Я-концепция подростков с интернет-зависимостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 26.08.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Гладких, Т. А. Я-концепция подростков с интернет-зависимостью / Т. А. Гладких, А. В. Семёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83801/ (дата обращения: 25.01.2022).



Подростковый возраст можно назвать одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Новообразованием подросткового возраста является процесс глобальной перестройки ранее сложившихся психологических структур, здесь закладываются основы сознательного поведения и начинает проявляться определенная направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Подростки больше других подвержены к аддиктивному поведению. Выражается это в нарушениях пищевого поведения, химических зависимостях (токсикомания, наркомания, алкоголизм, курение), нехимических зависимостях (игровая, компьютерная, шопоголизм, трудоголизм, пристрастия к громкой музыке), а также крайней степени увлечения каким-либо видом деятельности, который может привести к усугублению сложной жизненной ситуации или игнорированию. Наиболее популярной темой исследования становится тема интернет-зависимости, которая включает в себя игроманию, зависимость от социальных сетей, веб-серфинг.

Ключевые слова: интернет-зависимость, подростки, подростковый возраст, аддиктивное поведение, кибер-аддикция, Я-концепция.

Жизнь современного человека сложно представить без социальных сетей, мессенджеров, в целом без интернета и гаджетов. Разработки в сфере технологий значительно облегчают поиск информации, получение образования, общение с друзьями и коллегами, решение бытовых проблем, и жизнь в целом. Нет такой сферы деятельности, которую не затронул бы интернет. Все это приводит к тому, что Интернет-сети являются не только помощниками, но и становятся актуальной проблемой развития зависимостей и аддиктивного поведения.

Такие психологи как: Бурова В. А., Войскунский А. Е., Губенко Э, Егоров А. Ю., Иванов М. С., Сокольская М. сравнивают феномен интернет-зависимости с пристрастием к алкоголю или наркотикам. Исследования темы интернет-зависимости показывают, что при длительном и бесконтрольном нахождении в Интернет-сети могут происходить изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга, оказывающие негативное влияние на психические функции человека. [2]

И это не единственные негативные аспекты влияния Интернет-сетей на человека. Так, одним из признаков кибер-аддикции является постепенное утрачивание навыков реального общения. Необходимость очных встреч сводится к минимуму. Встречи с друзьями заменяются переписками в социальных сетях и мессенджерах, разговоры заменяются письмами или текстовыми сообщениями, а поход по магазинам упрощается заказом доставки на дом. При длительном и бездумном потреблении интернета плюсы плавно перетекают в минусы, а затем и зависимое поведение. [3]

Следовательно, интернет-зависимость — это навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети. [10]

По результатам исследования Е. Удовенко, из 64 подростков, выявилось 70 % подростков склонных к интернету зависимости, по их результатам подростки склонные к интернету — зависимости, подростки проводят в интернете все свободное время, и даже когда находиться в школе, посредством телефонов, планшетов. Сделав выводы, они отмечают, что этому явлению подвержено половина подростков, и что их численность будет только возрастать, но уже не с каждым годом, а с каждым днем, поэтому наши результаты исследования по теоретической части и эмпирической совпадают (Удовенко, 2017) [5].

Признаками наступившей интернет-аддикции, по мнению К. Янг, служат следующие критерии [9]:

– всепоглощенность интернетом;

– потребность проводить в Сети все больше и больше времени; повторные попытки сократить время пользования интернетом;

– возникновение симптомов отмены, причиняющих беспокойство, при прекращении пользования интернетом;

– проблемы контроля времени;

– проблемы с окружением (семьей, школой, работой, друзьями);

– ложь по поводу времени, проведенного в сети;

– изменение настроения посредством использования интернета.

Появление этого нового виртуального мира не только отражает глубокий кризис представлений личности, но оно также влияет на образ самого себя, изменяет экзистенциально-смысловые цели. Виртуальное пространство приносит с собой стресс. Интернет предлагает все достопримечательности мира гладкими, идеально отполированными, идеализированными, т. е. характеризуется стабильной защитной обстановкой. Тем не менее эта среда постоянно находится в движении энтропийного источника динамизма и мобилизации [4].

Подростковый возраст — один из самых значительных критических периодов в психическом развитии ребенка. С развитием познавательной способности сознания ребенка, расширением сферы деятельности самосознание приобретает новые свойства и существенно меняется в подростковом возрасте [5].

В подростковом возрасте Я-концепция, с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой — претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации Я-концепции, в частности к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей» учителей, сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентации, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на Я-концепцию в пору юности. [10]

Вследствие возросших когнитивных возможностей подростка и расширения его окружения, социализация и роль приобретают ведущее значение. Перед подростком открывается возможность экспериментирования в области социально-ролевого поведения, а также происходит послабление прежних авторитетов. Можно сделать вывод, что смена ролей оказывает серьезное воздействие на подростковое развитие, что дает возможность глубоко переосмыслить и более точно разобрать образ «Я» [1].

Сидоренко Д. П. в своей исследовательской работе говорит о том, что в подростковом возрасте на передний план выходит функциональная значимость Я-концепции. Одной из важнейших функций Я-концепции становится внутренняя согласованность личности, относительно устойчивости её поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят её под угрозу. [6]

В заключение можно сказать, что наличие интернет-зависимости в подростковом возрасте становится причиной формирования разнообразных психологических проблем, проявлению депрессивного состояния, уходу от общения в реальной жизни в пользу виртуального пространства, ухудшению уровня адаптации подростков к социальной среде, снижению самооценки.

Литература:

  1. Бернс, Р. (1986) Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 422 с.
  2. Войскунский А. Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-zavisimosti-i-prisutstviya-primenitelno-k-povedeniyu-v-internete (дата обращения: 23.08.2021).
  3. Жеребин В. М., Алексеева О. А., Вершинская О. Н. Социально-психологические особенности пользователей интернета// Народонаследие. 2017. № 1(75). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29308482 (дата обращения: 1.05.2021.)
  4. Мертёхин А. А. Характеристика интернет-зависимости // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-internet-zavisimosti (дата обращения: 1.05.2021).
  5. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. — 6-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 456 с.
  6. Сидоренко Денис Петрович Возрастные особенности Я-концепции подростков // Акмеология. 2015. № 2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-ya-kontseptsii-podrostkov (дата обращения: 23.08.2021).
  7. Удовенко, Е. В. Интернет зависимость в подростковом возрасте Е. В. Удовенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017 — № 4–5. — С.93–96.
  8. Фельдштейн, Д. И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / Д. И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. — М., 1998. — С. 298–309
  9. Чухрова М. Г., Ермолаева А. В. Интернет-зависимость как вариант аддиктивного поведения // МНКО. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-kak-variant-addiktivnogo-povedeniya (дата обращения: 02.05.2021).
  10. Янг К. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24–29.
  11. Vanessa Apaolaza, Patrick Hartmann, Esteban Medina, Jose M. Barrutia, Carmen Echebarria, The relationship between socializing on the Spanish online networking site Tuenti and teenagers’ subjective wellbeing: The roles of self-esteem and loneliness,Computers in Human Behavior,Volume 29, Issue 4,2013, URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0747563213000058)
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, интернет, виртуальное пространство, подросток, сеть, смена ролей, социальная среда.


Задать вопрос