Законодательная составляющая инвестиционного климата Санкт-Петербурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Абрашин Д. К. Законодательная составляющая инвестиционного климата Санкт-Петербурга // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 407-409. — URL https://moluch.ru/archive/138/38629/ (дата обращения: 22.01.2020).



В статье рассматриваются основные законы и нормативно-правовые акты, способствующие увеличению притока инвестиций в экономику Санкт-Петербурга. Дано представление об особой экономической зоне Санкт-Петербурга и налоговых преференциях для инвесторов.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, законы об инвестициях

Для увеличения объема инвестиций с 1 января 2015 года в Санкт-Петербурге снижены налоги для ряда субъектов малого предпринимательства, объявлен мораторий на введение торгового сбора, предоставлен ряд льгот крупному и среднему бизнесу, пополняющему основные фонды и создающему высокотехнологичные рабочие места. Последние поправки в закон Санкт-Петербурга «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» предусматривают снижение до 1,5 млрд рублей порога совокупного объема инвестирования в развитие здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, науки и инновационной деятельности для присвоения инвестиционному проекту статуса стратегического проекта Санкт-Петербурга [4].

Статус стратегического инвестиционного проекта предусматривает следующие льготы:

– Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду без проведения торгов;

– Возможность уменьшения арендной платы за предоставление земельного участка для строительства до 1,5 процентов его кадастровой стоимости;

– Предоставление возможности выкупать земельные участки, полученные целевым назначением, по сниженной цене согласно установленному льготному корректирующему коэффициенту в размере 0,25;

– Сопровождение инвестиционного проекта на всех этапах реализации.

С 1 марта 2016 года петербургские власти снизили для проектов гостиниц порог по объему инвестиций для получения стратегического статуса в 10 раз — до 1,5 млрд рублей. Сейчас установлено общее требование об обеспечении совокупного объема инвестирования в инвестиционные проекты не менее 15 млрд рублей [1].

Подобные действия властей города связаны с развитием туризма в Петербурге и подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года. Согласно статистическим данным, в 2015 году Санкт-Петербург посетили 6,5 миллионов российских и зарубежных туристов, что превышает население Петербурга на 1,5 миллиона человек. Помимо традиционного культурно-познавательного туризма, в городе быстро развивается сегмент делового, в том числе конгрессно-выставочного туризма, и круизного туризма (более 12 % в год).

На конец 2015 года в Санкт-Петербурге насчитывался 141 объект гостиничной инфраструктуры с общим объемом номерного фонда около 20 тысяч номеров (за исключением малых форм размещения: хостелы и мини-отели). За последние пять лет этот показатель увеличился на 25 гостиниц с общим числом номерного фонда 5,4 тысячи номеров.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга, до 2030 года мощность гостиничного комплекса города составит 45 тысяч номеров, а количество туристов, въехавших в город с различными целями, достигнет 10 миллионов человек в год [3].

Загрузка гостиниц Санкт-Петербурга в высокий сезон в 2015 году достигала 80–90 %. Также в течение года наблюдался рост средней цены номера практически во всех сегментах рынка. Таким образом можно констатировать, что Санкт-Петербург идеально подходит для привлечения инвестиций при реализации проектов строительства объектов гостиничной инфраструктуры.

Помимо стратегических инвестиционных проектов, Санкт-Петербург является одним из первых регионов России, утвердившим порядок и условия участия города в государственно-частном партнерстве (ГЧП) — Закон Санкт-Петербурга от 20 декабря 2006 года № 627–100 «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП». Согласно данным Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями.

Основная цель взаимодействия частного и публичного секторов по схеме ГЧП — это взаимовыгодное сотрудничество между Санкт-Петербургом и инвестором в реализации социально значимых проектов, направленное на обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Законодательство Санкт-Петербурга о ГЧП обновлено в связи с принятием 13 июля 2015 года Федерального закона № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

В рамках участия в проектах ГЧП город может осуществлять поддержку инвестора, в том числе посредством осуществления выплат, связанных с тарифным регулированием цен на товары (работы, услуги), с обеспечением минимального дохода от деятельности инвестора и т. д.

Принятие нормативного правового акта Санкт-Петербурга, ухудшающего положение инвестора, может являться основанием для осуществления выплат в целях обеспечения имущественных интересов инвестора, существовавших на момент установления партнерских отношений с городом т. е. на момент подписания соглашения). Органом исполнительной власти, реализующим государственную политику Санкт-Петербурга в сфере инвестиций и ГЧП является Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга [2].

