В статье автор рассматривает региональную политику устойчивого развития на примере города Лахти и промышленной компании Stora Enso.
Ключевые слова: Финляндия, Лахти, устойчивое развитие, промышленность, Stora Enso, циркуляционная экономика, экономика замкнутого цикла, экология.
Развитие общества стало наиболее активно параллельно с развитием промышленности. Однако промышленный прогресс привел к бездумному расходованию ресурсов и загрязнению окружающей среды. В современное время главным вопросом развития человечества стал поиск пути развития, позволяющего получить максимальную пользу не сиюминутно, а рационализировать траты и оставить возможность будущим поколениям также развиваться, минимизировав приносимый урон. Таким путем стало устойчивое развитие.
Устойчивое развитие — это локальные и глобальные изменения в обществе, цель которых — предоставить будущим поколениям такие же или лучшие возможности для действий, как и в нынешнее время. Устойчивое развитие определяется как междисциплинарный процесс культурных изменений, который включает экологическую, социальную и экономическую устойчивость.
В частности, это проект Организации Объединенных Наций (ООН), содержащий в себе ряд целей устойчивого развития (ЦУР). Текущие цели ООН считаются актуальными до 2030 года и называются Повесткой дня. Составные части устойчивого развития приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Составные части устойчивого развития ООН [3]
Еще с 1990-х годов финское правительство усердно работает в сфере устойчивого развития. Власти Финляндии понимают необходимость в преобразовании нынешней линейной экономики в экономику замкнутого цикла, где повторное использование материалов, рециркуляция и крайне экономное расходование первичных материалов стоят во главе производства [6]. Циркуляционная экономика в данном случае является компромиссным решением, позволяющим создать новые рабочие места, преобразовать энергетические комплексы внутри страны и защитить окружающую среду от негативного воздействия экономико-промышленной деятельности человека. Циркуляционная экономика рассматривается как альтернатива линейной экономической модели. Цель экономики замкнутого цикла (циркуляционной) состоит в том, чтобы экономика функционировала в пределах несущей способности окружающей среды за счет того, что производственные материалы находятся в обращении как можно дольше, и следствием этого является меньшее количество неперерабатываемых отходов.
Согласно SDSN SDG Index and Dashboard 2019 и анализу, проведенному в контексте оценки политики Финляндии в области устойчивого развития (PATH2030), самыми уязвимыми местами страны в долгосрочной перспективе является следующее [6]:
– высокий уровень потребления материалов в процессе производства (ЦУР 12 ООН);
– высокий уровень расходования энергии в производственных целях (ЦУР 7 ООН);
– вырубка огромного количества деревьев для целлюлозно-бумажного производства (ЦУР 15 ООН);
– ухудшение водных экосистем (ЦУР 14 ООН).
Исходя из вышенаписанного, финское правительство сформулировало две главенствующие задачи, решение которых приведет к достижению целей устойчивого развития:
– «углеродно-нейтральная Финляндия с рациональным использованием ресурсов»;
– «недискриминационная, равноправная и компетентная Финляндия».
Парламент Финляндии впервые обсудил Повестку дня на период до 2030 года и роль парламента в ней в декабре 2016 года и с тех пор ежегодно отчитывается о проведенных изменениях и их результатах.
Финский город Лахти преуспел в этом и был удостоен звания Зеленой столицы Европы в 2021 году [2]. Лахти — промышленный город, но в тоже время здесь формируется особая политика устойчивого развития, делающая Лахти лидером в сфере управления городским хозяйством и декарбонизации промышленности.
Лахти — финский город и муниципалитет, региональный центр Пяйят-Хяме, являющийся одним из основных экономических центров Финляндии. Лахти расположен в Южной Финляндии в районе озера Весиярви, примерно в 100 километрах к северо-востоку от финской столицы Хельсинки [1].
