Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.10.2021

Статья просмотрена: 693 раза

Библиографическое описание:

Заозерская, П. М. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр / П. М. Заозерская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84823/ (дата обращения: 26.04.2024).



Благоприятное воздействие сюжетно-ролевой игры на всестороннее развитие личности детей дошкольного возраста описывается в работах Л. С. Выготского [1], Д. Б. Эльконина [2], А. Н. Леонтьева [3], определивших её важность для психического развития дошкольников. По их мнению, в сюжетно-ролевой игре у детей развивается произвольность поведения, то есть управление собой, развивается мотивационно-потребностная сфера, благодаря которой у дошкольников появляется желание быть взрослыми и выполнять их функции [1; 2; 3]. К. Д. Ушинский обращал свое внимание на развитие самостоятельности у детей в процессе игры.

В свою очередь, А. С. Макаренко считал, что в сюжетно-ролевой игре у детей воспитываются качества будущего работника. Согласно А. В. Запорожцу, она позволяет развивать и совершенствовать движения, то есть гармонично влияет на физическое развитие дошкольников [4]. Согласно исследованиям Р. И. Жуковской [5] в игре дошкольники получают новые представления об окружающем мире, проявляют любознательность, познавательный интерес.

В силу её большого развивающего влияния на развитие личности детей, педагогам следует знать их возрастные особенности в развитии сюжетно-ролевой игры и особенности её содержания в соответствии с возрастом детей.

Согласно Н. Н. Поддъякову, к возрасту 5–6 лет дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности и любознательности, вследствие этого у дошкольников начинают происходить изменения в таких психических процессах, как память, внимание, воображение, наглядно-образное мышление.

К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, позволяющее детям мыслить образно, так как дошкольники ещё не приобрели взрослой логики рассуждений, о чём указывают в своём исследовании Л. Ф. Обухова и Ж. Пиаже [6].

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Рассмотрим, как развивается воображение у детей 5–6 лет. У дошкольников развивается продуктивное воображение, благодаря которому они способны творчески преобразовывать действительность и воплощать эту действительность в сюжетно-ролевых играх.

Воспитанники старшей группы характеризуются большими изменениями и в развитии нервной деятельности. У детей совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и торможение, что благоприятно отразится на саморегуляции. В возрасте 5- 6 лет дошкольники начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. В нашем исследовании, данное новообразование может позволить нам донести до детей информацию о профессиях, а дошкольники, в свою очередь, будут готовы её принять, ставя себе цель выслушать педагога и получить новые знания о различных профессиях взрослых. Дети старшей группы становятся более выносливы, не так быстро утомляются, как раньше, это может способствовать удержанию их внимания в процессе ознакомления с представителями профессий. Также следует отметить, что у них возрастают возможности памяти, внимание становится более устойчивым и произвольным [5].

Значительные изменения прослеживаются и в становлении общения дошкольников. Так, согласно исследованиям М. И. Лисиной, в возрасте 5–6 лет помимо общения со взрослыми, разворачивается общение со сверстниками. Основным мотивом, который побуждает детей объединяться, является удовлетворение процессом игрового общения. Вторым мотивом служит ориентация на положительные качества сверстника, которые проявляются в общении: добрый, не жадный, а также успешностью ребёнка: с ним интересно [5]. В данном возрасте у детей появляется эмпатия, они внимательно слушают рассказы друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друг друга.

Так, мы видим, что в старшей группе у детей происходит бурное развитие как психических качеств, так и личностных. На становление основных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста в своем исследовании обращал свое внимание А. Н. Леонтьев [3]. Согласно автору, возраст 5–6 лет характеризуется переходом от импульсивного ситуативного поведения к поведению, опосредованному нормами и правилами. Дети старшей группы уже способны отличить хорошие и плохие поступки, имеют представления о добре и зле.

Возраст 5–6 лет характеризуется тем, что дети уже имеют небольшой, но жизненный опыт, у них начинает расширяться общий кругозор. Воспитанников привлекает социальный мир, техника, истории из жизни родителей и, следовательно, всё это будет отражено в дальнейшем в содержании сюжетно-ролевых игр.