На основе Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП» осуществляются два крупных проекта: развитие аэропорта «Пулково» и строительство завода по переработке твёрдых бытовых отходов в п. Янино Также ведется предварительная подготовка проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжение, электросбережение и т. п.), развития транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов — школ, больниц и др.).

Выявление и развитие перспективных инвестиционных проектов является ключевой задачей инвестиционной политики Санкт-Петербурга.

В настоящее время при поддержке города в Санкт-Петербурге создан автомобильный кластер, в который входят заводы таких крупных европейских компаний как Ниссан, Тойота, Дженерал Моторс, Хендэ, а также компании-поставщики автокомпонентов, построена вторая сцена государственного Мариинского театра, завершено строительство Морского пассажирского терминала. В стадии реализации находятся инвестиционные проекты создания Западного Скоростного диаметра, развития аэропорта Пулково, проекты комплексного освоения территории (например, проект «Балтийская жемчужина», «Невская ратуша» и др.) [5]

Регулярно на рассмотрение Совета по инвестициям при Губернаторе Санкт-Петербурга выносятся новые инвестиционные проекты. В случае одобрения реализации которых инвестору оказывается максимально возможная поддержка города.

По результатам анализа потребностей и возможностей Санкт-Петербурга, в городе сформирован Инвестиционный портфель, в который вошли перспективные инвестиционные проекты, к реализации которых приглашаются инвесторы.

В Санкт-Петербурге функционирует особая экономическая зона (ОЭЗ), в которой созданы комфортные условия для развития предпринимательства. Она расположена на двух площадках — это «Нойдорф» в Стрельне площадью 18,9 гектара и «Новоорловская» площадью 110,4 гектара в Приморском районе Санкт-Петербурга. Резидентам ОЭЗ предоставляются налоговые и таможенные льготы, а также возможность воспользоваться упрощенным порядком предоставления земельного участка и льготной арендной платы за него.

При участии правительства Санкт-Петербурга в городе создана и активно развивается современная инфраструктура поддержки инновационной деятельности: СПб ГБУ «ЦРПП» — центр развития и поддержки предпринимательства, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция по сопровождению промышленных проектов», Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, Санкт-Петербургский фонд развития бизнеса, ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга», центр кластерного развития и бизнес-инкубатор «Ингрия».

Отдельно следует упомянуть налоговую политику Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург — один из лидеров среди субъектов Российской Федерации как по объему и сроку предоставления налоговых льгот, так и по простоте их получения. Применение льгот в Санкт-Петербурге не требует от инвестора заключения инвестиционного договора с регионом и прохождения иных разрешительных и согласовательных процедур. Перечень налоговых льгот для инвесторов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Налоговые льготы для инвесторов вСанкт-Петербурге [6]

Инвестиционные налоговые льготы

Капитальные вложения

Налог на прибыль организации

Льготный период

15 млрд руб. в течение 5 лет

13,5 %(-4,5 %)

7 лет

800 млн руб. в течение 3 лет

13,5 %(-4,5 %)

5 лет

300 млн руб. в течение 1 года

15,5 %(-2,5 %)

3 года

Налоговые льготы при создании высокооплачиваемых рабочих мест

Средняя з/п в организации

Численность работников

Налоговая льгота

От 7 МЗП

Более 400 чел.

Налог на прибыль организации 16,5 %(-1,5 %)

От 12 МЗП

Более 100 чел.

Налог на прибыль организации 13,5 %(-4,5 %)

Инвестиционные налоговые льготы

Условия льготирования

Сумма/период

Налоговые льготы

Объем капитальных

вложений в объекты

амортизируемых основных

средств (для отдельных

видов деятельности)

с 01.01.2010 по 31.12.2016

800 млн руб.

за 3 года

Налог на имущество

организаций

0 % на 5 лет

(-2,2 %)

Объем капитальных

вложений в объекты

недвижимости

300 млн руб за 3 года

Налог на имущество

организаций

0 % на 2 года

(-2,2 %)

Объем капитальных

вложений

в производственное

оборудование

50 млн руб. за 1 год

Уменьшение суммы

налога на имущество

организаций на величину,

равную 2,2 %

от суммы вложений

Строительство,

реконструкция,

модернизация здания

100 млн руб. за 3 года

Земельный налог 0 %

на 2 года с момента

ввода в эксплуатацию

Литература:

  1. Закон Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 742–136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» // Официальный текст ИПС «Кодекс», 01.01.2016
  2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2009 года N 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» (с изменениями на 24 августа 2015 года) // Официальный текст ИПС «Кодекс», 24.08.2015
  3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года N 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» // Официальный текст ИПС «Кодекс», 13.05.2014
  4. Маринина А. М. Инвестиции с человеческим лицом // Газета «Коммерсантъ»- 2015. № 238. — с.14.
  5. Разумный Е. П. Инвесторы перешли на русский // Ведомости. — 2016. № 3990. — с.17.
  6. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга: Налоговые льготы для инвесторов. [Электронный ресурс] URL: http://www.spbinvestment.ru/ru/nalogy (дата обращения: 15.12.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): Санкт-Петербург, проект, льгота, инвестор, прибыль организации, государственно-частное партнерство, Российская Федерация, гостиничная инфраструктура, земельный участок, инновационная деятельность.


