В данной статье рассмотрена программа «Дальневосточный гектар». Проведен анализ оснований предоставления земельных участков в собственность или аренду по истечении 5 летнего периода с начала реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ в соответствии с критериями использования земельными участками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1459.
Ключевые слова: Дальневосточный гектар, земельный участок, безвозмездное пользование, критерии использования, вид разрешенного использования.
Дальневосточный гектар — программа, согласно которой каждый гражданин Российской Федерации может бесплатно получить участок площадью до 1 га на территории Дальнего востока, а с 01.08.2021 в Арктической зоне Российской Федерации [1].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1459 установлены следующие критерии использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование, в соответствии с которыми определены правила предоставления земельного участка в собственность или аренду по истечении 5 лет:
— наличие объекта капитального строительства, в том числе незавершенного строительства на земельном участке в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка (требованием к минимальным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства является его общая площадь не менее 24 кв. м);
— наличие затрат в размере не менее 30 тыс. руб., понесенных гражданином в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка;
— наличие доходов в размере не менее 30 тыс. руб. от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка;
— наличие результатов деятельности на земельном участке в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка [2].
Также указанными критериями предусмотрено, что уполномоченный орган не вправе требовать от гражданина представления иных документов кроме уведомления о соответствии использования земельного участка обозначенным критериям. Данное уведомление оформляется гражданином в произвольной форме [3].
Учитывая изложенные обстоятельства, возникает множество вопросов.
Если уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя документов кроме уведомления о соответствии использования земельного участка критериям, то каким образом, в отсутствие таких документов, как чеки или квитанции, уполномоченный орган должен подтвердить наличие затрат граждан в размере не менее 30 тыс. руб. на осуществление деятельности на земельном участке.
То же самое можно увидеть при подтверждении наличия доходов в размере не менее 30 тыс. руб. от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, в связи с осуществлением на земельном участке деятельности. Даже при обстоятельствах, когда товары проданы на сумму не менее 30 тыс. руб., как подтвердить гражданину, что указанные товары произведены в результате деятельности именно на земельном участке, предоставленном в безвозмездное пользование.
Кроме того, при условии возможности оформления земельного участка в собственность в соответствии с критерием «понесенные затраты в размере не менее 30 тыс. рублей» возникает вопрос о необходимости такого критерия как «наличие объекта капитального строительства, в том числе незавершенного строительства», ведь отсыпать территорию щебнем проще, чем возвести объект капитального строительства.
Также очень интересен критерий «наличие результатов деятельности на земельном участке», ведь к данному критерию можно отнести совершенно любой вид деятельности, относящийся к выбранному гражданином виду разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, если земельные участки могут быть предоставлены гражданам в собственность без факта, подтверждающего его освоение, какую цель преследует программа «Дальневосточный гектар».
Если программа была реализована как метод привлечения людей на территорию Дальнего Востока, где зафиксирован стабильный отток населения, реализация программы вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию, тем более в условиях того, что земельные участки предоставляются дистанционно.
Вместе с тем программа «Дальневосточный гектар» действительно предоставила многим гражданам возможность открыть свое дело, заняться сельским хозяйством, построить индивидуальный жилой дом, тем самым если не привлекая граждан, то хотя бы закрепляя на территории «Дальнего Востока».
Таким образом, рассмотрев критерии использования земельных участков, в соответствии с которыми земельные участки предоставляются в собственность или аренду, можно прийти к выводу, что критерии требуют доработки, устранения пробелов и неточностей. Но в то же время, возможно Правительством РФ целенаправленно разработаны критерии, предусматривающие максимально простой и удобный для граждан порядок предоставления земельных участков, ведь программа «Дальневосточный гектар» разработана для людей, для реализации их идей и желаний.
Литература:
- Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.05.2016 № 119-ФЗ, статья 2;
- Критерии использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1459, пункт 1;
- Критерии использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1459, пункт 3.