Лахти приобрел статус города в 1904 году, но должного развития не получил из-за затруднительного экономического положения Российской Империи. И только в начале 1920-х годов началось активное развитие города: расширение территории, появление крупных промышленных предприятий и, как следствие, рост населения. В тот период Лахти был одним из самых быстрорастущих городов на территории Финляндии. Особенно сильным был рост после Второй Мировой Войны, когда Лахти принял около 10 000 иммигрантов из Карелии и Карельского Перешейка, после передачи региона был передан Советскому Союзу, а затем в 1960–1970-х годах в результате массовой урбанизации (Рис. 2). И в дальнейшем Лахти был городом нового развития и нового заселения.
Рис. 2. Динамика увеличения количества населения Лахти, 1906–2019 г. (составлено автором по материалам [9], [18])
В первой половине XX века Лахти был известен как город плотников и мебельных фабрик, так как главным ресурсом города, как и Финляндии, является лес. Пионером был предприниматель Аско Авониус, который в 1918 году основал мебельную фабрику Asko в Лахти [1]. Затем появились мебельные фабрики Isku и Sotka. И в нынешнее время на территории города расположено огромное число производств (Таблица 1), что подтверждает его статус центра финской промышленности.
Таблица 1
Заводы на территории Лахти
Тип промышленности |
Наименование компании |
Род деятельности компании |
Целлюлозно-бумажная промышленность |
Andritz Oy |
производство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности |
Valmet Automation Oy |
автоматизация производств для целлюлозно-бумажной, энергетической, морской и обрабатывающей промышленности |
|
Stora Enso Packaging Oy |
производство картонной продукции |
|
«Зеленый» промышленный комплекс |
Afpro Filters Oy |
производство воздушных фильтров |
Kempower Oy |
производство зарядных устройств для электромобилей |
|
Kuusakoski Oy Lahti Ekopark |
центр переработки отходов |
|
Kuusakoski Oy Lahti Kujala |
центр переработки отходов |
|
Makron |
промышленная автоматизация и инжиниринг |
|
Sansox Oy |
разработка и производство устройств для очищения воды |
|
Upm Biocomposites |
производство композитных материалов |
|
Halton Oy |
производство оборудования для вентиляции помещений |
|
Прочее |
Amitronic Oy |
производство оборудования, компонентов и материалов, связанных с производством и защитой электроники |
Fazer Leipomot Oy |
производство продуктов питания |
|
Kemppi Oy |
разработчик в области дуговой сварки |
|
Lahti Glass Technology Oy |
производство промышленных стекольных изделий |
|
Materflow Oy |
промышленная 3D-печать |
|
Merivaara |
производство медицинского оборудования |
|
Nor-Maali Oy |
производство красок, грунта, эмали |
|
Oilon |
производство горелок и тепловых насосов |
|
Ramtec |
производство навесного оборудования для экскаваторов и колесных погрузчиков |
|
Sandvik Mining and Construction Oy |
производство горнодобывающего оборудования |
|
Teknoware Ltd |
производство систем освещения |
|
Viking Malt |
химическая промышленность |
Таким образом, Лахти, по сути, является молодым городом и изначально планировался как промышленный, поэтому и в данный момент он является промышленным центром Финляндии, где базируется множество производств, поставляющих свою продукцию в зарубежные страны.
Возвращаясь к вопросу циркуляционной экономики (экономика замкнутого цикла), она является основой успешной экономики в целом, и муниципалитеты играют ключевую роль в ее продвижении. Лахти — пионер в данной сфере, здесь утилизируются практически все бытовые отходы [8]. В 2025 году Лахти будет полностью нейтральными по выбросам углерода — и это первый крупный промышленный город Финляндии, способный достигнуть подобного результата.
Как европейская экологическая столица, Лахти создает новые решения для экономики замкнутого цикла. Для примера рассмотрим компанию Stora Enso (одна из крупнейших в мире лесопромышленных компаний).
