Проблемы беззаявительного определения права на материнский (семейный) капитал при поступлении сведений о рождении детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 11.10.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Курдыбаха, Е. В. Проблемы беззаявительного определения права на материнский (семейный) капитал при поступлении сведений о рождении детей / Е. В. Курдыбаха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84531/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье рассматриваются новеллы законодательства, регламентирующего определение права на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, в форме материнского (семейного) капитала. Выявлены актуальные проблемы, связанные с беззаявительным оформлением государственного сертификата, предложены пути их решения.

Ключевые слова: материнский капитал, государственный сертификат, государственная поддержка, рождение детей, государственная услуга.

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации (далее — РФ) «материнство, детство и семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» [1]. Закрепление данного принципа в основном Законе страны не только дает возможность государству помогать всем семьям без исключения, но и обязывает его нести ответственность за благополучие российских семей.

Для реализации указанной нормы и улучшения демографической ситуации в стране создаются множество различных государственных и региональных программ по защите и поддержке материнства и детства, как для семей с низким уровнем благосостояния, так и полностью обеспеченных. Среди большого количества мер, предоставляемых государством при рождении детей, наиболее популярной является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Данная форма поддержки российских семей действует уже на протяжении четырнадцати лет и позволяет помогать государству в искоренении низкой рождаемости, а также улучшает материальное состояние матерей, отцов и детей.

Материнский (семейный) капитал является мерой государственной поддержки российских семей, установленной Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — ФЗ № 256; Закон) [2]. Данная социальная поддержка государства оказывается при рождении первого, второго и последующих детей, имеющих гражданство РФ, при условии, что ранее лица, указанные в статье 3 ФЗ № 256 не воспользовались своим правом на указанную меру.

За время существования Закона нормативная база, регулирующая данный вопрос, претерпела значительные изменения: от размера государственного сертификата на материнский капитал до способов реализации предоставляемых семьям средств. Такой подход в организации и осуществлении государственной политики позволяет оптимизировать ресурсы страны таким образом, чтобы учесть все важнейшие потребности российских семей, проблемы, связанные с их удовлетворением.

Существенные изменения, произошедшие в 2020 году, закрепили право лиц, родивших (усыновивших) первого ребенка, на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал наравне с теми гражданами, кто ранее обращался только при рождении вторых, третьих и последующих детей. Наравне с данным нововведением, с 15 апреля 2020 года, Законом установлено, что лица, имеющие право на государственную поддержку в форме сертификата на материнский капитал, могут получить его, не обращаясь в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее — ПФ РФ). Согласно пункту 1.2. статьи 5 ФЗ № 256 решение о выдаче государственного сертификата или об отказе в оказании данной услуги принимается на основании сведений, поступивших из Единого государственного реестра записи актов гражданского состояния (далее — ЕГР ЗАГС). Сам сертификат, в форме электронного документа, направляется посредством Единого портала государственных услуг либо посредством информационной системы Личного кабинета застрахованного лица на сайте ПФ РФ (далее — Госуслуг; ЛКЗЛ).

Данный порядок позволяет сократить взаимодействие граждан с государственными органами и значительно уменьшить сроки оказания государственной услуги, обеспечивая безопасность здоровья граждан в условиях пандемии, а также оптимизацию работы органов ПФ РФ. Однако, не смотря на все преимущества данного порядка работы, в процессе оказания услуг возникает немало проблем.

Согласно пункту 2 статьи 6 Конституции РФ граждане обладают равными правами и несут равные обязанности. Но, не смотря на закрепленное Конституцией равенство абсолютно всех граждан, выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в беззаявительной форме не представляется возможной в случае рождения матерью — гражданкой РФ ребенка, который имеет гражданство РФ, на территории другого государства. Данная законодательно закрепленная возможность ограничена в связи с тем, что сведения о рождении ребенка не могут быть переданы органами, зарегистрировавшими запись о рождении в ПФ РФ. Гражданам, оказавшимся в подобной ситуации вынуждены, как и раньше, подавать заявления от своего имени. При этом, заявления, поданного посредством Госуслуг или ЛКЗЛ, будет недостаточно, так как при наличии свидетельства о рождении, выданного на территории другого государства, необходимо представление полного пакета документов в территориальный орган ПФ РФ, что само собой несет существенные затраты, потому что в перечень документов входит нотариально заверенные переводы печатей подобного рода документов.

