Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 03.09.2021

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Кирпичникова, В. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО / В. С. Кирпичникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83890/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО.

Представлено описание содержания, организация коррекционно-развивающей работы, ориентированной на обучение детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО.

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, агрессия, психокоррекционная работа, психолого-педагогическое сопровождение.

In the article features of psychological and pedagogical support of children with severe speech disorders in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of the primary education. The description of the content, organization of the correction and development work aimed at teaching children with severe speech disorders in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of the primary education.

Keywords: severe speech disorders, aggression, psychocorrectional work, psychological and pedagogical support.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявил новые требования к организации образовательного процесса для детей с тяжелыми нарушениями речи, одним из них является психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с речевой патологией и его семьи [9].

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) — это дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики [6]. Нарушения речевой деятельности негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у обучающихся снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления, обучающиеся отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Обучающимся с речевой патологией присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся в плохой координации движений, снижением скорости и ловкости, сложностью реализации сложных двигательных программ. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость. Они трудно социализируются, им сложно наладить контакт с другими людьми [1].

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ТНР

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ТНР в школе v вида осуществляется через тесное сотрудничество учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя начальных классов, тьютора, медицинских работников. Взаимодействие специалистов начинается с комплексного всестороннего диагностического обследования ребёнка [2]. На заседаниях ПМПк осуществляется анализ уровня актуального развития ребёнка, разрабатывается индивидуальная программа сопровождения ребёнка. Специалистами определяются зоны взаимодействия, подбираются наиболее эффективные образовательные технологии, методы и приёмы работы с учащимися.

Основной этап сопровождения включает в себя обеспечение специализированной помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с рекомендациями ПМПк.

Целью коррекционно-развивающей работы педагога-психолога является активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности [3]. Для учащихся 1–4 классов развивающая и психокоррекционная работа направлена на развитие познавательной сферы и психических процессов, на преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышающие работоспособность и активизацию познавательной деятельности [8]. Для учащихся среднего и старшего звена развивающая и психокоррекционная работа, в большей степени, направлена на развитие и коррекцию мотивационной и эмоциональной сферы подростков, с целью повышения мотивации к обучению и снижения эмоциональной напряженности. Коррекция сферы межличностных отношений подростков, расширение репертуаров видов общения. Учитель-логопед решает комплексные задачи по коррекции и развитию всех компонентов речи учащихся. Организация его работы направлена на развитие артикуляторной моторики, коррекцию недостатков звукопроизношения, преодоление затруднений в звукослоговом и фонематическом анализе слов различной слоговой структуры, закрепление в речи сложных форм словоизменения и словообразования, устранение нарушений письма и речи [2].

Согласно ФГОС НОО ОВЗ построение образовательного процесса ориентированно на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, поэтому актуальным и важным является сопровождение учащегося таким специалистом как тьютор. Именно тьютор помогает учащимся с ТНР сконцентрировать своё внимание на уроке, выполнять требования педагога, выстраивать адекватное общение с одноклассниками в неурочное время.

В коррекционно-развивающей работе в настоящее время специалисты школы V вида используют различные методы, приёмы, технологии развития и коррекции познавательной сферы и психических процессов, речевых нарушений, эмоционально-волевой сферы [7]. Широко используются арт-терапевтические технологии, технологии нейропсихологической коррекции, информационные технологии, технологии проектной деятельности, игровые технологии, технологии поведенческой терапии, коррекционно-развивающие технологии, песочная терапия, мнемотехника, театрализованная деятельность и другие. Наилучшего результата полноценного речевого и психического развития школьников отмечается там, где педагоги и родители действуют согласованно. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем начальных классов коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы [4].

С целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка специалисты школы V вида проводят совместные родительские собрания, консультации, семинары, мастер-классы, совместные проектные работы [5]. Учителя начальных классов задействуют родителей учащихся в различных внеклассных мероприятиях. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, на индивидуальных и подгрупповых занятиях учителя-логопеда и педагога-психолога, во время внеучебной деятельности (на прогулках, внеклассных мероприятиях и т. д.).

Заключение

Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что, создавая в образовательном учреждении единое коррекционно-развивающее пространство, позволит осуществить коррекцию и развитие речевой функциональной системы, развитие познавательной активности детей с ТНР, их интеллектуальных умений.

Литература:

  1. Безлюдова А. В. Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. — СПб.: Образование, 1992
  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997.
  3. Выготский Л. С. Психология. Т. 2. Проблемы общей психологии. — М.: Лабиринт, 2012.
  4. Дорошенко П. В. Теоретические аспекты изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников с нарушениями речи // Новая наука и формирование культуры знаний современного человека. — 2018. № 3.
  5. Дубровина Н. А. Анализ методологических подходов в организации психолого-педагогического сопровождения семьи / Н. А. Дубровина, Е. С. Набойченко // Педагогическое образование в России. — 2016.
  6. Лапшин, В. А. Основы дефектологии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. — М.: Просвещение, 1991.
  7. Лещенко Н. М., Толоконникова О. И. Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016.
  8. Лятифова Л. В. Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. URL: https://moluch.ru/archive/78/13543
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, психокоррекционная работа, развитие, тяжелое нарушение речи, коррекционно-развивающая работа, познавательная сфера, психолого-педагогическое сопровождение, речевая патология, специалист школы, условие реализации.


Задать вопрос