Алгоритм создания предпринимательского агрокластера Северо-Кавказского федерального округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 589 раз

Библиографическое описание:

Тохчуков Р. Р. Алгоритм создания предпринимательского агрокластера Северо-Кавказского федерального округа // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 207-210. — URL https://moluch.ru/archive/38/4343/ (дата обращения: 22.09.2018).

Феномен кластера как отраслевой агломерации на некоторой территории экономически взаимосвязанных предприятий известен со времен ремесленного производства. Однако только в последней четверти ХХ века промышленные кластеры начали рассматриваться как важный фактор экономического развития регионов [1, с. 436].

Изучение методологических подходов, передового зарубежного и отечественного опыта формирования производственных кластеров позволяет утверждать, что для осуществления этого процесса требуется ряд предпосылок [2, с. 144]:

  1. Наличие совокупности предприятий, взаимодействующих в рамках бизнес-процессов, использующих конкурентные преимущества территории и ориентированных на динамично развивающиеся сегменты рынка.

  2. Сильные торгово-промышленные палаты и эффективные профессиональные ассоциации, которые предоставляют компаниям возможность встречаться и обмениваться опытом.

  3. Атмосфера доверия и творчества, являющаяся следствием тех взаимных преимуществ, которыми пользуются предприятия, расположенные на одной территории.

  4. Функционирование значительного числа малых и средних предприятий, использующих различные, но с некоторыми общими чертами технологии и/или специализирующихся на выпуске одного или нескольких видов изделий.

  5. Наличие научных организаций с высокой предпринимательской культурой; квалифицированной рабочей силы; свободных производственных помещений и инфраструктуры, необходимых для организации бизнеса.

  6. Хорошо развитая инфраструктура, поддерживающая промышленное развитие (технопарки, бизнес-инкубаторы, информационно-технические центры, промышленные зоны, инновационно-промышленные комплексы, агентства по развитию субконтрактных отношений).

  7. Политика региональных органов власти и управления, направленная на поддержку и развитие кластеров. Постоянное взаимодействие фирм внутри кластера способствует формальному и неформальному обмену знаниями и профессиональными навыками. А образование так называемой «критической массы» компаний в кластере служит стимулом для дальнейшего привлечения новых компаний, инвестиций, услуг и поставщиков, а также поддерживает процессы формирования собственных профессиональных кадров.

Анализ теоретико-методологических подходов, зарубежного и отечественного опыта позволило определить технологию формирования кластеров в регионе, предусматривающую три основных этапа:

  1. Предварительный этап;

  2. Основной этап;

  3. Завершающий.

На наш взгляд, принципиально важное значение имеет первый этап — предварительный, на котором определяется потенциал кластеризации и разрабатывается программа реализации кластерных проектов.

Задача второго этапа — активизация процессов кластеризации в регионе, подключение к этим процессам возможных участников. Для того чтобы процесс кластеризации реально начался, требуется инициатива властных структур региона. Действия властей должны быть направлены, прежде всего, на формирование координационного центра с целью планирования и реализации кластерных проектов, лоббирования интересов их участников, разрешения внутренних конфликтов, координации деятельности, содействия развитию.

Кластер предполагает взаимодействие различных структур и организаций, поэтому членами координационного совета могут стать все заинтересованные в его создании и развитии лица: представители местных органов власти, различных объединений и союзов предпринимателей, крупных компаний и образовательных учреждений региона.

После создания координационного совета необходимо определить: цели и задачи кластера; состав его основных участников, т.е. производителей, поставщиков, потребителей, взаимосвязанных между собой в процессе создания и экспорта продукции; необходимую инженерную и социальную инфраструктуру; научно-исследовательские организации для выполнения разработок по профилю кластера; учебные заведения для подготовки специалистов, требующихся предприятиям-участникам.

Для достижения заметной внутренней динамики кластер нуждается в привлечении множества участников и некой критической массе. Ее наличие позволит сформировать и надолго сохранить постоянно обновляющиеся связи между гибкими фирмами малого размера и крупными поставщиками ресурсов. Критическая масса может служить буфером и придавать кластеру устойчивость к внешним воздействиям или давлениям другого рода, включая потерю компаний (даже когда эти компании могут быть отнесены к ключевым), пока не превышен критический порог количества оставшихся участников. Отсутствие критической массы может, наоборот, сделать кластер уязвимым к утрате специфических ресурсов и навыков.

Итогом основного этапа является реализация программы развития а, следовательно, создание в регионе кластеров.

На завершающем этапе выполняется оценка функционирования кластеров на основе показателей, характеризующих экономическое развитие. По результатам оценки осуществляется корректировка программы развития кластеров, проводятся необходимые изменения в их деятельности.