Наравне с лицами, родившими ребенка на территории другого государства, оказались заложниками ситуации матери, не достигшие возраста совершеннолетия. Согласно статистическим данным в ПФ РФ по Омской области 138 детей от общего количества — 17 800, родились в 2020 году у несовершеннолетних детей [3]. В данном случае сведения, поступившие из ЕГР ЗАГС, подлежат обработке. Однако если мать ребенка не достигла возраста 18-ти лет и ранее не приобрела дееспособность в порядке, установленном гражданским законодателем, то сведения будут сняты с рассмотрения по данной причине. Соответственно, беззаявительная форма оказания услуги данной категории граждан также не представляется доступной. ФЗ № 256 установлена возможность обращения за государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал только при личном посещении гражданина и его законного представителя органов, оказывающих услугу по приему документов на данный вид государственной поддержки.

По мнению К. Ю. Литвины: «Раннее материнство — это актуальная проблема современного общества, имеющая «две стороны одной медали»» [4]. Однако проблема раннего материнства в нашей стране на данный момент не стоит настолько резко, как проблема детей, оставшихся без попечения родителей. Явление отказа от детей в роддомах или при последующем их воспитании порождает за собой не только ряд психологических проблем для ребенка, но проблем, связанных с определением права на материнский (семейный) капитал на основании сведений ЕГР ЗАГС.

Согласно статье 3 ФЗ № 256 право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме государственного сертификата на материнский (семейный) капитал у матерей не возникает в том случае, если она лишена (ограничена) в правах на детей. Отказ от ребенка в роддоме, также как и лишение родительских прав, предполагает последствия, при которых мать лишается возможности получать меры поддержки от государства. Но, несмотря на это, регистрация акта о рождении в органах ЗАГС происходит незамедлительно. После регистрации сведений, они попадают на обработку в ПФ РФ. Если при регистрации акта, по каким-то причинам не было установлено пометок об отказе от ребенка, то при проверке данных на наличие права в ПФ РФ узнать сведения о том, что мать написала соответствующее заявление, не представляется возможным.

Подводя итог, отметим, что беззаявительное оформление государственного сертификата на материнский (семейный) капитал своим внедрением значительно улучшило качество предоставление государственной услуги тем, что сократились сроки рассмотрения и количество личных обращений. Однако существуют вышеуказанные проблемы, для устранения которых, по нашему мнению, необходимо внести ряд изменений в процедуру рассмотрения сведений о рождении детей, поступивших из ЕГР ЗАГС.

Таким образом, представляется необходимым закрепить возможность передачи сведений о регистрации рождения детей, граждан РФ, через Консульства РФ на территории других стран для обработки и определения права на материнский капитал.

Для установления права несовершеннолетних матерей представляется возможным внести поправки, которые закрепят возможность определения и установления права на сертификат в беззаявительном порядке, но без возможности распоряжения им до момента достижения возраста 18-ти лет.

В целях устранения возможности неправомерной выдачи сертификата лицам, отказавшимся от своих детей, по нашему мнению, необходимо установить тесный контакт органов ПФ РФ с местными органами опеки и попечительства, органами ЗАГС и родильными домами, закрепив за последними обязанность незамедлительной передачи сведений об отказе от ребенка в органы ПФ РФ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс». 2021.
  2. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»: федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ (ред. 22.12.2020) // СПС «Консультант Плюс». 2021
  3. Информация баз данных Пенсионного Фонда Российской Федерации по Омской области. 2021.
  4. Литвина К. Ю., Павлова Л. А. Раннее материнство // БМИК. 2016. № 5. С. 565.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, государственный сертификат, ребенок, государственная поддержка, материнский капитал, государственная услуга, капитал, рождение детей, раннее материнство, Российская Федерация.


Ключевые слова

государственная поддержка, материнский капитал, государственная услуга, государственный сертификат, рождение детей
Задать вопрос