Устойчивое развитие в Stora Enso охватывает социальную, экологическую и экономическую ответственность по всей цепочке создания продукта [15]. Руководство компании Stora Enso считает, что вторичная переработка — это важный шаг, однако его недостаточно: миру необходимы материалы, которые могут быть не только возобновляемыми, но и перерабатываемыми. По сути, они стремятся к развитию биоэкономики замкнутого цикла, что позволит сократить количество негативного воздействия на окружающую среду до минимума, сведя к максимально низкому количеству производственные отходы и загрязнения воздуха (что позволяет бороться с глобальным потеплением) [19].
В экономике замкнутого цикла отходы сводятся к минимуму, поскольку материалы повторно используются и перерабатываются, чтобы максимизировать экологическую и финансовую составляющую. В компании Store Enso считают, что экономика замкнутого цикла действительно может успешно функционировать только тогда, когда сырье также является «замкнутым», то есть материалы, используемые в производстве, должны также неоднократно перерабатываться [13]. Это требует перехода к биоэкономике замкнутого цикла, в которой ископаемые материалы заменяются возобновляемыми материалами, такими как древесина. На рисунке 3 приведена схема замкнутой биоэкономики Stora Enso.
Рис. 3. Система биоэкономики замкнутого цикла [19]
Циркуляционный дизайн — это проектирование полного жизненного цикла продукта, а не только отдельно взятого продукта, не беря во внимание процесс его производства и утилизации. Круговой дизайн учитывает используемые материалы, производство, функции продукта, распределение и возможность ремонта, повторного использования, восстановления или переработки вместо того, чтобы материал попадал в отходы.
Подразделение по производству упаковочных материалов Stora Enso опубликовало «Руководство по циркуляционному дизайну упаковки», в котором основное внимание уделяется возможности вторичной переработки.
Переработка чрезвычайно важна: никто не хочет, чтобы продукты или материалы попадали в отходы на свалках. Поэтому Stora Enso опубликовало пять фактов о переработке продукции [7]:
- Древесные волокна можно перерабатывать не менее 5–7 раз, а иногда и более 20 раз. Когда волокна становятся непригодными для повторного использования, их можно использовать для производства биоэнергии. Кроме того, остаточная зола от производства биоэнергии может использоваться для таких целей, как наземное строительство, или даже превращаться в новые продукты, такие как VersaLime (это несколько видов материалов, используемых в строительстве, например, цемент).
- Чтобы переработка продолжалась, почти всегда требуется постоянный поток свежего сырья. Но можно ли заново выращивать сырье или оно закончится? Древесные волокна, происходящие из устойчиво управляемых лесов (например, 100 % древесины Stora Enso), могут восполняться вечно за счет правильной политики компаний.
- Бумага для вторичной переработки (PfR) состоит, например, из переработанных газет, журналов и картона. В Европе было переработано 71,6 % бумаги и картона в 2018 году [17]. Компания Stora Enso, которая в 2019 году использовала 2,2 миллиона тонн бумаги для вторичной переработки (PfR), является одним из крупнейших производителей и потребителей PfR в Европе.
- Что касается упаковки, то уровень ее переработки в Европе в два раза выше, чем пластиковой упаковки. В 2017 году этот показатель составлял 85,5 % для упаковки на основе волокна и 41,9 % для пластиковой упаковки [13]. Также стоит отметить, что при сжигании пластика в атмосферу выбрасывается CO 2 , поскольку не все ископаемые источники поглощают эти выбросы повторно. Когда материалы на основе волокон сжигаются, CO 2 повторно поглощается растущими деревьями, создавая непрерывный углеродный цикл.
- Чтобы что-то действительно было пригодно для вторичной переработки, необходима правильная инфраструктура. Иногда местная инфраструктура не позволяет собирать и перерабатывать определенные материалы, а иногда люди просто не перерабатывают материалы, даже если они подлежат переработке и сбор для этого организован. Stora Enso активно работает с разными компаниями, чтобы продвигать сбор и переработку материалов, используемых для вторичной переработки.
Также отдельно стоит рассмотреть следующие аспекты устойчивого развития Лахти [10]:
– электрификация транспорта;
– «зеленая» цифровизация;
– развитие потенциала спортивных комплексов;
– благополучие населения.