Старший дошкольный возраст характеризуется усложнением игровой деятельности детей. Если раньше содержанием игр было отражение режимных процессов, то в старшей группе, в соответствии с исследованием Д. Б. Эльконина содержанием становятся взаимоотношения между взрослыми [2].

У воспитанников старшей группы усложняются все компоненты структуры сюжетно-ролевой игры, предложенной Д. Б. Элькониным [2], что способствует положительному отражению полученных детьми знаний о профессиях взрослых. Своего усложнения в играх детей 5–6 лет находит и выполнение роли. Дошкольники уже могут распределять роли до начала игры, обдуманно подходят к выбору сюжета и обсуждают его предварительно, у них появляются новые сюжеты, взятые за пределами детского сада: по рассказам взрослых, по мотивам путешествий и мультфильмов. Смысл игры заключается в отношениях лиц, роль которых выполняет ребёнок, с другими лицами, роли которых выполняют сверстники. Сговор на игру происходит без трудностей, так как дети объединяются в ней на основе интересов и личных симпатий.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы выявили следующие особенности содержания сюжетно-ролевых игр детей 5–6 лет:

– дети данного возраста стремятся отражать разнообразные взаимоотношения взрослых, создают в игре модели разнообразных взаимоотношений;

– ролевое взаимодействие детей становится более длительным и содержательным;

– сюжеты детей развёрнуты и разнообразны, начинают появляться общественные сюжеты;

Выявленные нами особенности могут прослеживаться в играх дошкольников при условии, если будет вестись грамотное руководство сюжетно-ролевыми играми, будут учтены возрастные особенности детей и использованы методы и приёмы, направленные на обогащение её содержания.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–76
  2. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. М.: ВЛАДОС, 1999. –360 с.
  3. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст]: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — С.303–323.
  4. Запорожец, А. В. Развитие мышления [Текст]: Избранные психологические труды. В 2 Т. Т 1. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
  5. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение [Текст]: учеб. пособ. / Р. И. Жуковская. — М.: Просвещение, 1975. — 112 с.
  6. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 374 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старшая группа, сюжетно-ролевая игра, ребенок, возраст, дошкольник, внимание, друг друга, игра, наглядно-образное мышление, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления...

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа

Особенно серьезное внимание развитию наглядно-образного мышления детей

Игра — драматизация особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Особенности развития сюжетно-ролевой игры...

Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно развитие сюжетно-ролевой игры больше всего способствует психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не успел полноценно поиграть в дошкольном периоде, то...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка.

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер...

Организация игровой деятельности детей старшего...

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Основную часть времени ребенок проводит именно в игре, при этом в

Ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок интересуется сюжетно-ролевыми играми и в подготовительной группе...

Развитие познавательных интересов дошкольников...

Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период

Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую...

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, формирование элементарных математических представлений.

Сюжетно-ролевая игра как способ развития...

Однако в дошкольном возрасте игра является однородной деятельностью.

Сюжетно- ролевая игра — это наиболее доступный, понятный детям вид игры и

А если линии — независимые друг от друга, то и ребенку необходимо прежде...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный...

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на всё расширяющем преставлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы...

Похожие статьи

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления...

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа

Особенно серьезное внимание развитию наглядно-образного мышления детей

Игра — драматизация особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Особенности развития сюжетно-ролевой игры...

Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно развитие сюжетно-ролевой игры больше всего способствует психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не успел полноценно поиграть в дошкольном периоде, то...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка.

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер...

Организация игровой деятельности детей старшего...

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Основную часть времени ребенок проводит именно в игре, при этом в

Ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок интересуется сюжетно-ролевыми играми и в подготовительной группе...

Развитие познавательных интересов дошкольников...

Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период

Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую...

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, формирование элементарных математических представлений.

Сюжетно-ролевая игра как способ развития...

Однако в дошкольном возрасте игра является однородной деятельностью.

Сюжетно- ролевая игра — это наиболее доступный, понятный детям вид игры и

А если линии — независимые друг от друга, то и ребенку необходимо прежде...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный...

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на всё расширяющем преставлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы...

Задать вопрос