Ключевые слова

инвестиции, инвестиционный климат, законы об инвестициях

Похожие статьи

Регулирование инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге

5. Законодательные акты, регулирующие деятельность государственно-частных партнерств: Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627–100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» — акт, закрепляющий порядок...

Государственно-частное партнерство в инновационной сфере

В статье анализируется государственно-частное партнерство в инновационной сфере, институты Российской Федерации, которые поддерживают инновационную деятельность. Ключевые слова:государственно-частное партнерство, ГЧП, инновации, инновационная...

Государственно-частное партнерство как способ привлечения...

Виды организации партнерства между инвестором и государством в основном зависят от сферы деятельности последнего. За время существования государственно-частного партнерство устоялось несколько видов взаимодействия.

Источники финансирования инфраструктурных проектов на...

Проекты ГЧП предусматривают сотрудничество государственного и частного секторов с

Механизм ГЧП позволяет привлечь частных инвесторов к реализации инфраструктурных

Для частного сектора это получение льгот, субсидий, гарантий и прямой поддержки...

Государственно-частное партнерство | Статья в журнале...

Рис. 1. Цели и значимость государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП. В России государственно-частное партнерство на

Для осуществления создания и качественного развития ГЧП во всех субъектах Российской Федерации может потребоваться порядка 8–10...

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

Государственно-частное партнерство как признак инновационной экономики» считает, что ГЧП является альянсом

— стабильность условий реализации проекта и гарантии прав частного инвестора; — отбор частной компании на прозрачных конкурсных принципах.

Приоритеты привлечения частных инвестиций в развитие...

партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации»; создание площадок по обмену опытом между регионами. Все вышеуказанные меры будут способствовать росту инвестирования в инфраструктурные проекты на основе государственно-частного...

Государственно-частное партнерство как инновационный...

предпринимательская деятельность, условие кризиса, Инвестиционный фонд РФ, частный бизнес, форма взаимодействия бизнеса, Россия, российская экономика, государственно-частное партнерство, инновационная...

Государственно-частное партнерство как действенная форма...

государственно-частное партнерство, проект, Банк развития, Российская Федерация, Россия, государственный сектор, частный сектор, дорожное хозяйство, городское развитие, инвестиционная программа.

Регулирование инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге

5. Законодательные акты, регулирующие деятельность государственно-частных партнерств: Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627–100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» — акт, закрепляющий порядок...

Государственно-частное партнерство в инновационной сфере

В статье анализируется государственно-частное партнерство в инновационной сфере, институты Российской Федерации, которые поддерживают инновационную деятельность. Ключевые слова:государственно-частное партнерство, ГЧП, инновации, инновационная...

Государственно-частное партнерство как способ привлечения...

Виды организации партнерства между инвестором и государством в основном зависят от сферы деятельности последнего. За время существования государственно-частного партнерство устоялось несколько видов взаимодействия.

Источники финансирования инфраструктурных проектов на...

Проекты ГЧП предусматривают сотрудничество государственного и частного секторов с

Механизм ГЧП позволяет привлечь частных инвесторов к реализации инфраструктурных

Для частного сектора это получение льгот, субсидий, гарантий и прямой поддержки...

Государственно-частное партнерство | Статья в журнале...

Рис. 1. Цели и значимость государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП. В России государственно-частное партнерство на

Для осуществления создания и качественного развития ГЧП во всех субъектах Российской Федерации может потребоваться порядка 8–10...

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

Государственно-частное партнерство как признак инновационной экономики» считает, что ГЧП является альянсом

— стабильность условий реализации проекта и гарантии прав частного инвестора; — отбор частной компании на прозрачных конкурсных принципах.

Приоритеты привлечения частных инвестиций в развитие...

партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации»; создание площадок по обмену опытом между регионами. Все вышеуказанные меры будут способствовать росту инвестирования в инфраструктурные проекты на основе государственно-частного...

Государственно-частное партнерство как инновационный...

предпринимательская деятельность, условие кризиса, Инвестиционный фонд РФ, частный бизнес, форма взаимодействия бизнеса, Россия, российская экономика, государственно-частное партнерство, инновационная...

