Развитие эмоционального интеллекта работников как направление совершенствования кадровой политики органов государственной и муниципальной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 24.08.2021

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Ольшанская, Е. А. Развитие эмоционального интеллекта работников как направление совершенствования кадровой политики органов государственной и муниципальной власти / Е. А. Ольшанская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83738/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье рассматриваются особенности эмоционального интеллекта, его влияния на личность и поведение государственных и муниципальных служащих, так как профессиональная деятельность этих людей сопровождается эмоциональной напряженностью, вызванной высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, кадровая политика в органах государственной и муниципальной власти, государственные служащие, кадровые технологии, развитие эмоционального интеллекта.

Современная кадровая политика органов государственной и муниципальной власти уделяет максимум внимания кадровому обеспечению государственных и муниципальных органов власти с учетом установленных требований, квалификационных, профессиональных и личностных.

Формирование кадрового состава государственных и муниципальных служащих имеет важное значение для социально-экономического развития государства в целом. Следовательно, для работы в органах государственной и муниципальной власти важно не только привлечение кадров в результате качественно проведенного отбора, но и дальнейшее профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих. При этом важно не только поддерживать высокий профессиональный уровень кадрового состава, но и обращать внимание на такие личностные характеристики.

Современный этап развития общества характеризуется высоким динамизмом: внедрением новых информационных технологий, дистанционных технологий, на фоне продолжающейся пандемии COVID-19 все более нестабильна экономико-социальная обстановка. В результате люди живут в условиях изоляции друг от друга, что может отрицательно влиять на их коммуникативные способности, что в целом негативно сказывается на интеллектуальной, эмоциональной сфере личности и организации межличностных отношений. Таким образом, у людей сдерживается возможность продуктивной организации жизнедеятельности в социуме.

На этом фоне необходим поиск новых методик качественного развития государственных и муниципальных служащих, так как в профессиональной деятельности этих людей присутствует эмоциональная напряженность, обусловленная высоким уровнем ответственности, и высокая интенсивность межличностных отношений. В связи с этим требуется более тщательное изучение возможности влияния на личность и поведение, а в целом — на рост эффективности профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих феномена эмоционального интеллекта.

В последние годы развитие эмоционального интеллекта работников принято во внимание во многих крупных бизнес-корпорациях, в частности, в ПАО Сбербанк России, менеджмент которых понимает возрастающую роль навыков эмпатии в деловом общении и управлении, стремится к целостной оценке способностей своих работников, пониманию и управлению эмоциональным состоянием, прогнозу результативности работника в различных видах деятельности. Кроме этого, в настоящее время лучшие практики бизнес-структур применяются в государственном и муниципальном управлении для обеспечения возможности гибкого и эффективного реагирования на динамичные изменения внешней среды

В этих условиях особую актуальность приобретает изучение роли эмоционального интеллекта в эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих.

Как правило, при изучении качества кадрового состава применяется понятие «интеллект», что предполагает развитие общих способностей человека, его познавательных процессов, таких как память, восприятие, мышление. воображение. Способности влияют на качество выполнения той или иной деятельности, на ее результативность и процесс выполнения самой деятельности. То есть определяющим при отборе кандидатов на государственные и муниципальные должности является выявление таких способностей, которые могут быть полезны при отборе персонала, его распределении и обучении.

Однако в соответствии с исследованиями ученых высокий уровень интеллекта не дает преимуществ при работе в условиях стресса, не помогает при работе в команде, в формировании сплоченного коллектива, где необходимо слышать окружающих и видеть их потребности, избегать конфликтов в команде или эмоционального выгорания. Такие возможности появляются при развитии именно эмоционального интеллекта.

Определению феномена эмоционального интеллекта посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых. Рассмотрим основные этапы становления феномена эмоционального интеллекта, его определения в научной литературе.

Проблема феномена эмоционального интеллекта стала предметом исследования зарубежных ученых Д. Гоулмана, Дж. Мейера, П. Сэловея, Х. Вайсбаха, С. Дакра, К. Изарда, Д. Карузо, Р. Бар-Она, и других.

Например, в результате исследований Р. Бар-Она введено в оборот такое понятие, как коэффициент эмоциональности, то есть показатель эмоционального развития личности. Человек, который обладает эмоциональными компетенциями, имеет способность понимания своего эмоционального состояния, уверенности в своих силах, независимости, эмпатии, уважения самого себя, склонности к актуализации своей личности, то есть представляет социально ответственную личность.

Коэффициент эмоциональности дает возможность дальнейшего развития личности, роста стрессоустойчивости индивида, формирования таких коммуникативных навыков, которые обеспечат конструктивное решение проблемы [1, с. 158].

По мнению другого ученого, Д. Гоулмана ценность эмоционального интеллекта заключается в улучшении качества жизни конкретных индивидов и всего общества в целом. Данным автором разработана комплексная модель эмоционального интеллекта, состоящая из пяти компонентов: самопознание, саморегуляция, социальные навыки, эмпатия и мотивация [3, с.54].