Для создания предпринимательского агрокластера СКФО по нашему мнению необходимо исходить из пять основных этапов:

1) На этапе инициирования необходимо решение следующих задач:

  • Создание инициативной группы
  • Привлечение заинтересованных лиц

2) На этапе диагностики и прогнозирования необходимо решение следующих задач:

  • Маркетинговые исследования;
  • Определение участников;
  • Изучение мотивов возможных участников;
  • Анализ капитала и наличие ресурсов участников;
  • Перспективы последующего развития.
3) На этапе определения стратегии необходимо решение следующих задач:
    • Составление стратегии развития предпринимательского агрокластера;
    • Разработка программы реализации стратегии;
    • SWOT-анализ.

4) На этапе формирования предпринимательского агрокластера необходимо решение следующих задач:

    • Создание организационной структуры;
    • Создание управляющей структуры (Координационного совета предпринимательского агрокластера);
    • Разработка проектов.

Для управления и представления интересов предпринимательского агрокластера, необходимо создание юридической некоммерческой структуры в виде Координационного совета предпринимательского агрокластера, который объединит партнеров кластера, будет регулировать взаимоотношения между ними и определять степень их вовлеченности в кластерный проект, в том числе их финансовую ответственность.

Кроме Координационного совета предпринимательского агрокластера в рамках управляющей структуры необходимо определение рабочих групп, руководителя проекта.

Задачей Координационного совета предпринимательского агрокластера должно являться общая координация предпринимательского агрокластера и политическая поддержка, планирование и организация работы в кластере, развитие потенциала участников, построение сетей сотрудничества, а также координация с менеджерами проектов.

Задачей руководителя или менеджера проектов должно являться реализация проектов в рамках кластерной инициативы и прочих проектов и отчетность.

Задачей рабочих групп должно являться координация и ответственность за эффективное выполнение плана мероприятий стратегии развития предпринимательского агрокластера (рис. 1).

Рис. 1 - Взаимодействие управляющих структур предпринимательского агрокластера

В этой связи формирование организационной структуры предпринимательского агрокластера, должно происходить на паритетной основе. Участие государственных, частных, инновационных организаций, образовательных и исследовательских институтов, предпринимательских объединений, должно осуществляться на принципе открытости и доверия.

Для создания предпринимательского агрокластера СКФО, необходимо привлечение финансирования из государственных и региональных программ, направленных на поддержку кластеров. Для уточнения необходимого пакета документов следует ознакомиться с условиями конкретной программы.

5) На этапе мониторинга и оценки эффективности необходимо решение следующих задач:
  • Оценка эффективности реализации стратегии;
  • Соответствие поставленных целей и достигнутых результатов;
  • Уточнение стратегии и корректировка мероприятий.

Эффективность реализации стратегии программы и плана мероприятия предпринимательского агрокластера может быть оценена, исходя из различных групп индикаторов, но мы выделили 4 наиболее важные:

  1. Рост качества производственных мощностей, ресурсов и IT базы

  2. Повышение конкурентоспособности кластера

  3. Расширение роли кластера на внешних и внутреннем рынках

  4. Укрепление сетей сотрудничества (табл. 1)

Таблица 1

Индикаторы, оценки эффективности реализации стратегии программы и плана мероприятий предпринимательского агрокластера

Индикатор

Описание

1

Рост качества производственных мощностей, ресурсов и IT базы

  • снижение затрат и повышение качества услуг и товаров за счет эффекта синергии и упорядочения логистики и внедрения информационных технологий;

  • количество вовлеченных в деятельность предпринимательского агрокластера через участие в программах проф. подготовки;

  • создание новых рабочих мест;

  • сохранение существующей рабочей силы;

  • совместные проекты, направленные на сотрудничество бизнеса и учреждений образования в области подготовки специалистов для нужд предпринимательского агрокластера.

2

Повышение конкурентоспособности кластера

  • создание «совокупной инновационной продукции» предпринимательского агрокластера;

  • уровень производительности труда;

  • улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности;

  • уровень внедрения систем качества в предпринимательском агрокластере.

3

Расширение роли кластера на внешних и внутреннем рынках

  • рост показателей экспортной деятельности;

  • создание единого имиджа предпринимательского агрокластера и её участников;

  • лучшее знание потребностей и тенденций национального и мировых рынков;

  • количество вновь созданных предприятий в предпринимательском агрокластере;

  • количество привлеченных в предпринимательский агрокластер инвестиций;

  • число совместных предприятий.

4

Укрепление сетей сотрудничества

  • число контактов и уровень сотрудничества с другими кластерами;

  • количество новых партнеров, вовлеченных в предпринимательский агрокластер;

  • членство в кластерных организациях;

  • число совместных мероприятий, количество участников.

С учетом жизненного цикла предпринимательского агрокластера, необходимо проводить ряд мероприятий на регулярной основе с целью уточнения и корректировки стратегии и плана мероприятий. Изменения в стратегических документах должны быть согласованы со всеми участниками кластера. Это позволяет оценить эффективность деятельности как кластера в целом, так и его участников.


