим предметом рекламной деятельности, поэтому можно утверждать, что рекламу продукции предприятия можно одновременно рассматривать как в контексте коммерческой деятельности, так и в контексте формирования корпоративной культуры предприятия. Встречаясь во внешней среде с рекламой продукции предприятия, делающей акцент на качестве производимой продукции, работник проникается организационными ценностями своего предприятия [2].
И последняя рассматриваемая функция – это анализ эффективности «приживаемости» корпоративной культуры. Автор выделил основные направления реализации данной функции:
- анализ оценки социально-экономической ситуации предприятия различными группами работников, замер уровня «социального оптимизма» среди работников;
- анализ характера восприятия различными группами работников основных ценностей корпоративной культуры предприятия;
- анализ эффективности различных форм трансляции базовых ценностей корпоративной культуры.
1. Анализ оценки социально-экономической ситуации предприятия различными группами работников, замер уровня «социального оптимизма» среди работников. «В контексте данной проблемы актуальными являются субъективные оценки различными группами персонала следующих аспектов:
- уровня эффективности деятельности организации;
- тенденций в изменении эффективности (работники считают, что эффективность снижается или, наоборот, повышается);
- конкурентоспособности организации;
- перспектив изменения уровня ее конкурентоспособности.»
2. Анализ характера восприятия различными группами работников основных ценностей корпоративной культуры предприятия. Очевидно, что в современных условиях основной предмет анализа — это степень сформированности у различных категорий персонала организационных ценностей, а также факторы, определяющие эти ценностные ориентации. В последнем случае чрезвычайно важно разобраться, что побуждает персонал качественно осуществлять свою производственную деятельность (если, естественно, вообще что-то побуждает): страх перед наказаниями со стороны руководства, опасение осуждения товарищей по работе либо собственные ценностные представления.
3. Анализ эффективности различных форм трансляции базовых ценностей корпоративной культуры. В рамках данной функции необходимо определить рейтинг различных форм трансляции по степени их влияния на процесс формирования у персонала соответствующих организационных ценностей. Руководителю необходимо перестроить свою работу по дальнейшему формированию корпоративной культуры.
Таким образом, на высшем, идеологическом уровне управления персоналом в рамках предприятия реализуются две крупные задачи:
1) формирование проекта корпоративной культуры, отвечающей миссии, целям и стратегии предприятия;
2) реализация программы реализации формирования соответствующей корпоративной культуры.
Литература:
Вудкок М., Френис Д. Раскрепощённый менеджер: для руководителя – практика. М., 1991. – 300 с.
Дырин С.П. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия. СПб.: Питер, 2006.–240 с.
Макарченко М.А. Исследование организационной культуры санкт-петербургских предприятий // Вестник СПбГУ. Серия 8 «Менеджмент». СПб, 2004. Вып.3, с. 53- 57.
Мильнер Б.3. Теория организации: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М:.ИНФРА-М, 2000. – 480с.