Государственно-частное партнерство как действенная форма...

государственно-частное партнерство, проект, Банк развития, Российская Федерация, Россия, государственный сектор, частный сектор, дорожное хозяйство, городское развитие, инвестиционная программа.

Похожие статьи

Регулирование инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге

5. Законодательные акты, регулирующие деятельность государственно-частных партнерств: Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627–100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» — акт, закрепляющий порядок...

Государственно-частное партнерство в инновационной сфере

В статье анализируется государственно-частное партнерство в инновационной сфере, институты Российской Федерации, которые поддерживают инновационную деятельность. Ключевые слова:государственно-частное партнерство, ГЧП, инновации, инновационная...

Государственно-частное партнерство как способ привлечения...

Виды организации партнерства между инвестором и государством в основном зависят от сферы деятельности последнего. За время существования государственно-частного партнерство устоялось несколько видов взаимодействия.

Источники финансирования инфраструктурных проектов на...

Проекты ГЧП предусматривают сотрудничество государственного и частного секторов с

Механизм ГЧП позволяет привлечь частных инвесторов к реализации инфраструктурных

Для частного сектора это получение льгот, субсидий, гарантий и прямой поддержки...

Государственно-частное партнерство | Статья в журнале...

Рис. 1. Цели и значимость государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП. В России государственно-частное партнерство на

Для осуществления создания и качественного развития ГЧП во всех субъектах Российской Федерации может потребоваться порядка 8–10...

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

Государственно-частное партнерство как признак инновационной экономики» считает, что ГЧП является альянсом

— стабильность условий реализации проекта и гарантии прав частного инвестора; — отбор частной компании на прозрачных конкурсных принципах.

Приоритеты привлечения частных инвестиций в развитие...

партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации»; создание площадок по обмену опытом между регионами. Все вышеуказанные меры будут способствовать росту инвестирования в инфраструктурные проекты на основе государственно-частного...

Государственно-частное партнерство как инновационный...

предпринимательская деятельность, условие кризиса, Инвестиционный фонд РФ, частный бизнес, форма взаимодействия бизнеса, Россия, российская экономика, государственно-частное партнерство, инновационная...

Государственно-частное партнерство как действенная форма...

государственно-частное партнерство, проект, Банк развития, Российская Федерация, Россия, государственный сектор, частный сектор, дорожное хозяйство, городское развитие, инвестиционная программа.

Регулирование инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге

5. Законодательные акты, регулирующие деятельность государственно-частных партнерств: Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627–100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» — акт, закрепляющий порядок...

Государственно-частное партнерство в инновационной сфере

В статье анализируется государственно-частное партнерство в инновационной сфере, институты Российской Федерации, которые поддерживают инновационную деятельность. Ключевые слова:государственно-частное партнерство, ГЧП, инновации, инновационная...

Государственно-частное партнерство как способ привлечения...

Виды организации партнерства между инвестором и государством в основном зависят от сферы деятельности последнего. За время существования государственно-частного партнерство устоялось несколько видов взаимодействия.

Источники финансирования инфраструктурных проектов на...

Проекты ГЧП предусматривают сотрудничество государственного и частного секторов с

Механизм ГЧП позволяет привлечь частных инвесторов к реализации инфраструктурных

Для частного сектора это получение льгот, субсидий, гарантий и прямой поддержки...

Государственно-частное партнерство | Статья в журнале...

Рис. 1. Цели и значимость государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП. В России государственно-частное партнерство на

Для осуществления создания и качественного развития ГЧП во всех субъектах Российской Федерации может потребоваться порядка 8–10...

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

Государственно-частное партнерство как признак инновационной экономики» считает, что ГЧП является альянсом

— стабильность условий реализации проекта и гарантии прав частного инвестора; — отбор частной компании на прозрачных конкурсных принципах.

Приоритеты привлечения частных инвестиций в развитие...

партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации»; создание площадок по обмену опытом между регионами. Все вышеуказанные меры будут способствовать росту инвестирования в инфраструктурные проекты на основе государственно-частного...

Государственно-частное партнерство как инновационный...

предпринимательская деятельность, условие кризиса, Инвестиционный фонд РФ, частный бизнес, форма взаимодействия бизнеса, Россия, российская экономика, государственно-частное партнерство, инновационная...

Государственно-частное партнерство как действенная форма...

государственно-частное партнерство, проект, Банк развития, Российская Федерация, Россия, государственный сектор, частный сектор, дорожное хозяйство, городское развитие, инвестиционная программа.

Задать вопрос