Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 18.05.2018

Статья просмотрена: 574 раза

Библиографическое описание:

Ватрич И. А. Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 59-61. — URL https://moluch.ru/archive/206/50419/ (дата обращения: 21.09.2019).



Владение языком, способность к речевому общению является неотъемлемым свойством человека, отличающим его от других живых существ. Развитие языковой способности, по мнению Е. Н. Пузанковой, представляет собой стихийный, нерегулируемый и, следовательно, несовершенный процесс.

У детей с тяжелым нарушением речи, наблюдается:

– несформированность языкового мышления при решении нестандартных заданий,

– несформированность потребности анализировать языковые явления и устанавливать соотношения между ними,

– несформированность речевого воображения.

В норме эти показатели являются условием для успешного обучения в школе и важными характеристиками для гармоничного развития личности ребёнка, а при их нарушении развитие и обучение ребёнка затруднено.

Тяжелое нарушение речи (ТНР) — это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи), у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.

Тяжелое нарушение речи — одно из самых распространенных логопедических заключений. Среди детей, имеющих те или иные недостатки речевого развития, количество детей с ТНР различной степени выраженности составляет преимущественное большинство.

В настоящее время проблема нарушения речи у детей с ТНР интенсивно разрабатывается в психолого-педагогическом, клиническом и нейролингвистическом направлениях.

Связная речь — высшая форма речи и мыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребенка. Характеристика связной речи представлена в трудах: Е. А. Бариновой, В. К. Воробъевой, В. П. Глухова, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, О. С. Павловой.

Нарушение связной речи зачастую накладывается на неуспеваемость ребенка по программе дошкольного учреждения, младших классов школы и связанной с ними дезадаптации. Эти факты определяют необходимость своевременного выявления, предупреждения и устранения имеющихся у детей недостатков развития речи.

Нарушения связной речи, трудности в овладении навыками монологической и диалогической речи, могут носить локальный характер, либо являться симптомом более сложного по структуре расстройства. Встречаются также нарушения связной речи у детей с ТНР, связанные с нарушениями общения ребенка с воспитателем и сверстниками. Ряд трудностей может преодолеваться непосредственно педагогами дошкольного учреждения. Значительная часть нарушений связной речи носит специфический, стойкий характер. На сегодняшний день повышается роль комплексной работы с детьми с ТНР.

Проблема развития связной речи и словесного мышления одна из важнейших задач в развитии детей. В ее решении задействован широкий круг педагогических работников, включая воспитателей, учителей, узких специалистов и психологов.

В настоящее время проблема нарушения речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно разрабатывается в психолого- педагогическом, клиническом и нейролингвистическом направлениях. Необходимо сказать, что проблема психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с ТНР нашла разработку в трудах психологов (А. А. Алхазишвили, Л. С. Выготский, О. П. Гаврилушкина, Н. Н. Поддъяков, Г. И. Челпанов, Л. А. Венгер, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, О. Б. Конева и другие) и педагогов (И. А. Зимняя, В. В. Гербова, Е. И. Тихеева и др.).

Разработка теоретических и практических аспектов формирования связной речи у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) имеет особую важность и актуальность ввиду того, что несформированность речевой системы ограничивает у детей рассматриваемой категории возможность перехода к осознанию сложных языковых закономерностей и препятствует развитию коммуникации. (Л. С. Волкова, Л. И. Лалева, Т. Б. Филичева).

Пути коррекции и развития связной речи определяются включением ребенка в различные виды речевой деятельности. Таким образом, проблема развития связной речи у детей с ТНР является актуальной и требует внимания, как на теоретическом, так и практическом уровне решения данной проблемы. Особенно ценным представляется использование словесных, наглядных и практических методов при развитии связной речи у детей с ТНР от репродуктивных способов обработки речевого материала (как наиболее доступных) к продуктивным (творческим).

У детей с ТНР выявляются нарушения не только в речевой, но и в познавательной, эмоционально-волевой, двигательной и в личностной сферах, что свидетельствует о необходимости применения комплексного подхода в коррекционно-психолого-педагогической работе с ними.

Комплексный подход построен на трех видах знаковой символики — образно-двигательном, вербальном (речевом) и изобразительном (рисуночном, изобразительном) жестах, а также на трех видах замещения — предметном, позиционно-ролевом и ситуативном.

Таким образом, осложненные речевые нарушения у детей с ТНР требуют комплексного подхода при условии грамотного сочетания психологом традиционных и инновационных методов и способов работы.

Существующий комплексный подход к психолого-педагогической коррекции связной речи у детей с ТНР создает необходимые, и достаточные условия формирования речевых средств общения, в частности, ее фонационного оформления, накопления лексики, усвоения языковых закономерностей.

Литература:

  1. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое пособие. / М. Дрофа, 2010. — 207с.
  2. Краузе Е. Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  4. Лопатин Л. В. Комплексный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей. — М.: Просвещение, 1979. — 232 с.
  5. Новикова Е. В.: Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. М., 2004. Пузанкова Е. Н. Формирование языковой способности учащихся при обучении русскому языку. Монография. Орел, Полиграфическая фирма «Картуш», 2004. — 347 с.
  6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, тяжелое нарушение речи, комплексный подход, речевая система, проблема развития, проблема нарушения речи, нейролингвистическое направление, нарушение, дошкольное учреждение.


Похожие статьи

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

общее недоразвитие речи, ребенок, нарушение, речевое нарушение, речевое развитие, речевая система, дошкольный возраст, речевая патология, речевая аномалия, связная речь.

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого...

Социализация детей с нарушениями в развитии речи

В статье рассмотрены проблемы социализации детей с недостаточно сформированной речью. Ключевые слова: социализация, нарушение речи, дислексия, дисграфия. В настоящее время возросло количество случаев...

Проблемы речевых нарушений у детей города Шатуры...

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний.

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного...

Основные направления и содержание... Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Объект исследования — нарушения речевого развития. Предмет исследования — психологические особенности нарушения речи детей старшего дошкольного возраста (ОНР, дизартрия).

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми...

В нашем дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения и речи особое внимание уделяется интегрированной деятельности педагогов. Музыка как средство воспитания экологической культуры...

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных...

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии. Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение...

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений...

Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.

Развитие диалогической и монологической речи у детей с ТНР посредством сказкотерапии.

Похожие статьи

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

общее недоразвитие речи, ребенок, нарушение, речевое нарушение, речевое развитие, речевая система, дошкольный возраст, речевая патология, речевая аномалия, связная речь.

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого...

Социализация детей с нарушениями в развитии речи

В статье рассмотрены проблемы социализации детей с недостаточно сформированной речью. Ключевые слова: социализация, нарушение речи, дислексия, дисграфия. В настоящее время возросло количество случаев...

Проблемы речевых нарушений у детей города Шатуры...

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний.

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного...

Основные направления и содержание... Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Объект исследования — нарушения речевого развития. Предмет исследования — психологические особенности нарушения речи детей старшего дошкольного возраста (ОНР, дизартрия).

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми...

В нашем дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения и речи особое внимание уделяется интегрированной деятельности педагогов. Музыка как средство воспитания экологической культуры...

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных...

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии. Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение...

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений...

Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.

Развитие диалогической и монологической речи у детей с ТНР посредством сказкотерапии.

Задать вопрос