Актуальные проблемы в сфере развития особой экономической зоны Санкт-Петербурга и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.11.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Стрельникова, П. С. Актуальные проблемы в сфере развития особой экономической зоны Санкт-Петербурга и пути их решения / П. С. Стрельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 98-102. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85454/ (дата обращения: 17.01.2022).



Особая экономическая зона является одним из инструментов для развития социально-экономической сферы жизнедеятельности государства. Она предоставляет привилегированные льготы и специальный таможенный статус. Также особая экономическая зона занимается привлечением высококвалифицированных специалистов и целенаправленно развивает передовые технологии. Но несмотря на все предусмотренные меры, возникает ряд проблем, которые мешают в полной мере раскрыться всем положительным сторонам создания Особой экономической зоны. Эти проблемы в большей степени связаны с привлечением инвестиций, развитие территорий, обеспечением рабочих мест, эти проблемы притягивают другие и вырисовывается достаточно сложная картина, которая нуждается в тщательном регулировании. Особая экономическая зона в свою очередь регулируется на законодательном уровне федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ, но для решения всех вытекающих трудностей этого недостаточно. В статье подробно раскрываются проблемы создания Особой экономической зоны и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: Особая экономическая зона, развивает передовые технологии, привлечение высококвалифицированных специалистов, обеспечение рабочих мест.

Прежде чем перейти к анализу проблем в развитии особой экономической зоны (ОЭЗ), необходимо дать характеристику этому правовому явлению. В федеральном законе от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» дается такое понятие: Особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Из определения можно сделать вывод, что Особая экономическая зона представляет собой обособленную территорию, которая обладает особым юридическим статусом по сравнению с остальной территорией государства. Такая территория создается для достижения следующих целей:

— развитие обрабатывающих отраслей экономики;

— развитие высокотехнологичных отраслей экономики;

— развитие туризма;

— развития санаторно-курортной сферы;

— развития портовой и транспортной инфраструктур;

— разработка технологий и коммерциализации их результатов;

— производства новых видов продукции.

Для достижения всех этих целей государство создало на этой территории особый режим осуществления предпринимательской деятельности, который включает особый административный режим, возможность оборудования рабочих мест по упрощенным стандартам, отсутствие пошлин на сырьё и запасные части импортного производства, если таковые используются для производства конечного продукта, а не для перепродажи; доступные рынки сбыта, возможность выкупа земельных участков по льготной стоимости, льготная аренда зданий, офисов и участков земли, предоставление особого налогового режима, предоставление особого таможенного режима, возможность применения ускоренной амортизации, предоставление правовых гарантий в части защиты прав инвесторов. [1, c.76] Таким образом, те, кто осуществляет деятельность на территории особых экономических зон, получают преимущества в виде: льгот по налогообложению, экономии на пошлинах и других видах платежей, возможности привлекать персонал высокой квалификации, возможности увеличивать доходы при минимизации своих затрат.

История создания ОЭЗ в Санкт-Петербурге начинается с того, что 21 декабря 2005 года Правительство Российской Федерации выпустило Постановление № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа». ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» создана в 2006 году на основании Соглашения от 18 января 2006 года № 6678-ГГ/Ф7, подписанным между Министром экономического развития и торговли Российской Федерации Г. О. Грефом и Губернатором Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко. Создание проекта проходило в несколько этапов:

  1. Строительство административно-делового центра с выставочным комплексом, инженерной, транспортной и таможенной инфраструктуры на площадке «Нойдорф». Завершено в 2010 году;
  2. Строительство Центра трансфера технологий «Новоорловский» в 2016 году и завершение строительства инженерной, транспортной и таможенной инфраструктуры на площадке «Новоорловская». Завершено в 2017 году.

В настоящее время Санкт-Петербург один из наиболее активно развивающихся регионов России, обладающий большим инвестиционным потенциалом. Выгодное геополитическое положение, диверсифицированная экономика, транспортная инфраструктура, законодательство, направленное на стимулирование инвестиционной деятельности, стабильная экономическая ситуация. Большой кадровый и интеллектуальный потенциал позволяют привлекать в Санкт-Петербург инвесторов со всего мира. Приоритетные направления ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» для ведения деятельности резидентов— фармацевтика, биотехнологии, приборостроение, новые материалы, IT, телекоммуникации, микроэлектроника. [2, c. 14]

ОЭЗ обладает рядом преимуществ по сравнению с остальной территорией региона, это сделано, как было выше указано, для развития социально — экономической сферы. В таблице 1 «Сравнение отчислений», показано какое различие в налоговом и таможенном регулировании существует между ОЭЗ и обычной территории.

