Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 1343 раза

Библиографическое описание:

Ульянова Н. П. Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 417-419. — URL https://moluch.ru/archive/38/4489/ (дата обращения: 15.11.2019).



Ежегодно в гимназии-интернате проводятся увлекательные и познавательные мероприятия, посвящённые дню психического здоровья: психологические квесты, марафоны и викторины. В организацию мероприятий активно включаются не только взрослые члены коллектива (психолог, социальный педагог, воспитатели, классные руководители), но и ученическое самоуправление. Уже в процессе подготовки к мероприятию атмосфера в гимназии-интернате наполняется массой позитивных эмоций, творческих идей и сплочённостью.

Сценарий психологического квеста «Золотые правила успеха».

Психологический квест — это игровая ситуация психологической направленности. Получая небольшую теоретическую информацию, участники отправляются выполнять задание квеста. Задания обычно несложные, их цель — трансформировать знания в навык или новый психологический опыт.

Квест в реальном времени, как форма организации познавательной деятельности, является актуальной в подростковом возрасте. Дискуссия в ходе квеста предоставляет возможность заявить о себе и научиться отстаивать свою точку зрения.

Время проведения — 1 час 30 минут.

Количество участников — 25 (30) человек.

Место проведения: здание школы.

Цель: создание условий для творческой самореализации подростков и приобретения ими опыта успешности в коллективной деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить с золотыми правилами успеха.
  2. Развивать умения работать в команде, достигая общую цель.
  3. Формировать мотивацию достижения успеха.

Предварительная подготовка: для участия в психологическом квесте необходимо определить ответственных за прохождение каждой станции; сформировать 5 команд по 5–6 человек в каждой (каждая команда имеет оригинальное название); заранее подготовить необходимый материал; разместить на дверях кабинетов название станций психологического квеста.

Материал: листы формата А4, фотографии из архива школьных мероприятий, картинки из различных журналов на тему успешности человека в разных областях жизни, канцелярский клей, ножницы, маршрутные листы по количеству команд (5 шт.), карточки со слогами (25 шт.):«Будь со-бой, но в луч-шем ви-де» (9 шт), «Ду-май. Действуй. По-лу-чай ре-зультат»(8 шт.), «Верь в се-бя» (4 шт.), «Ува-жай дру-гих» (4 шт.). Каждое высказывание имеет шрифт определённого цвета; листы ватмана (3 шт), разделённый пополам, на которых крупными буквами написано слово «МЫ», кружочки небольшого размера по 1 шт. на каждого участника, фломастеры или линеры.

Организационный момент:

Перед началом психологического квеста рекомендуется организовать общий сбор участников в актовом зале школы, где происходит знакомство, представление станций психологического квеста и проводится инструктаж по движению. Каждая команда получает маршрутный лист, в котором указывается последовательность движения по станциям. Участникам предлагается игровая ситуация, в рамках которой происходит основное действие: мудрец отправил нам послание, в котором прописал золотые правила, позволяющие человеку добиться успеха во всех сферах его жизни, но слова в высказываниях мудреца разделены на слоги и перемешаны между собой. Подсказкой является то, что слова в каждом высказывании имеют определённый цвет. Задача участников квеста состоит в том, чтобы в процессе выполнения заданий собрать все слоги слов, составить предложение и прочесть послание Мудреца.

Участникам излагаются правила, по которым осуществляется игровое взаимодействие: каждой команде необходимо в соответствие с маршрутным листом пройти 5 станций, на каждой из которых участников ждут психологические задания: на внимательность и быстроту реакции, на креативность, гибкость и др. За каждое выполненное задание команда получает один слог или слово. На каждой станции команда может получить слоги из разных высказываний. В итоге, пройдя 5 станций, команда, выполнившая все задания, будет иметь набор из пяти карточек со слогами для составления слов и самого послания. Двигаться по станциям команда может только в полном составе. Этап считается пройденным, если в маршрутном листе есть соответствующая отметка ответственного человека за прохождения конкретной станции. По завершении всех этапов команды возвращаются на начальную позицию (актовый зал), распределяют слоги по цветовой гамме (для этого команды обмениваются карточками так, чтобы у каждой из команд были карточки со слогами одного цвета) и составляют Золотые правила успешности.

