Институт социального государства всегда являлся предметом научных дискуссий, так как целостное представление о данном феномене отсутствует. За прошедшую четверть века были выявлены различные модели социального государства, которые различались размером льгот и обоснованием права на их получения.
Данная работа направленна на рассмотрение одной из таких моделей, а именно на солидарную. Так как одной из проблем Российской Федерации является высокий уровень поляризации общества, а данная модель позволяет решить ее. Суть данной модели заключается в том, что люди в своей деятельности «учитывают интересы других, считаются с ними и готовы к совместным действиям по защите общих интересов» [3, с. 103], все общество несет ответственность за судьбу каждого своего члена.
Перейдем к самой модели, одним из главных признаков ее является перераспределение ресурсов, когда «богатый платит за бедного, здоровый — за больного, молодой — за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство» [2, с. 82].
Но есть ученые, которые утверждают, что основой солидарности в социальном государстве является гражданское общество. Так, В. Г. Белов интегрируя идею социальной солидарности в идею социального государства и переложил ответственность за ее реализацию на общественные объединения и негосударственные некоммерческие организации, которые являются, как критериями социального государства, так и важнейшими его акторами. Заметим, что исследователь, на наш взгляд, значительно исказил саму идею социального государства, переложив ответственность за ее реализацию на гражданское общество, прежде всего, на некоммерческие организации. В то же время формирование гражданского общества почему‑то он рассматривал как первоочередную задачу государства, хотя именно государство является главным определяющим фактором социальной сплоченности и социальной солидарности.
В солидарной модели «финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, в большей части в бесплатных (безвозмездных) для населения форма» [2, с. 83].
В рыночной экономике наличие развитой государственной системы общественного обеспечения и социальных услуг не исключает возможности существования негосударственных (частных и корпоративных) институтов социальной политики.
«Социальное партнерство определяет социальную направленность рыночной экономики и представляет собой систему взаимоотношений, при которой достигается баланс экономических интересов рыночных субъектов и социального предназначения государства. Выступая в партнерстве государство и хозяйствующие субъекты реализуют социально-ориентированную справедливую экономическую политику» [5, с. 173].
Принцип солидарности в реализации социальной политики подразумевает солидарность в нескольких планах. «Во-первых, это солидарность между различными социальными группами и слоями общества, реализуется через распределение финансовых средств. Во-вторых, это солидарность между государством, корпорацией, личностью, когда участие происходит через систему различных отчислений и выплат» [2, с. 83].
Социальная солидарность в социальном государстве достигается через нивелирования социальных различий и стремления к достижению социальной справедливости в обществе. Результатом реализации этого принципа является формирование устойчивого среднего класса и преодоление социальных разрывов методом создания системы помощи уязвимым слоям населения и действенной системы перераспределения экономических ресурсов.
Социальная солидарность проявляется и через систему социальной защиты населения, систему пенсий и пособий. Также формой социальной солидарности выступает лежащий в основе пенсионной системы принцип солидарности поколений. Социально направленная рыночная экономика базируется на принципах социальной ответственности бизнеса, социальном предпринимательстве. В этом случае социальная и экономическая солидарность является неразрывным целым.
Главным образом, данный аспект предполагает формирование и функционирование особого правового механизма, направленного на решение задач по социальной поддержке граждан, попавших в ситуацию социального риска. «Такой правовой механизм в основном воплощен в системе социального обеспечения, установленного государством. Чаще всего такой механизм реализуется в системе социального обеспечения, которая устанавливается государством. Элементам данного правового механизма являются следующие:
1) нормативный, включающий определение и нормативное закрепление главных характеристик социальной солидарности;
2) финансовый, связанный с формированием финансовых источников, за счет которых предоставляется социальное обеспечение;
3) организационный, другими словами практическая деятельность органов и учреждений, исполняющих функции и полномочия в сфере социального обеспечения» [4, с. 231].
При этом надо подчеркнуть, что принцип социальной солидарности, базирующийся на «взаимозависимости всех членов общества и органической связи людей в процессе взаимодействия, представляет собой механизм социальной интекрации, проявляющийся во взаимопомощи» [1, с. 62]
Однако, реализация данного принципа на практике, сталкивается с его антиподом — принципом личной ответственности. Развитие индустриализации и рыночных отношений привело к доминированию либеральных принципов, за которыми последовало доминирование идеи личной ответственности. Компромиссом между идеей личной ответственности и необходимостью социальной защиты стало социальное страхование, которое соответствует и принципу солидарности и индивидуальной ответственности за свою жизнь.
Дальнейшее развитие индустриального общества и переход его в постиндустриальное привело к росту социальных рисков, не напрямую зависящих от людей: бедности, безработице, экономическим кризисам и дефолтам, и так далее. В таких обстоятельствах солидарность становится главным источником социальной защиты, абсолютизирует принцип солидарного социального страхования и в ходе дальнейшего нарастания независимых социальных рисков подменяет страховой принцип возмещением ущерба через социальный налог.
Таким образом, мы видим, что данная модель реализуется различных сферах жизни: политической, экономической, социальной, правовой. И большая роль здесь отведена государству, так как именно оно координирует деятельность всех остальных субъектов, реализует в обществе систему перераспределения и осуществляет сам принцип социальной солидарности. Данная модель направлена на поддержку и взаимопомощь всех участников, по отношению друг к другу для достижения всеобщего блага.
Литература:
- Жигало, Е. А. Модели перераспределения доходов в контексте социальной справедливости / Е. А. Жигало. — Текст: непосредственный // Terra economicus. — 2013. — № 4. — С. 59–64.
- Калашников, С. В. Функциональная теория социального государства / С. В. Калашников. — Москва: Экономика, 2002. — 192 c. — Текст: непосредственный.
- Скворцов, И. П. О солидарной модели социальной политики России / И. П. Скворцов. — Текст: непосредственный // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 2. — С. 99–108.
- Федорова, М. Ю. Правовой механизм социальной солидарности в системе социального обеспечения / М. Ю. Федорова. — Текст: непосредственный // Третий Пермский конгресс ученых-юристов: материалы международной научно-практической конференции. — Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. — С. 231–232.
- Шапсугова, М. Д. К вопросу содержания стати 75.1 Конституции Российской Федерации / М. Д. Шапсугова. — Текст: непосредственный // Modern Science. — 2020. — № 9–1. — С. 171–175.