Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 19.11.2021

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Слюсарева, И. П. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей / И. П. Слюсарева, А. Г. Грицай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 425-428. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85525/ (дата обращения: 17.01.2022).



Цель — определить место и специфику семей группы риска в структуре типологии неблагополучных семей. В статье актуализируется проблема изучения семейного неблагополучия; выявляется специфика семей группы риска; на основе определения ведущих факторов риска, которые создают вероятную опасность для социализации ребенка, представляется комплексная типология семей группы риска.

Ключевые слова: неблагополучные семьи, семьи группы риска, превентивные, условно-адаптированные семьи, факторы неблагополучия, риск, степень риска, типология семей группы риска.

Согласно исследованиям российских социологов, для начала XXI века одной из характерных тенденций социального развития является рост семейного неблагополучия. Экономический кризис в последние годы только усугубляет и так достаточно сложное материальное состояние большого количества семей, нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, достаточно низкий уровень педагогической культуры снижает воспитательный потенциал семьи.

Сложившаяся социальная ситуация перед педагогической наукой ставит задачу изучения современного проявления семейного неблагополучия, особенностей семей группы риска и оказания им социально-педагогической помощи. Специалист должен уметь выделять из социума семьи данной категории, четко квалифицировать характер семейных проблем, степень их проявления и прогнозировать возможные «социально-педагогические риски». В связи со сказанным возникает необходимость четкого определения сущности и специфических особенностей семей группы риска.

Анализ отечественной, зарубежной литературы и научно-исследовательской практики свидетельствует, что отсутствует единая и четкая квалификация семей, отличающихся той или иной формой, степенью неблагополучия. В науке однозначно не выделены необходимые и достаточные признаки, на основании которых специалист может диагностировать семью, как семью группы риска, а также характер возможных неблагоприятных последствий функционирования семьи и планировать соответствующую «помогающую» деятельность.

Возникает правомерный вопрос: «Какую семью можно квалифицировать как семью группы риска? В последнее время в педагогической практике наметилась проблема не совсем верного, на наш взгляд, представления о семьях «группы социального риска». К этой категории часто относят неблагополучные семьи с аморальной и асоциальной направленностью, однако проблема семейного риска, как мы полагаем, просматривается значительно шире. Далее попытаемся определить психолого-педагогические подходы к определению специфики понятия «семья группы риска».

Несмотря на широкое употребление в научной и специальной литературе понятия «семья группы риска», во всем многообразии работ, посвященных данной проблеме, трудно встретить четкую его формулировку. Наряду с понятием «семья группы риска» используются такие, как «неблагополучная семья», «проблемная семья», «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни.

Несмотря на разные наименования семей, испытывающих те или иные проблемы, главной их особенностью, как мы думаем, является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. В чем проявляется специфика семей группы риска, речь пойдет ниже.

Риск, как известно, это ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий (3). «Риск» рассматривается как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности успеха и степени неблагоприятных последствий и условий социализации (3). Исходя из сказанного, категорию семей группы риска можно выделять в связи со степенью неблагополучия того или иного характера.

Ситуации семейного неблагополучия можно рассматривать как ситуации затруднения или невозможности выполнения семьей ее основных функций и удовлетворения ведущих потребностей членов семьи в условиях неэффективной деятельности семейных механизмов адаптации и интеграции. В соответствии со сказанным, под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, затруднено удовлетворение ведущих потребностей членов семьи. Необходимо отметить, что существуют такие формы семейного неблагополучия, которые, с одной стороны, являются довольно распространенными в современном обществе, а с другой, -не всегда открыто проявляются на социальном уровне и поэтому не вызывают особой обеспокоенности, хотя их деструктивное влияние на формирование личности ребенка не менее опасно, чем в семьях, где прямо культивируются антиобщественные ориентации и демонстрируются образцы асоциального поведения.

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

Неблагополучие в семье, как указывалось выше, может проявляться в различной мере. Исследователи в области социальной педагогики (4) выделяют три группы семей, в которых степень неблагополучия проявляется в различной степени.

  1. Семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление, находящиеся на начальной стадии развития неблагополучия. Их называют превентивными, условно-адаптированными. Это в целом благополучные семьи, но испытывающие временные сложности, проблемы. У каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию.
  2. Семьи, в которых несколько функций подвергаются деструкции, а социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня. Данный тип семей квалифицируют как кризисные или семьи «группы риска».
  3. Семьи, которые столкнулись с большим количеством сложностей и зачастую потеряли всякую жизненную перспективу по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей. В данных типах семей неблагополучие проявляется в большей мере, поэтому большинство исследователей называет их собственно неблагополучными семьями.
  4. Практика свидетельствует, что если благополучная семья не справляется с возникшими временными проблемами, трудными жизненными ситуациями, то она может быть квалифицирована как семья группы риска. Аналогично, если семья группы риска не решит сама или с помощью специалистов возникшие противоречия и кризисная ситуация затянется, обострится и, как следствие, активизирует другие противоречия, то она может перейти в разряд неблагополучных. В то же время может наблюдаться обратное обращение. Так, например, вовремя оказанная социально-педагогическая помощь семье группы риска позволит ей в дальнейшем не стать неблагополучной, а может перейти в статус условно-адаптированной и даже благополучной.