Таблица 1

Сравнение отчислений

Налог

ОЭЗ СПБ

За пределами ОЭЗ

Налог на прибыль

15,5 %

20 %

Федеральный бюджет

2 %

2 %

Бюджет Санкт-Петербурга

13,5 %

18 %

Таможенные платежи НДС

Освобождение

18 %

Таможенные платежи пошлины

Освобождение

10 %-18 %

Налог на землю

0 %

1,5 %

Налог на имущество организаций

0 %

2,2 %

Налог на транспорт

0 %

До 150 руб. за л. с.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

28 %

30 %

Пенсионный фонд

20 %

22 %

Фонд социального страхования

2,9 %

2,9 %

Фонд обязательного медицинского страхования

5,1 %

5,1 %

Исходя из представленных данных в таблице можно сделать выводы, что почти по каждому пункту есть льгота, послабление или даже освобождение от уплаты. Это сделано для привлечения инвесторов, высококвалифицированных специалистов, а также экспертов по развитию бизнеса. В перечень льгот на территории ОЭЗ входят отмена налогообложения в счет права на экспорт, освобождение от других налогов, прежде всего — на недвижимость, а также местных налогов, отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в ОЭЗ, полная или частичная отмена налогов на прибыль предприятий ОЭЗ на определенный срок и в зависимости от местных условий.

На данный момент территория ОЭЗ СПБ составляет 182,32 га, ведет свою деятельность 61 компания, а выручка резидентов составляет 185,9 млрд руб. Деятельность ОЭЗ СПБ будет продолжаться до 2054 года и по прогнозам должна будет внести существенный вклад в развитие приборостроения, фармацевтики, биотехники и микроэлектроника. Однако, несмотря на положительные результаты, но на пути к своей цели, ОЭЗ сталкивается с множеством проблем. Рассмотрим некоторые из них более подробно. [4, c.27]

1. Несовершенство законодательства. Такая проблема как «несовершенство законодательства» встречается во многих отраслях, это связано с тем, что каждый день возникают новые споры и неразрешимые задачи, которые не могут найти своего отражения в нормативно — правовых актах. Точно так же в законодательстве об ОЭЗ есть «пробелы», они касаются условий формирования ОЭЗ и определения прилегающих к ним территорий.

Кроме того, существуют упущения в законодательстве, которые касаются условий создания ОЭЗ и определения прилегающих к ним территорий. Согласно земельному законодательству, правовой режим использования земель в пределах особых экономических зон, а также на прилегающей к ним территории имеет ряд важных отличий от общего правила. Однако Земельный и Градостроительный кодексы РФ не раскрывают понятие «территория, прилегающая к ОЭЗ». В соответствии с законом об ОЭЗ общая площадь прилегающей к промышленно производственным ОЭЗ территории не должна превышать 40 км 2 , площадь прилегающей к технико-внедренческим ОЭЗ территории не должна превышать 4 км 2 , а прилегающая к портовым ОЭЗ территория должна составлять не более 50 км 2 . Более детальное регулирование вопросов, связанных с территорией как самой ОЭЗ, так и прилегающей к ней, указанные федеральные законы не предусматривают. В целях определения прилегающей к ОЭЗ территории в Закон об особых экономических зонах необходимо внести изменения в части, касающейся способа установления прилегающей к ОЭЗ территории. Ответственность сторон при создании ОЭЗ законодательно не регламентируется. Ни закон об ОЭЗ, ни договоры о создании ОЭЗ не содержат условий об ответственности сторон за выполнение своих обязанностей. Минэкономразвития РФ осуществляет делегирование отдельных полномочий по управлению ОЭЗ органу исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого создана ОЭЗ, на основании соглашения, либо управляющей компании (передача полномочий осуществляется на основании Приказа Минэкономразвития РФ). В соглашениях также не закрепляется ответственность сторон, содержатся отсылки к положениям законодательства РФ, что не дает резидентам ОЭЗ гарантии защиты от нарушения прав или от невыполнения обязательств по соглашению, негативно влияет на развитие ОЭЗ.

2. Несовершенство критериев отбора заявок на создание ОЭЗ. При отборе проектов на создание ОЭЗ уполномоченным органам необходимо обращать внимание не только на крупномасштабность проектов и заинтересованность в их реализации, а, прежде всего, на ориентацию производств на инновационность, удовлетворение внутреннего и внешнего спроса, а также бюджетную отдачу. Поэтому нами предлагаются следующие принципы, которые необходимо соблюдать при создании ОЭЗ (табл. 2). «Принципы создания ОЭЗ».

Таблица 2

Принципы создания ОЭЗ

Принцип

Содержание

Востребованность.

Продукция предприятий должна погашать неудовлетворенный спрос на внутреннем и внешнем рынках.