По Д. Гоулману, эмоциональному интеллекту присуще развитие интуиции при принятии решения, а также понимания индивидом состояния предела своей возможности. Индивид, обладающий эмоциональным интеллектом, способен к выстраиванию эффективных коммуникаций, преодолению препятствий, стремлению к повышению качества индивидуальной деятельности, проявлению инициативности, социальной чуткости и обладанию позитивного взгляда на ситуацию [3, с.56].

К такому же выводу пришел и А. Дамасио [2], который считал, что субъектом не могут приниматься решения без участия эмоций. При исследованиях А. Дамасио наблюдал за пациентами, имеющими травмы головного мозга. Данные пациенты не утратили способность логического мышления, их уровень IQ оставался без изменения, но способность к принятию даже самых простых решений отсутствовала. А. Дамасио расшифровывал данную ситуацию тем, что у пациентов отсутствовали необходимые импульсы, отвечающие за проявления эмоциональных реакций.

По мнению Д. В. Люсина [4, с.19] эмоциональный интеллект представляет психологическое образование, развивающееся во время жизнедеятельности субъекта в зависимости от влияния разных обстоятельств. Д. В. Люсиным выделена модель эмоционального интеллекта, которая включает ряд следующих компонентов:

– способности субъекта интерпретировать эмоциональные состояния, склонность к идентификации эмоций, осознанию тех или иных эмоциональных состояний, как собственных, так и у окружающих субъектов, вербализации выявленных эмоциональных состояний, понимания причин их появления и возможных последствий их игнорирования,

– способности индивида к контролированию эмоционального состояния, регулированию их силы, самостоятельного вызова необходимого эмоционального состояния.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект — это комплексная совокупность способностей индивида к осознанию как собственного эмоционального состояния, так и других людей, пониманию причин их появления, регулированию деструктивных эмоций.

Соответственно, для повышения производительности в работе и развития конструктивного мышления необходимо умение вызывать такие эмоции, которые могут облегчить решение вопроса, использовать эмоции для акцентирования внимания на важных моментах, а также использовать деструктивные проявления для анализа проблемы с разных точек зрения, что важно и необходимо для любого государственного служащего.

В связи с этим, предлагаем использовать в кадровом менеджменте государственных служащих измерение эмоционального интеллекта по тем методикам, которые имеют числовое измерение, например, с помощью теста EQ Холла, и теста EQ Гоулмана.

По результатам тестов можно определить уровень развития определенных навыков государственных служащих в части:

– распознавания эмоций: эмоциональная грамотность,

– использования эмоций в решении задач,

– анализа и понимания эмоций: причины и следствие,

– управления своими эмоциями и влияния на эмоции других [5].

Далее, в процессе прохождения специальных программ по развитию эмоционального интеллекта государственные и муниципальные служащие смогут научиться понимать и регулировать свое эмоциональное состояние, управлять деструктивными эмоциями, поддерживать уверенное поведение, изучат конкретные техники конструктивного взаимодействия и самомотивации, смогут составить собственный план развития эмоционального интеллекта.

Итак, можно сделать вывод, что только высокий уровень интеллекта не поможет гражданскому служащему при работе в условиях неопределенности, когда нужно сохранять личный боевой дух и боевой дух коллег и клиентов — пользователей государственных и муниципальных услуг, при необходимости внедрения изменений не «силовыми» методами, ситуации убеждения, при необходимости нематериальной самомотивации и мотивации работников государственных и муниципальных органов власти на достижение результата и внедрение изменений. Для этого в области кадрового менеджмента государственной службы предлагаем более широкое изучение эмоционального интеллекта и внедрение программ по его развитию у кадрового состава.

Рост уровня эмоционального интеллекта государственных служащих способствует более эффективному выходу из стрессовых ситуаций, более продуктивному достижению необходимого результата, а также развитие эмоционального интеллекта персонала имеет значимость при осуществлении профилактических мероприятий предотвращения эмоционального выгорания, роста уровня стрессоустойчивости.

Литература:

  1. Бар-Он, Р. Модель эмоционально-социального интеллекта Bar-On (ESI). — М.: Псикотема, 2006. 356 с.
  2. Борисова О. Т. Теоретические аспекты исследования эмоционального интеллекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.esa-conference.ru
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. М.: ACT, 2009. 478 с.
  4. Люсин Д. В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования /Д. В. Люсина. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
  5. Рубанова Е. Ю. Эмоциональный интеллект как ресурс личности // Национальное здоровье. 2021. № 4. С. 93–94.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, кадровый состав, служащий, эмоциональное состояние, муниципальная власть, профессиональная деятельность, развитие, кадровый менеджмент, эмоциональная напряженность, эмоциональное выгорание.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, государственные служащие, кадровые технологии, кадровая политика в органах государственной и муниципальной власти, развитие эмоционального интеллекта
Задать вопрос