На транспорт приходится около одной пятой выбросов парниковых газов в Финляндии. Цель Лахти — создать такие условия, чтобы к 2030 году более половины всех поездок было совершено в экологически безопасных режимах — с использованием устойчивых видов транспорта. Устойчивые виды транспорта включают пешие прогулки, езду на велосипеде, общественный транспорт, совместное использование автомобилей, удаленную работу и экономичное вождение, подразумевающее использование автомобилей с низким потреблением энергии [10].
Также экосистема Lahti Electric and Sustainable Traffic способствует электрификации дорожного движения и устойчивой мобильности по всей Финляндии и за рубежом. Новаторские проекты и решения создаются в Лахти в тесном сотрудничестве с разными компаниями. Только электрификация общественного транспорта может сократить выбросы на 6–8 %, в Лахти же предлагается электрифицировать полностью и логистические компании. Новые решения в сфере транспорта — это часть устойчивого будущего, университеты и научно-исследовательские центры Лахти активно исследуют и развивают альтернативные двигатели, а также занимаются обучением инженеров в сфере автоматизации и электротехники [10].
Цифровизация модернизирует мир и создает возможности. Нынешнее положение Лахти как научного центра, сильный опыт в области чистых технологий и дизайна, а также компании в области ИКТ, подающие заявки в этом регионе, ускоряют развитие в направлении передовой цифровизации. С цифровизацией, которую продвигает Лахти [10], создается более экологичное будущее, «зеленые» цифровые решения укрепляют новые бизнес-идеи компаний внутри страны и за рубежом, создают возможности для исследований и разработок и обеспечивают развитие высококачественных и современных услуг.
Лахти является первым в мире городом, который внедрил программу личного перемещение жителей персональной углеродной торговли (CitiCap) [5]. «Торговля выбросами» производилась с помощью мобильного приложения, где требуется идентификация личности. Жители Лахти были первыми тестировщиками мобильного приложения. Тестирование приложения и соответствующей платформы мобильных данных началось в 2019 году. Использование приложения прекратилось в конце 2020 года, а весь проект завершился в марте 2021 года.
Горожане с самого начала были вовлечены в реализацию проекта. Одним из основных предварительных условий для CitiCAP был сбор данных всестороннего исследования о выборе людей мобильностью и о потенциале углеродной торговли в качестве инструмента политики.
На территории Лахти функционирует большое количество компаний в спортивном и технологическом секторе, и потенциал роста спортивного туризма значительный [10]. Также Лахти — это всемирно известный и уважаемый спортивный город, сердце классических зимних видов спорта. В регионе Лахти находится уникальный международный спортивный комплекс и центры олимпийской подготовки Виерумяки и Паюлахти.
В Лахти продвигается положение всей Финляндии на спортивном рынке. SportsBusinessHub Finland укрепляет позиции Финляндии как эксперта в области спортивного бизнеса международного уровня, платформы спортивных исследований и испытаний и спортивных комплексов мирового уровня. Правительство Лахти будет расширять имеющиеся предложения в спортивной сфере, мероприятия и спортивный туризм для внутренних и международных нужд. Также правительство планирует полностью перевести спортивные комплексы на использование альтернативной энергии.
Однако у Лахти имеются и значительные проблемы. Власти города обеспокоены благополучием населения. Из-за закрытия шведского завода Skania и прекращения работы Konecranes в августе 2020 года безработных насчитывалось на 42 тысячи больше, чем годом ранее. В вынужденный отпуск были отправлены около 60 тысяч человек. Уровень безработицы вырос до 7,7 %, в то время как в августе 2019 года этот показатель составил 6 % [4].
Инструменты для решения возникшей ситуации — это повышение общего уровня образования [16], разрушение цикла социальной изоляции в разных возрастных группах, развитие сотрудничества между муниципалитетами, смягчение растущей безработицы посредством компенсационных выплат и разработки цифровых решений.