Отсутствие нежелательной конкуренции.

Резиденты ОЭЗ должны обеспечивать замещение импорта и не должны наносить экономический ущерб отечественным производителям аналогичной продукции.

Бюджетной эффективность.

Налоговые поступления и косвенные эффекты должны превышать сумму реальных налоговых льгот, расходы на создание инфраструктуры и косвенные потери.

Рациональная продолжительность предоставления льгот.

Период предоставления налоговых льгот должен быть равен периоду окупаемости проекта либо может быть продлен до достижения предприятием объемов реализации, позволяющих ему конкурировать по цене с зарубежными производителями при отмене налоговых льгот.

Реалистичность бизнес-планов предприятий-резидентов ОЭЗ.

Бизнес-планы предприятий-резидентов ОЭЗ должны проходить качественную независимую экспертизу специалистов.

Приоритетность инновационных производств в ОЭЗ.

В случае наличия альтернативного выбора между резидентами приоритет необходимо отдавать производителям инновационной продукции

Если придерживаться этих принципов при отборе проектов на создание ОЭЗ, то может повыситься уровень эффективности и их качества. Так же при удачном географическом расположении, стабильной экономической ситуации, а также при повышенном инвестиционном фоне ОЭЗ может в кратчайшие сроки увеличить свою прибыль, максимизировать поток инновационных изобретений и улучшить товарооборот. На рис.1 «Вероятность выбора» приведена круговая диаграмма, на которой показано в процентном соотношении как влияют принципы и показатели, которые рассматриваются при создании ОЭЗ.

Вероятность выбора

Рис. 1. Вероятность выбора

На представленном рисунке показано, в каких долях влияет неправильный выбор одного из принципа, из чего следует сделать вывод, что с вероятностью 91 % созданная ОЭЗ будет убыточной и неэффективной.

3. Система оценки эффективности ОЭЗ находится в стадии формирования. Такой показатель как оценка эффективность представляет собой совокупность определенных факторов, которые в итоге дают общее мнение о работе предприятия. У ОЭЗ так же есть ряд показателей, которые полностью составляют оценки эффективности:

— удовлетворение потребностей общества;

— оптимальное распределение ресурсов;

— развитие инновационных сфер и отраслей;

— итоги полученных результатов;

— доход.

Особая экономическая зона СПБ на данный момент показывает отличные результаты, так как это технико-внедренческий тип, то она нацелена на создание новых проектов, которые будут приносить пользу и удовлетворять общество. За последние 15 лет ОЭЗ СПБ привлекло более 60 млрд рублей инвестиций, таким образом повышается инвестиционный фон в стране, завершено множество строительных проектов, создано 5018 новых рабочих мест, 164,2 млрд рублей, совокупная выручка резидентов, 25,1 млрд рублей выплачено резидентами налогов и зарегистрировано 63 компании — резидентов. ОЭЗ «Санкт‑Петербург» регулярно занимает лидирующие позиции в ряде значимых российских и международных рейтингов ОЭЗ. Входит в пятерку лучших ОЭЗ России 4-й год подряд, по результатам оценки Минэкономразвития России эффективности функционирования ОЭЗ России (сводный расчетный показатель эффективности за весь период работы составил 96 %). В рейтинге лучших экономических зон мира Global Free Zones of the Year 2019 Awards международного издания Foreign Direct Investment Intelligence (FDI) ОЭЗ «Санкт‑Петербург» стала победителем в трех номинациях: «Развитие бизнеса», «Фармацевтика», «Развитие кластеров». В рейтинге лучших экономических зон мира Global Free Zones of the Year 2020 Awards стала победителем в специализации «Фармацевтика». По оценке IV национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России, проведенного Ассоциацией Кластеров и Технопарков (АКИТ) России, ОЭЗ в Санкт‑Петербурге занимает 3-е место среди особых экономических зон технико-внедренческого типа и входит в группу ОЭЗ с высокой инвестиционной привлекательностью. ОЭЗ в Санкт‑Петербурге победило в номинации «Лучшая промышленная площадка» бизнес-премии «Russian Business Guide. Люди года-2021». По оценке рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ и индустриальных парков, подготовленного Аналитическим центром «Эксперт» за 2020 год, ОЭЗ в Санкт‑Петербурге занимает 2 место.