Вводная часть

Короткое вступление ведущего о том, что понятие «успех» для каждого человека имеет свой смысл, и спектр его многогранен: материальная обеспеченность, общественное признание, высокий социальный статус, профессиональное развитие, семейное благополучие.

Вопрос участникам: что означает для вас понятие «успех»?

Обобщение высказываний участников психологического квеста.

Успех — наличие положительного социально–значимого результата в деятельности. Неотъемлемым аспектом подлинного успеха служит постоянное саморазвитие.

Ход квеста

Все команды, по сигналу ведущего, одновременно начинают движение по остальным станциям согласно маршрутному листу. Переход от одной станции к другой осуществляется по часовой стрелке. Время выполнения задания на каждой станции ограничено. За каждое выполненное задание команда получает одну карточку, выбранную случайным образом.

Станция №1. «Отвечай быстро»

Участникам психологического квеста предлагается серия довольно простых вопросов [1, с.45]. Однако работа усложняется тем, что её нужно выполнять в быстром темпе. Задача: внимательно прослушав вопрос, как можно быстрее дать на него чёткий ответ. На выполнение задания даётся 3 минуты. За 7 верных ответов (допускается одна ошибка) команда получает одну карточку (слог или целое слово).

Вопросы:

  1. Какой город летает? (Орёл)
  2. Кто становится выше, когда садится? (собака)
  3. Может ли дождь идти два дня подряд? (нет, ночь разделяет дни)
  4. Зимняя телега…(сани)
  5. Повзрослевшая Маша…(Мария)
  6. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
  7. Какие два местоимения мешают автомобилистам? (Я — Мы)
  8. Назовите пять слов, в которых по сто букв (стол, стог, стон, стоп)

Станция№2. Мозговой штурм

В течение 7 минут команде необходимо придумать и записать как можно больше вариантов ответов на вопрос: как продать старую шляпу? [2, с.28]. При ответе на вопрос, необходимо учитывать реальную пользу для покупателя.

Станция№3. Очём мудрость шепчет?

На выполнение задания команде даётся 7 минут. Участникам предлагается в ходе командного обсуждения пояснить смысл предложенных пословиц с точки зрения психологии, например, «нельзя судить о дереве по его коре» — «по внешности не судят». Учитывается умение выделить главное, аргументировать свою точку зрения, глубина мышления.

Станция№4. Мы— команда

Арт-техника «МЫ — Я». Для каждой команды приготовлен лист ватмана (0.5 листа), на котором написано крупными буквами «МЫ», каждый участник берёт бумажный кружок, рисует на нём «Я», которое отображает его, как личность и по очереди прикрепляет его на ватман с «МЫ» в то место, куда ему захочется. По окончании работы рассматривается общий рисунок и коротко обсуждается два вопроса:

  1. О чём ваше Я?
  2. Какие ощущения испытывали, прикрепляя своё Я на общее «МЫ»?

Станция№5. Коллаж

Участникам команды предлагается, используя фотографии из архива школьных мероприятий (вырезки из различных журналов), создать групповой коллаж на тему: «Успех — это…». Время на выполнение задания 8 минут.

Рефлексия. После прохождения всех станций, участники возвращаются в актовый зал, распределяют слоги по цветовой гамме (для этого команды обмениваются карточками так, чтобы у каждой из команд были карточки со словами одного цвета) и каждая команда составляет одно из посланий Мудреца, оглашает Золотое правило успешности: «Будь собой, но в лучшем виде», «Думай. Действуй. Получай результат», «Верь в себя», «Уважай других».

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое правило отзывается вам больше всего и почему?
  2. Какое правило вы бы добавили к этому списку?