Таким образом, Лахти можно назвать лидером и в сфере смарт-сити [14]: развитие правильной инфраструктуры и создание требующихся специалистов позволило городу стать пионером в сфере интеграции информационных и коммуникационных технологий и IT-решений для управления городским имуществом. В городе успешно функционирует программа устойчивого развития, позволяя вывести промышленность и жизнь в целом на совершенно новый экологический уровень и демонстрируя всему миру пример верного функционирования экономики.
Литература:
- Лахти — Lahti. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://star-wiki.ru/wiki/Lahti (дата обращения: 07.08.2021). (дата обращения: 04.04.2021)
- Лахти назван Зеленой столицей Европы 2021. — Текст: электронный // National Geographic Россия: [сайт]. — URL: https://nat-geo.ru/planet/lahti-nazvan-zelenoj-stolicej-evropy-2021/ (дата обращения: 04.04.2021)
- Устойчивое развитие. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Устойчивое_развитие (дата обращения 15.04.2021)
- Число безработных продолжает расти — Scania и Konecranes сообщили о закрытии или сокращении производства. — Текст: электронный // YLE: [сайт]. — URL: https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/chislo_bezrabotnykh_prodolzhaet_rasti_-_scania_i_konecranes_soobshchili_o_zakrytii_ili_sokrashchenii_proizvodstva/11557101 (дата обращения: 15.04.2021)
- CityCAP. — Текст: электронный // Lahti: [сайт]. — URL: https://www.lahti.fi (дата обращения: 05.04.2021)
- Finland country profile — SDGs and the environment. — Текст: электронный // European Environment Agency: [сайт]. — URL: https://www.eea.europa.eu/themes/sustainability-transitions/sustainable-development-goals-and-the/country-profiles/finland-country-profile-sdgs-and (дата обращения: 01.04.2021)
- Five things you may not know about recycling [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.storaenso.com/en/newsroom/news/2020/5/five-things-you-may-not-know-about-recycling, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ. (дата обращения: 10.04.2021)
- Kestävä elämäntapa [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.lahti.fi/kaupunki-ja-paatoksenteko/ymparistokaupunki/kestava-elamantapa-lahdessa/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. фин. (дата обращения 05.04.2021)
- Lahden historia [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fi.wikipedia.org/wiki/Lahden_historia, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. фин. (дата обращения 04.04.2021)
- Lahden kestävän kasvun ohjelma [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.lahti.fi/kaupunki-ja-paatoksenteko/strategia-ja-kehittaminen/lahden-kestavan-kasvun-ohjelma/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. фин. (дата обращения 05.04.2021)
- Näin liikut viisaasti [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.motiva.fi/ratkaisut/kestava_liikenne_ja_liikkuminen/nain_liikut_viisaasti, свободный. Загл. с экрана. — Яз. фин. (дата обращения 06.04.2021)
- Paperboard materials are the climate-friendly choice [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.storaenso.com/en/products/paperboard-materials, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ. (дата обращения 10.04.2021) картон
- Recycling rates for packaging waste [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/ten00063/default/table?lang=en, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ. (дата обращения 01.04.2021)
- Smart city roadmap [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.academia.edu/21181336/Smart_City_Roadmap, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. фин. (дата обращения 20.04.2021)
- Sustainability [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.storaenso.com/en/sustainability, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ. (дата обращения 10.04.2021)
- The 360-degree sustainability transformation of Lahti [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://greenlahti.fi/en/story, свободный. Загл. с экрана. — Яз. англ. (дата обращения 01.04.2021)
- The platform of the paper recycling chain [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.paperforrecycling.eu, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ. (дата обращения 10.04.2021)
- Tilastot [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.lahti.fi/kaupunki-ja-paatoksenteko/tietoja-lahdesta/tilastot/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. фин. (дата обращения 05.04.2021)
- Towards a circular bioeconomy [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.storaenso.com/en/sustainability/circular-bioeconomy, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ. (дата обращения 10.04.2021)