4. Неблагоприятный инвестиционный фон страны для привлечения иностранных инвестиций. Для России необходимым условием экономического роста является приток иностранного капитала. В последнее время приток прямых иностранных инвестиций, которые способствуют созданию новых рабочих мест, в России недостаточен. Так за 10 лет приток прямых иностранных инвестиций в структуре всех поступающих инвестиций составляет всего одна четверть. Остальная часть приходится на прочие инвестиции (кредиты). Основными сдерживающими факторами для роста прямых иностранных инвестиций выступают:

— сырьевая зависимость экономики страны;

— неблагоприятный инвестиционный климат в стране;

— высокий уровень коррупции;

— недостаточная эффективность проводимой денежно-кредитной политики;

— неопределенность правовой системы и многие другие.

Так как инвестиции являются двигающей силой при развитии какого-либо проекта, в том числе и ОЭЗ. Зарубежные инвестиции оказывают положительное влияние на экономику страны, а также способствует интеграции общества и всемирного распределения ресурсов на более высоком и эффективном уровне. Чтобы привлекать иностранные инвестиции, необходимо улучшить инвестиционный климат России. Министерство экономического развития РФ предлагает план по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в ВВП, в рамках которого представлены меры повышения инвестиций в нефтегазовой отрасли, в сфере геологии и недропользования, в электроэнергетике, промышленности, транспортной отрасли, сельском хозяйстве, в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также в обновление и модернизацию коммунальной энергетической инфраструктуры.

Целевым показателями реализации Плана роста инвестиций (включая отраслевой раздел) является достижение 25 % доли инвестиций в основной капитал от ВВП. Для достижения данной цели планируется рост инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий с 12,3 трлн. рублей в 2017 г. до 23,6 трлн. рублей в 2024 году. Достижение 25 % доли инвестиций в основной капитал от ВВП (из государственных и частных источников) позволит предприятиям обновить материально-техническую базу и инфраструктуру, создать новые производства и наладить выпуск инновационной конкурентоспособной продукции. [5, c.38] Данный План роста инвестиций был утвержден Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д. А. от 13 февраля 2019 г. № 1315п-П13.

Исходя из проведенного анализа, следует сделать ряд выводов. ОЭЗ предоставляет огромное поле для экономической практики и развития ряда отраслей, но есть некоторые затруднения в реализации деятельности и успешного ее ведения на территории ОЭЗ. Что касается зон технико-внедренческих типа, то справедливо отметить, что эта зона считается одной их наиболее успешных во всем мире и является эталоном ОЭЗ этого типа во многих развитых и развивающихся странах.

ОЭЗ СПБ является динамично развивающейся зоной технико-внедренческого типа, которая за последние 15 лет внесла огромный вклад в экономику РФ. Но ОЭЗ СПБ сталкивается со множеством проблем, которые совместными усилиями со всеми финансовыми инструментами можно устранить. В работе представлены некоторые проблемы, которые мешают в успешном и быстром развитии. Для решения проблем разрабатываются специальные принципы, совершенствование законодательства, улучшение инвестиционного фона в стране, а также стимулируется региональное развитие. ОЭЗ СПБ действует до 2054 года и к завершению этого периода ОЭЗ ставит перед собой выполнение следующих целей:

— развитие высокотехнологичных отраслей промышленности;

— производство инновационного продукта;

— коммерциализация достижений в наукоемких областях;

— повышение конкурентоспособности экономики региона;

— привлечение иностранных инвестиций;

— увеличение прибыли на 75 %;

— развитие каждого резидента отдельно.

ОЭЗ играют большую роль в функционировании экономки и отдельных отраслей, поэтому способствовать их развитию и становлению является необходимостью на данный момент.

Литература:

  1. Федеральное Собрание Российской Федерации / Совет Федерации // Парламентские слушания. «Особые экономические зоны — важный инструмент инвестиционной политики и государственной поддержки инновационной деятельности». — 2004 г. С. 7–93.
  2. Baikal research journal — электронный научный журнал Байкальского государственного университета. — 2021. — № 36. — С. 120–130. — URL: problemy-funktsionirovaniya-i-perspektivy-razvitiya-osobyh-ekonomicheskih-zon-v-rossii %20(3).pdf [дата обращения: 23.10.2021]
  3. https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial_and_trade/news/216240/ [дата обращения 25.10.2021]
  4. Шаринова, Г. А. Инвестиционный климат России: современное состояние, проблемы и пути развития / Г. А. Шаринова, О. Э. Дембилов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 503–505. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8161/ [дата обращения: 20.10.2021]
  5. https://www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/investklimat/plan_rosta_investiciy/ [дата обращения: 23.10.2021].
Основные термины (генерируются автоматически): особая экономическая зона, СПБ, Российская Федерация, Россия, территория, Петербург, основной капитал, развитие, технико-внедренческий тип, Санкт-Петербург.


Ключевые слова

особая экономическая зона, развивает передовые технологии, привлечение высококвалифицированных специалистов, обеспечение рабочих мест
Задать вопрос