Литература:

  1. Волкова Т. Н. Творческие игры и задания. Москва: ЗАО «БАО — ПРЕСС. — 2006. — 96 с.
  2. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. — СПб.: Иматон. — 2005. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, уровень рефлексивности, способность, категория подростков, ситуация, логическое обобщение, вербальная реакция человека, невербальная реакция человека, значение поведения людей, изменение значения.


Похожие статьи

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся...

Результат сформированности эмоционального компонента — способность к обобщению и выделению существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, а также рефлексия собственного состояния в различных ситуациях.

Изучение общего уровня социального интеллекта вьетнамских...

Гилфорда и М. Салливена позволяет не только измерить уровень развития социального интеллекта в целом, но и оценить частные способности к познанию поведения людей (способность предвидеть последствия поведения...

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

Выявить уровень развития вербальной и невербальной (образной) креативности в юношеском возрасте.

Под интеллектом он понимал специфику проявления врожденных психофизиологических реакций, определяющих быстроту и точность мышления.

Особенности социального интеллекта и выбора стратегий...

Социальный интеллектспособность правильно понимать поведение людей, поэтому эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации современных подростков.

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор...

5. Познание преобразований поведенияспособность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.

Социальный интеллект как фактор успешности...

Способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах положительно коррелирует с умением планировать деятельность и распределять ресурсы.

Связь когнитивного стиля и поведения детей в ситуациях...

Результаты многочисленных экспериментальных исследований показывают, что когнитивный стиль «импульсивность — рефлексивность» связан со многими поведенческими проявлениями субъекта, в том числе он, возможно, влияет на особенности поведения человека в ситуациях...

Проблема выявления вербальных и невербальных маркеров...

Проявляется ложь в виде незначительных изменений в поведении и речи человека. Обнаружить ее — это навык, который формируется при помощи определенных знаний. Проблема выявления маркеров лжи на вербальном и невербальном уровне межличностного...

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном...

Подростки с данным типом реакции выходят из критической ситуации за счет самооправдания.

На основании полученных данных были определены главные задачи работы с целью снижения уровня вербальной агрессии подростков и ее профилактики

Похожие статьи

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся...

Результат сформированности эмоционального компонента — способность к обобщению и выделению существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, а также рефлексия собственного состояния в различных ситуациях.

Изучение общего уровня социального интеллекта вьетнамских...

Гилфорда и М. Салливена позволяет не только измерить уровень развития социального интеллекта в целом, но и оценить частные способности к познанию поведения людей (способность предвидеть последствия поведения...

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

Выявить уровень развития вербальной и невербальной (образной) креативности в юношеском возрасте.

Под интеллектом он понимал специфику проявления врожденных психофизиологических реакций, определяющих быстроту и точность мышления.

Особенности социального интеллекта и выбора стратегий...

Социальный интеллектспособность правильно понимать поведение людей, поэтому эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации современных подростков.

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор...

5. Познание преобразований поведенияспособность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.

Социальный интеллект как фактор успешности...

Способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах положительно коррелирует с умением планировать деятельность и распределять ресурсы.

Связь когнитивного стиля и поведения детей в ситуациях...

Результаты многочисленных экспериментальных исследований показывают, что когнитивный стиль «импульсивность — рефлексивность» связан со многими поведенческими проявлениями субъекта, в том числе он, возможно, влияет на особенности поведения человека в ситуациях...

Проблема выявления вербальных и невербальных маркеров...

Проявляется ложь в виде незначительных изменений в поведении и речи человека. Обнаружить ее — это навык, который формируется при помощи определенных знаний. Проблема выявления маркеров лжи на вербальном и невербальном уровне межличностного...

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном...

Подростки с данным типом реакции выходят из критической ситуации за счет самооправдания.

На основании полученных данных были определены главные задачи работы с целью снижения уровня вербальной агрессии подростков и ее профилактики

Задать вопрос