Факторы, влияющие на поведение персонала в организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №32 (374) август 2021 г.

Дата публикации: 07.08.2021

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Нефедова, Е. Е. Факторы, влияющие на поведение персонала в организации / Е. Е. Нефедова, А. А. Гужикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/374/83499/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье рассматриваются факторы, влияющие на поведение персонала в организации. На основе этих факторов работники ведут себя тем или иным образом.

Ключевые слова: предпосылки, поведение, психология, мотивация, менеджмент, эффективность, рациональность, индивидуальность, позиция, способность.

Чтобы объяснить поведение человека в организации, нужно выявить факторы, на основе которых работники ведут себя тем или иным образом. Они могут быть рациональными или иррациональными, т. е. связанными с индивидуальными психологическими свойствами личности. Первый тип факторов более предсказуем для человека, и поэтому подвергается воздействию для достижения реальных целей организации.

Рассмотрим несколько наиболее распространённых факторов, влияющих на человека в организации.

  1. В первую очередь назовем цели организации. Так как человек — это непосредственная часть организации, он имеет определенную должность, действует в соответствии со своими обязанностями, инструкциями, или по-другому — в соответствии с целями организации.
  2. Характер сотрудника и особенности его характера. Они определяют поведенческие установки, которые проявляются во времени и в разных ситуациях.
  3. Индивидуальные ценности проявляются посредством обучения и должны соответствовать ценностям, которые существуют в культуре данного общества (организации). Организация должна пользоваться индивидуальными ценностями как стимулами, побуждающими работников вести себя в соответствии с целями организации. Каждая организация устанавливает свою систему ценностей, но когда-то она делает это сознательно, когда-то — несознательно.
  4. Общественные нормы — стереотипы поведения, устоявшиеся в обществе. Они появляются исходя из одобрения или неодобрения со стороны других людей за определенные поступки. Например, манера общения — с начальником принято разговаривать на одном языке, с коллегами — на другом, так как начальник — это руководство, которому нужно подчиняться. Еще один пример — дресс-код. Неуместно будет прийти директору организации на работу в шортах, учителю — в слишком коротком платье и т. д. Причем дресс-код может быть как прописан, так и не прописан в уставе организации, человек должен регулировать свой внешний вид исходя из своей должности.
  5. Потребности. С точки зрения организационного поведения, организация создает такие ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника ведет к реализации целей организации. То есть организация этим мотивирует работников.
  6. Ожидания сотрудников. Люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения, основываясь на прошлом, возможно неудачном опыте, а также оценке текущей ситуации. Если работник не видит, что его поведение приводит к достижению целей, необходимых организации, он просто потеряет интерес к работе и в целом к своей деятельности.
  7. Восприятие. Люди не реагируют на факты. Чаще всего они реагируют только на то, что воспринимают как действительно происходящее. То, что происходит в действительности, влияет на поведение человека только в той мере, в какой воспринимается непосредственно самим человеком. Недостаточно создать условия, поощряющие работников к делу, если руководитель хочет, чтобы работники стремились достичь цели организации. Руководитель должен показать работникам конкретную взаимосвязь между желательным поведением работников и удовлетворением их индивидуальных потребностей. Пока работники сами не поймут этого, они не будут работать так, как нужно руководителю.
  8. Отношение. Точка зрения дает необъективное восприятие окружающей среды и этим влияет на поведение человека в организации. В пример сюда можно привести расовые или иные предрассудки. Отношение к работе является одним из самых важных факторов, которые будет определять то, как люди реагируют на изменения условий и продолжительности работы.
  9. Позиция личности. Мы знаем, что человек прилагает определенные усилия для достижения конкретного баланса. Простыми словами — человек старается занимать позиции, которые не противоречат друг другу. В результате выстраивается сложная и взаимосвязанная структура отношений к чему-либо и убеждения, на основе которых строится наше поведение. Эта структура с трудом поддается изменениям. Это психология — человек скорее отбросит новую идею, чем поменяет свое мировоззрение полностью.
  10. Избирательность информации. Человек прислушивается к той информации или только к тем людям, чье мнение совпадает с его собственным, и соответственно отвергает информацию, которая его мнению противоречит. Этот процесс снижает возможности для изменения.
  11. Возраст. С возрастом способность людей к изменениям притупляется. Это происходит под влиянием как внутренних свойств, так и под влиянием окружения.

Делаем вывод — поведение человека в организации, которое является результатом воздействия большого числа переменных как личностных, так и организационного окружения, в свою очередь, является фактором, влияющим на поведение других людей в трудовой деятельности. Поэтому руководителю, чтобы определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека, как индивидуальной, так и коллективной, нужно принимать во внимание влияние многочисленных факторов на поведение работника в организации.

Литература:

  1. Карташова Л. В. Организационное поведение [Текст]: Учебник / Л. В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломанидина. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2015. — 383 с.
  2. Латфуллин Г. Р. Организационное поведение: учебник для вузов [Текст] / Г. Р. Латфуллин, О. Н. Громова. — 2-e изд., перераб. и доп. — СПб: Питер-Юг, 2015. — 464 с.
  3. Резник С. Д. Организационное поведение [Текст]: Учебник / С. Д. Резник. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2013. — 430 с.
Основные термины (генерируются автоматически): поведение человека, работник, поведение, цель организации.


Задать вопрос