Литература:

  1. Гибеж А.А. Деревянное домостроение как основа кластера // Проблемы стратегии и тактики регионального развития: Материалы V Российской науч.-практ. конф., г. Вологда, 25 — 27 января 2006 г. — Часть II. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. - 436 с.

  2. Дранев Я.Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий // Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. — М.: Сканрус, 2001. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательский агрокластер, Координационный совет, кластер, создание, участник, критическая масса, основной этап, организационная структура, менеджер проектов, внутренний рынок.


Похожие статьи

Стратегия развития отраслевого кластера | Статья в журнале...

- значительной устойчивостью экономических связей предприятий – участников кластерной структуры, преобладающим значением данных связей в основной массе ее участников.

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах.

К вопросу функционирования структуры свеклосахарного...

К вопросу функционирования структуры свеклосахарного кластера, права и обязанности участников кластера.

Координационный центр (совет) является организационной основой управления всех взаимосвязанных элементов кластерной структуры для распределения...

Кластер как основа управления промышленными предприятиями

Основные термины (генерируются автоматически): кластер, предприятие, промышленный кластер, ядро кластера, сетевой агент, кластерная структура, структура, участник кластера, связь, конечный продукт. None.

Кластерный подход как основа инвестиционной стратегии региона

Необходимо отметить, что основными ориентирами кластерной политики должны стать не только разработка и развитие региональных инвестиционных проектов в целях получения поддержки от

- механизма координации деятельности и кооперации участников кластера

Принципы формирования кластеров малого и среднего бизнеса...

Создания кластера предприятий в регионе состоит из пяти основных стадий

Первая стадия включает в себя набор инициатив, которые должны помочь участникам бизнеса: выявить «критическую массу» малых и средних предприятий, испытывающих сходные проблемы в...

Разработка организационно-экономического механизма...

Для решений задач стратегического развития кластера предлагается создание Координационного совета по развитию РБК, основной целью которого должна стать координация взаимодействия участников РБК и согласование их интересов.

Особенности формирования организационно-экономического...

Организационно-экономический механизм агропромышленного кластера

Для примера, рассмотрим основные принципы формирования молочного кластера и

и предприятий (рис. 1). На начальном этапе создания кластерных структур участники вступают во...

Перспективы реализации государственно-частного партнерства...

формирование организационного плана мероприятий по осуществлению и поддержке проектов создания кластеров.

Основные термины (генерируются автоматически): молочный кластер, Воронежская область, государственно-частное партнерство, участник кластера...

Инновационное исследование региональных агропромышленных...

Однако во многих работах вывод о необходимости создания кластеров в регионах делается только на основе атрибутивных признаков, что может

Основным условием его реализации является активное участие в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», а также...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Стратегия развития отраслевого кластера | Статья в журнале...

- значительной устойчивостью экономических связей предприятий – участников кластерной структуры, преобладающим значением данных связей в основной массе ее участников.

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах.

К вопросу функционирования структуры свеклосахарного...

К вопросу функционирования структуры свеклосахарного кластера, права и обязанности участников кластера.

Координационный центр (совет) является организационной основой управления всех взаимосвязанных элементов кластерной структуры для распределения...

Кластер как основа управления промышленными предприятиями

Основные термины (генерируются автоматически): кластер, предприятие, промышленный кластер, ядро кластера, сетевой агент, кластерная структура, структура, участник кластера, связь, конечный продукт. None.

Кластерный подход как основа инвестиционной стратегии региона

Необходимо отметить, что основными ориентирами кластерной политики должны стать не только разработка и развитие региональных инвестиционных проектов в целях получения поддержки от

- механизма координации деятельности и кооперации участников кластера

Принципы формирования кластеров малого и среднего бизнеса...

Создания кластера предприятий в регионе состоит из пяти основных стадий

Первая стадия включает в себя набор инициатив, которые должны помочь участникам бизнеса: выявить «критическую массу» малых и средних предприятий, испытывающих сходные проблемы в...

Разработка организационно-экономического механизма...

Для решений задач стратегического развития кластера предлагается создание Координационного совета по развитию РБК, основной целью которого должна стать координация взаимодействия участников РБК и согласование их интересов.

Особенности формирования организационно-экономического...

Организационно-экономический механизм агропромышленного кластера

Для примера, рассмотрим основные принципы формирования молочного кластера и

и предприятий (рис. 1). На начальном этапе создания кластерных структур участники вступают во...

Перспективы реализации государственно-частного партнерства...

формирование организационного плана мероприятий по осуществлению и поддержке проектов создания кластеров.

Основные термины (генерируются автоматически): молочный кластер, Воронежская область, государственно-частное партнерство, участник кластера...

Инновационное исследование региональных агропромышленных...

Однако во многих работах вывод о необходимости создания кластеров в регионах делается только на основе атрибутивных признаков, что может

Основным условием его реализации является активное участие в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», а также...

Задать вопрос