Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Глушко, А. А. Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению / А. А. Глушко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83550/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молодежи, направленные на повышение мотивации к успешному обучению.

Ключевые слова: мотивация, виды мотивации, мотив, социологический опрос, тренинги.

В настоящее время в психологической науке термин «мотивация» применяется в двух основных значениях, на первый взгляд различающихся по смыслу: с одной стороны, мотивация — это вся совокупность факторов, детерминирующих, организующих и направляющих поведение человека (система потребностей, мотивов, целей, намерений, идеалов, убеждений и многое другое); с другой стороны, мотивация — это процесс стимуляции и детерминации, побуждения поведения человека и поддержания поведенческий активности на определенном уровне в каждый конкретный момент времени.

Существует несколько различных классификаций видов мотивации. Наиболее часто в литературе встречается классификация, в соответствии с которой различают следующие виды мотивации: интринсивная (внутренне организованная, диспозиционная) мотивация — мотивация, обусловленная внутренними причинами: психологическими свойствами субъекта, его потребностями, установками, интересами, влечениями и т. п.; экстринсивная (внешне организованная, ситуационная) — мотивация, обусловленная внешними по отношению к субъекту причинами: условиями жизнедеятельности, обстоятельствами текущей ситуации. В «чистом» виде мотивация достаточно редко бывает сугубо интринсивной или экстринсивной.

Согласно другой классификации, различают положительную и отрицательную мотивацию поведения человека: важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность — поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности — с одной стороны, и в необходимости — с другой. Мотивация деятельности определяет ее эффективность: наиболее эффективной является деятельность, обусловленная внутренней и положительной мотивацией.

Говоря о мотивации, необходимо определить понятие мотива. Мотив — это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.

Толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей, то есть два важных типа мотивации — мотивации успеха и мотивации боязни неудачи . Если при мотивации успеха действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов, то при мотивации боязни неудачи они связаны с ожиданием неприятных последствий.

Личности, мотивированные на успех, обычно активны и инициативны, отличаются настойчивостью в достижении цели, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Они предпочитают брать на себя средние, или же слегка завышенные, но в то же время выполнимые обязательства. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность их деятельности, как правило, улучшается.

Мотивация боязни неудачи однозначно негативна. Личности с присущей мотивацией этого типа обычно малоинициативны, они избегают ответственных заданий, ставят перед собой неоправданно завышенные цели, плохо оценивают свои возможности. Или же выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели. Они склонны к восприятию и переживанию времени как “бесцельно текущего”.

В случае неудачи при выполнении какого-либо важного и ответственного задания его притягательность для исполнителя, как правило, снижается. Причем, это происходит независимо от того, навязано ли задание извне или выбрано самим субъектом. Поэтому целесообразно планировать процесс его выполнения таким образом, чтобы среди промежуточных результатов предусматривались и такие, которые, безусловно, будут выполнены. Это должно способствовать формированию уверенности и в какой-то мере компенсировать неудачи от других результатов.

Поэтому важную роль в педагогическом процессе приобретает диагностика мотивации успеха и мотивация боязни неудачи. Ее же результаты призваны способствовать индивидуальному подходу при нахождении адекватных методов и технологий осуществления корректирующих психолого-педагогических воздействий на студентов.

С целью получения информации об отношении обучающихся к своему обучению мы подготовили анкеты. В анкетировании приняло участие 52 респондента в возрасте от 16 до 18 лет. Анкетирование проводилось среди студентов Чегдомынского горно-технологического техникума с 1 по 3 курс. Респондентам было предложено ответить на 20 вопросов с предложенными вариантами ответов.

Для анализа анкет, мы выявили для себя самые важные вопросы, на которые отвечали студенты.

Большинство респондентов при ответе на вопрос: «В чем причина твоей неуспеваемости?» выбрали следующие варианты ответов: «Нежелание выделяться среди других» (7 чел.), «Не могу, не хватает способностей» (6 чел.), «Не хочу, (лень)» (8 чел.), «Стесняюсь отвечать» (14 чел.).

Причины неуспеваемости респондентов

Рис. 1. Причины неуспеваемости респондентов

На вопрос «Кто тебя мотивирует учиться лучше?» большинство респондентов ответили следующим образом: 17 студентов выбрали вариант «Преподаватели» (36 %). Вариант ответа «Родители» выбрало 9 студентов (19 %). Вариант «Нет таких (никто не мотивирует) — 18 студентов (39 %).