Таким образом, согласно вышеприведенной классификации, семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные. Чаще всего эти семьи сочетают задачи воспитания ребенка с большими жизненными трудностями. Родители данного типа семей, как правило, не справляются с возложенными на них функциями семейного воспитания, так как их адаптивные способности существенно снижены, и поэтому процесс воспитания ребенка в таких семьях мало результативен. Следовательно, семьей группы риска можно считать ту семью, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют в полной мере своих обязательств по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия.

Как свидетельствуют социально-педагогические исследования, педагогическая практика, семьи группы риска не однородны как по характеру проявления неблагополучия, так и по структуре, общей культуре родителей. Анализ научной литературы подтверждает отсутствие единой, общепринятой типологии семей группы риска. Выделение типов и видов неблагополучия производится авторами на основе изучения отдельных характеристик семьи: нарушения одной или нескольких функций семьи; структуры семьи и т. п., что не обеспечивает интегрированное знание об изучаемом феномене в рамках единой теории. Существующие в педагогике классификации семей группы риска дополняют, а иногда и повторяют друг друга, при этом охватывая широкий спектр критериев, порой выходящих за рамки направленного воспитательного воздействия. Имеющиеся в литературе классификации, по сути, дополняют, а иногда и повторяют друг друга.

Анализ классификаций неблагополучных семей (Т. В. Андреева, Л. С. Алексеева, Е. И. Казакова, В. Е. Летунова и др.) позволил разработать следующую комплексную типологию семей группы риска на основании определения ведущих факторов риска, которые создают вероятную опасность для социализации ребенка. Семья группы риска, согласно давней классификации, может быть квалифицирована как таковая по проявлению одного или нескольких факторов риска.

1) медико-биологические факторы (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в физическом и психическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и пр.);

2) социально-экономические факторы (малообеспеченные, многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни, неприспособленные к жизни в обществе);

3) социально-культурные факторы (семьи, родители которых характеризуются различным уровнем общей культуры, имеют различный уровень образования: среднее, высшее);

4) демографический фактор как показатель структуры и состава семьи (полная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная), а также места и условий проживания (сельская местность, город, мегаполис);

5) психологические факторы (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми);

6) педагогические факторы (низкий уровень педагогической и духовной культуры родителей, низкий уровень общения, отсутствие примера положительного поведения родителей, отсутствие единой тактики воспитания детей).

С учетом выявленных факторов нами была проведена работа по выявлению семей группы риска. Для обследования были определены 56 семей, воспитывающих детей 10–12 летнего возраста. В качестве ведущего критерия базы исследования был выбран фактор неблагополучия социокультурной среды. Ведущими методами изучения семей явились: анкетирование, интервьюирование членов семе, беседы с детьми, соседями, анкетирование педагогов. Диагностические методы были направлены на определение проявления вышеотмеченных показателей семейного неблагополучия. Так был осуществлен анализ социальных паспортов семей.

По общим критериальным показателям было выявлено 17 семей группы риска. На следующем этапе исследования полученные данные были проанализированы с учетом выше отмеченных факторов риска. Полученные данные отражены в таблице.

Факторы риска

Проявление фактора (кол-во семей)

1.

медико-биологические факторы

9

2.

социально-экономические факторы

14

3.

социально-культурные факторы

16

4.

демографический фактор

8

5.

психологические факторы

17

6.

педагогические факторы

14

Качественный анализ проявления факторов риска в экспериментальных семьях позволил определить их рейтинг. Лидирующую позицию в нем по степени чистоты проявления в семьях группы риска занимают 4 фактора: психологический, социокультурный, социально-экономический и педагогический. Учет преобладающих факторов позволит нам определить стратегические и тактические действия по социально-педагогическому сопровождению семей.

Литература:

  1. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб., 2004. 224 с.
  2. Дымова Т. И. Психология семейного образа жизни. М., 2005. 144 с.
  3. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. 431 с.
  4. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2012. 256 с.
  5. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И. Методика работы с неблагополучной семьей: из опыта работы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. М., 2019. 24 с.
  6. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей. М., 2015. 254 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, семья группы риска, семейное неблагополучие, проблема, риск, специфика семей группы риска, тип семей, вероятная опасность, деструктивное влияние, педагогическая практика.


Ключевые слова

риск, неблагополучные семьи, семьи группы риска, превентивные, условно-адаптированные семьи, факторы неблагополучия, степень риска, типология семей группы риска
Задать вопрос