Статья раскрывает необходимость для логопедов в ведении профессионального логопедического блога для просвещения и консультации родителей, а также говорит о том, какими компетенциями должен обладать логопед для того, чтобы осуществлять эту деятельность.
Ключевые слова: просвещение, консультирование, блог логопеда, социальная сеть Инстаграм.
В последние годы возросло количество детей, у которых диагностируется задержка речевого развития или предпосылки к ее появлению. Предотвратить ее появление или максимально быстро и эффективно ее скомпенсировать можно в раннем возрасте, когда нервная система ребенка еще очень пластична. Для этого необходимо, чтобы родители вовремя заметили отставание у ребенка в речевом развитии, ориентируясь на нормы речевого развития. С целью определения уровня владения родителями знаний о нормах речевого развития детей в раннем возрасте нами был проведен констатирующий эксперимент. Результат этого эксперимента показал, что родители недостаточно осведомлены в этих вопросах. Следовательно, необходимо просвещать родителей детей раннего возраста о нормах развития речи в первые годы жизни ребенка.
Также мы выяснили, что родители неохотно читают специализированную литературу о речевом развитии, но с удовольствием черпают информацию из социальных сетей. Самой популярной площадкой для получения информации оказалась социальная сеть «Инстаграм». Именно там большинство опрошенных получают информацию сейчас. Соответственно, мы предположили, что информационно-просветительская деятельность логопеда в рамках сопровождения семей, воспитывающих детей с задержкой речевого развития должна осуществляться на платформе социальной сети «Инстаграм». С помощью этой же платформы будет осуществляться и другая часть сопровождения этих семей — консультирование по вопросам речевого развития в раннем возрасте, а также по вопросам диагностики, коррекции и профилактики задержки речевого развития.
Наш формирующий эксперимент заключается в создании и дальнейшем развитии профессионального блога логопеда. Блог создается и развивается на базе социальной сети «Инстаграм» для информирования и консультирования семей, воспитывающих детей с задержкой речевого развития.
В создании и развитии этого блога можно выделить несколько этапов:
- регистрация блога в социальной сети «Инстаграм»
- описание блога
- создание контент-плана блога
- публикации статей
- публикации видео
- проведение семинаров в прямом эфире
- консультирование
Этапы 4–7 могут осуществляться в любой последовательности или параллельно.
Далее остановимся подробнее на каждом из этих этапов.
Для регистрации в социальной сети «Инстаграм» потребуется использование приложения «Инстаграм» с указанием номера телефона и адреса электронной почты, на которую придет письмо для подтверждения регистрации.
После завершения процедуры регистрации нужно заполнить описание профиля. Оно будет отображаться в верхней части блога. Необходимо четко формулировать эту информацию, чтобы тем, кто зашел на страницу было сразу понятно, кто ведет эту страницу и о чем она. [3, с.22]
После регистрации и заполнения описания блога, необходимо четко продумать последовательность предъявления информации в блоге, отобрать и структурировать эту информацию, создать план публикации статей и видео, а также составить график и тематическое планирование семинаров, которые будут проходить в прямом эфире.
Далее можно переходить к освещению тем, согласно установленного плана.
Размещение статей в социальной сети «Инстаграм» допустимо только при наличие какого-либо визуального контента, поэтому необходимо заранее подготовить авторские фотографии или изображения по теме статьи. Это «обложка» статьи, которая может также, при желании, содержать заглавие статьи и/или ключевые слова по теме.
Какую-то информацию можно представить не в качестве статьи, а в формате видео. Здесь важно помнить, что длительность этого видео ограничена и составляет всего 15 сек. [4, с.12]
В конце каждой статьи необходимо указать ключевые слова с хештегом, по которым родители смогли бы найти эту статью. Использование хештегов поможет привлечь внимание к блогу большей аудитории. [2, с.143]
Для удобства поиска информации в блоге резонно ввести систему навигации. Это упрощает поиск всех статей блога, относящихся к одной и той же теме.
Одновременно с публикацией статей, по мере того, как будет расширяться количество подписчиков блога, будет проводиться и консультационная работа. Подписчики смогут обращаться в личных сообщениях с вопросами. Таким образом у родителей появится возможность из-за незначительного вопроса, не требующего очной диагностики ребенка, не тратить время на поездку в специализированное учреждение для получения ответа от логопеда. Особенно актуально это в период пандемии, когда санитарные нормы требуют сокращения по возможности очных консультаций.
Помимо этого, консультирование будет осуществляться во время прямых эфиров. Социальная сеть «Инстаграм» позволяет осуществлять видеосвязь, к которой может подключиться любой желающий подписчик и, в прямом эфире, написав свой вопрос, услышать от логопеда ответ.
Конечно, создавая статью для публикации, логопед должен обладать необходимыми для этого профессиональными компетенциями, как, например, способность составлять рекомендации по профилактике нарушений речи у детей. [1, c. 308] Но этого уже недостаточно.
Какими новыми компетенциями должен обладать логопед для успешной работы с родителями с использованием блога в социальной сети «Инстаграм»?
Во-первых, это умение пользоваться смартфоном, умение устанавливать приложения и регистрироваться в них.
Во-вторых, логопеду нужно разобраться, как пользоваться социальной сетью «Инстаграм», какие функции она имеет и какие есть настройки, после чего необходимо персонализировать это приложение с учетом всех возможных настроек для удобства пользования автору блога.
В-третьих, ему необходимо научиться пользоваться специализированными приложениями для работы с фотографиями и видео.
К тому же немаловажным является навык публичных выступлений и умение правильно держаться перед камерой во время съемок. Эти качества — залог успешного проведения семинаров в прямом эфире.
Для эффективного продвижения своего блога логопеду необходимы элементарные знания в интернет-маркетинге и особенностях продвижения в социальной сети «Инстаграм». Ведь именно благодаря этому можно добиться главной цели — просвещения как можно большего количества людей, интересующихся вопросами речевого развития. Чем больше будет у логопеда подписчиков, тем большему количеству родителей может быть предоставлена возможность получения консультации в личных сообщениях.
В заключении хочется отметить, что на наш взгляд просветительская, пропедевтическая и консультационная работа логопеда будет успешно и эффективно осуществляться при использовании логопедического блога в социальной сети «Инстаграм».
Литература:
- Болтакова Наталья Ивановна Формирование профессиональных компетенций будущего логопеда // Вестник ТГГПУ. 2011. № 26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-buduschego-logopeda
- Боровикова Анна Михайловна, Вагин Дмитрий Юрьевич, Тарасова Виктория Сергеевна, Яшкова Елена Вячеславовна Интернет-маркетинг в сети Instagram // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-marketing-v-seti-instagram
- Instagram для бизнеса: 40 хаков и готовых решений. — Бесплатное электронное издание. Исправленное и дополненное. — 2019 https://blog.ingate.ru/books/
- Instgram: эффективное продвижение от А до Я. https://blog.ingate.ru/books/