Субъекты мотивирующие респондентов на обучение

Рис. 2. Субъекты мотивирующие респондентов на обучение

Из предложенных вариантов на вопрос «Что тебя мотивирует?» большинство выбрало студентов выбрали, что их мотивируют преподаватели и кураторы — 28 % (13 чел.). Остальные мнения разошлись следующим образом: «Отличные оценки» — 15 % (7 чел.), «Стипендия/благодарности за отличную учебу» — 8 % (4 чел.). За варианты ответов «Мое будущее» и «Меня ничего не мотивирует» мнения разделились поровну, — 19 % (9 чел.). Не выбрали варианты ответов: «Фото на доске почета» и «Свой вариант».

Мотиваторы респондентов на обучение

Рис. 3. Мотиваторы респондентов на обучение

После этого, по плану была проведена работа в виде личных бесед с каждым студентом. Для этого мы отобрали студентов, которые в анкете указали, что учатся «удовлетворительно», кому не хватает мотивации, кто боится выступать перед аудиторией, кому не хватает способностей. Беседа была проведена с целью узнать, почему студент плохо учится, в чем ему нужна помощь, почему его ничего не мотивирует. При личной беседы студенту давалась возможность самому проанализировать свою причину плохой успеваемости и донести до нас, а также какие он видит пути решения проблем. В рамках беседы также проводились небольшие упражнения «Как повысить мотивацию?». Все результаты фиксировались для дальнейшей работы и создания блока тренингов.

После проведения бесед и создания теоретического материала тренингов, были проведен блок тренингов в группах различных специальностей Чегдомынского горно-технологического техникума. Тренинг охватил примерно 60 студентов техникума.

Таким образом, исследуя отношения студентов к обучению, мы увидели причины неуспеваемости, отсутствия у студентов мотивации к обучению и ее причины. Благодаря анализу результатов анкетирования и личных бесед с обучающимися, смогли мотивировать студентов к более продуктивной учебной деятельности. В разработанном плане по повышению мотивации был представлен блок тренингов с многочисленными упражнениями, направленными на теоретическое понимание понятие «мотивация» и практическое ее закрепление, а также блок вопросов для личной беседы. Благодаря проделанной работе, нам удалось поднять мотивацию у обучающихся и повысить количество студентов, успевающих по всем предметам.

Литература:

  1. Афанасьев В. В., Грибкова О. В., Уколова Л. И. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / ВВ Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — М.: 2019. — 154 с.
  2. Кравченко А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров / А. И. Кравченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 828 с.
  3. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у учащихся. — 2000, — 175 с.
  4. Оганян К. М. Методология и методы социологического исследования: учебник для вузов / К. М. Оганян. — Санкт-Петербург, 2020–299 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мотивация боязни неудачи, студент, вариант ответов, мотивация, блок тренингов, большинство респондентов, вид мотивации, горно-технологический техникум, достижение цели, личная беседа.


Ключевые слова

мотивация, мотив, тренинги, социологический опрос, виды мотивации

Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация личным примером. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и

Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам.

Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущей силой процесса...

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

Положительная и отрицательная мотивации - это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач. Данные мотивы являются преобладающими мотивами.

На наш взгляд, диагностику преобладающих мотивов студентов целесообразно провести именно с помощью методик, разработанных Т. Элерсом, потому что учебная мотивация, как и любой другой ее вид, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью и системностью.

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

Учебно-профессиональная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения. Необходимо создать механизм повышения мотивации обучения. Подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на студента со стороны преподавателя, которые...

Поколение потерянных лидеров и недостаточная мотивация...

Мотивация — это факторы, которые обуславливают проявление активности, учебной или профессиональной (цели, установки, потребности, интересы, чувство долга и др.)

‒ Уроки-конференции и издание сборника работ студентов (мотивация студентов на анализ внепрограммных источников, выявление интереса к исследовательским процессам, развитие креативности, развитие ораторского навыка, амбиций и стремления к признанию в научных и...

Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов

Данный вид мотивации рассматривался как один из частных видов мотивации поведения человека и касающийся творческое и инициативное отношение человека к делу. Мотивация достижения успеха, по мысли ученых, оказывает влияние на характер человека, на особенности его поведения, а также на качество труда. Следует отметить, что проблема соотношения мотивации достижения успеха и мотивации избегать неудач достаточно сложная.

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания...

При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, так как при их

Гипотеза исследования: существует связь между личностной тревожностью и мотивацией достижения успехов и избегания неудач у работающих женщин в возрасте 20 – 40 лет.

Для диагностики мотивации успеха или боязни неудачи использовался опросник А.А. Реана, для диагностики уровня личностной тревожности...

Формирование познавательной мотивации студентов

Студенты этим типом мотивации учения переопределяют и доопределяют задачи, которые ставит педагог, и на этой основе ставят свои цели учебной деятельности. На этой основе происходит формирование новых мотивов

Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений студентов в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.

К вопросу мотивации студентов колледжа | Статья в журнале...

Развитие мотивации студентов профессиональной деятельности должно обеспечить формирование у выпускника ведущие компетенции...И способствует решению социальных, технологических и психологических задач в обществе. Все это дает возможность развития познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер личности студента. Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана...

Мотивационный профиль личности студентов-психологов...

Мотивация достижения — один из видов мотивов побуждения к деятельности, она связана с желанием личности добиваться успеха либо избегать неудач. В 1930-х годах Г. Мюрреей выделил понятие «мотив достижения».

Для студентов-психологов старших курсов важна мотивация в потребности достижения и тенденция к аффилиации. Так как высокий уровень этих мотивов будет способствовать повышению профессиональных качеств личности.

Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивация личным примером. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и

Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам.

Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущей силой процесса...

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

Положительная и отрицательная мотивации - это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач. Данные мотивы являются преобладающими мотивами.

На наш взгляд, диагностику преобладающих мотивов студентов целесообразно провести именно с помощью методик, разработанных Т. Элерсом, потому что учебная мотивация, как и любой другой ее вид, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью и системностью.

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе...

Учебно-профессиональная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения. Необходимо создать механизм повышения мотивации обучения. Подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на студента со стороны преподавателя, которые...

Поколение потерянных лидеров и недостаточная мотивация...

Мотивация — это факторы, которые обуславливают проявление активности, учебной или профессиональной (цели, установки, потребности, интересы, чувство долга и др.)

‒ Уроки-конференции и издание сборника работ студентов (мотивация студентов на анализ внепрограммных источников, выявление интереса к исследовательским процессам, развитие креативности, развитие ораторского навыка, амбиций и стремления к признанию в научных и...

Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов

Данный вид мотивации рассматривался как один из частных видов мотивации поведения человека и касающийся творческое и инициативное отношение человека к делу. Мотивация достижения успеха, по мысли ученых, оказывает влияние на характер человека, на особенности его поведения, а также на качество труда. Следует отметить, что проблема соотношения мотивации достижения успеха и мотивации избегать неудач достаточно сложная.

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания...

При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, так как при их

Гипотеза исследования: существует связь между личностной тревожностью и мотивацией достижения успехов и избегания неудач у работающих женщин в возрасте 20 – 40 лет.

Для диагностики мотивации успеха или боязни неудачи использовался опросник А.А. Реана, для диагностики уровня личностной тревожности...

Формирование познавательной мотивации студентов

Студенты этим типом мотивации учения переопределяют и доопределяют задачи, которые ставит педагог, и на этой основе ставят свои цели учебной деятельности. На этой основе происходит формирование новых мотивов

Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений студентов в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.

К вопросу мотивации студентов колледжа | Статья в журнале...

Развитие мотивации студентов профессиональной деятельности должно обеспечить формирование у выпускника ведущие компетенции...И способствует решению социальных, технологических и психологических задач в обществе. Все это дает возможность развития познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер личности студента. Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана...

Мотивационный профиль личности студентов-психологов...

Мотивация достижения — один из видов мотивов побуждения к деятельности, она связана с желанием личности добиваться успеха либо избегать неудач. В 1930-х годах Г. Мюрреей выделил понятие «мотив достижения».

Для студентов-психологов старших курсов важна мотивация в потребности достижения и тенденция к аффилиации. Так как высокий уровень этих мотивов будет способствовать повышению профессиональных качеств личности.

Задать вопрос