Роль семьи в автоматизации поставленных звуков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 26.07.2021

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Байгунова, В. А. Роль семьи в автоматизации поставленных звуков / В. А. Байгунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83402/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор пытается определить, как родители могут влиять на уровень развития автоматизации поставленных звуков ребенка в зависимости от домашней среды, которую создают взрослые в семье. Выявить степень влияния работы родителей на детей и качество коррекции речи ребенка. Рассмотрены методы работы родителей в процессе обучения их ребенка, а также использование приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации детьми. Раскрыто значение мнемотехники в коррекционно-педагогической работе.

Ключевые слова : автоматизация поставленный звуков, семья, развитие ребенка, обучение, мнемотехника.

Всем известно, что процесс автоматизации звуков представляется одним из важных этапов коррекции воспроизведения звука у детей с нарушениями речи.

Наблюдая за детьми с различными нарушениями речи, можно столкнуться с такой проблемой, как очень длительный период автоматизации и дифференциации звуков. Дошкольники с нарушениями речи с трудом включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких малышей встречаются нарушения памяти, пониженное внимание, менее подвижные психические процессы, они не проявляют интереса к исследовательской деятельности, не очень успешны. По описанным причинам дети с нарушениями речи не любят изучать стихи, пересказывать тексты, не осваивают приемы запоминания. [2, c.3]

Автоматизация звука — это развитие нового навыка, требующего длительной систематической подготовки. Основная задача этапа автоматизации звуков представляется в постепенном и последовательном введении звука, заложенного в слоги, слова, фразы (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь малыша и реализуется по принципу от легкого к сложному, от простого к сложному.

Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4 этапов. (Таблица 1)

Таблица 1

Коррекция нарушенного звукопроизношения

Этапы

Цель

Первый

Подготовительный

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Формирование установки на коррекционную деятельность, рост уверенности, чувства полноценностей.

Второй

Постановка звуков

Стремиться к правильному звучанию изолированного звука.

Третий

Автоматизация звуков

Стремиться к правильному произношению во фразовой речи.

Четвертый

Дифференциация звуков

Научить ребенка отличать смешиваемые звуки и верно использовать их в своей речи.

Родителям не стоит думать, что дефекты речи со временем исчезнут сами собой. Для их преодоления необходима систематическая и длительная коррекционная работа, в которой важную роль играют родители, так как малыш больше времени проводит дома с близкими ему людьми.

Родители обязаны знать, что работа по автоматизации звука представляется необходимым этапом в деятельности над звуком и, осуществляя ее, следует помнить, что процесс автоматизации — это сложный процесс для нервной системы малыша, так как связан с широким применением активного торможения. [3, c.2]

К автоматике поставленного звука следует переходить только тогда, когда малыш произносит его изолированно правильно и четко с длительным или многократным повторением. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится недостаточно четко, так как это только закрепит негативные навыки и не улучшит произношение.

Часто дефекты воспроизведения звука у детей по различным причинам очень стойкие. Иногда проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем малыш привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией.

Ребенок должен обуздать неправильное, но привычное для него произношение и говорить правильно, но непривычно.

Чем чаще занятия с малышом, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнение должно быть ежедневным. Весь речевой материал должен быть отработан, то есть родители добиваются правильной и четкой реализации задачи ребенка даже путем запоминания. Следует фиксировать поставленный звук и следить за верным произношением его в самостоятельной речи ребенка. [4, c.5]

На стадии автоматизации звуков в поэтических текстах у них снижается самоконтроль речи.

Поэтому очень важно пробудить интерес детей с такой патологией к занятиям, увлечь их, освободить. Как свидетельствует практика, использование мнемонической системы может ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, упрощает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Мнемотехника — это система методов и приемов, позволяющих эффективно запоминать, сохранять и воспроизводить данные. Этот метод разрешает значительно сократить время обучения за счет оптимизации и рационализации базовых операций умственной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усваивать даже сложные вещи без умственного и нервного напряжения. Упражнения, соединяющие вербальный и зрительный ряды (анализаторы), способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование мнемоники для дошкольников становится все более актуальным, так как в современном мире много данных, закодированной в виде символов, схем, и важно, чтобы малыш научился перекодировать информацию из символов в картинки.

У детей с патологией речи особенно важно развивать зрительное и образное мышление, используя символы, суррогаты, графические аналогии, схемы, лежащие в базе формирования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемоники. [6, c.3]

При структурировании правильного звукопроизношения мнемонику реально использовать на всех этапах коррекционной работы, так как она многофункциональна. На стадии вызывания и постановки изолированного звука это может быть нарисованное или схематично-графическое изображение звука, помогающее малышу запомнить правильный стиль артикуляции и акустический звук.

По мере усложнения работы (автоматизации звука) изображение звука усложняется, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Число символов зависит от индивидуальных способностей малыша и стадии работы.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемоники включает в себя следующее:

1 блок. (этап вызова и постановки звука) — придумывание образа звука его соотнесение с графической моделью;

2 блок (автоматизация звука) — правильное произношение звука с использованием нескольких графических шаблонов звуков и слов;

3 блок (введение звука в речь) — создание графических шаблонов фраз, рассказов, стихов.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие поэтические тексты или загадки для автоматизации определенного звука или дифференциации звуков. Затем с помощью простых, доступных восприятию ребенка символов рисуются мнемотаблицы.

При плохом воспроизведении звука не рекомендуется прерывать ребенка, а продолжать работать. Это время, когда совершенствуется детский самоконтроль для речевой деятельности.

У родителей целесообразно формировать собственное правильное отношение к нарушениям речи у ребенка:

— не ругать его за речь;

— незаметно исправить неправильное произношение;

— формировать позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом.

Родителям следует понимать, что им нужно быть готовыми к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и себя к занятиям с ним.

Необходимо учитывать важность речевой среды ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь взрослых в присутствии ребенка обязательно должна быть четкой, грамотной, выразительной. [1]

Кроме того, родители сами обязаны научиться осуществлять и демонстрировать ребенку несложные артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к качественному воспроизведению звука. Окружающим ребенка взрослым следует понимать, что детский лепет может привести к устойчивости неправильного навыка в произношении.

Родители необходимо уделять особое внимание домашним заданиям. Материал, который использует на своих занятиях логопед в течение недели с ребёнком, отдают дома на закрепление в виде различных упражнений.

Литература:

  1. Коньшина Н. В. Коррекция звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта посредством мнемотаблиц [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://logoped18.ru/logopedist/korrektsiya-zvukoproiznosheniya-u-detey-snarusheniem-intellekta-posredstvom-mnemotablits.php (дата обращения: 24.07.2021).
  2. Семушева М. С. Автоматизация поставленных звуков у детей. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 295–298.
  3. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 191 с.
  4. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 215 с.
  5. Щендрыгина О. Е., Ткаченко Н. В., Труфанова И. А., Бочарова Н. Ю. Автоматизация звуков с использованием мнемотехники. В сборнике: Образовательная среда сегодня: теория и практика. сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. 2020. С. 86–89.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, автоматизация звука, нарушение речи, дифференциация звуков, родитель, автоматизация звуков, изолированный звук, коррекционная работа, образное мышление, процесс автоматизации.


Ключевые слова

обучение, семья, развитие ребенка, мнемотехника, автоматизация поставленный звуков

Похожие статьи

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Роль лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников при интегрированном образовании

Предпринята попытка использования лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников. Обсуждается проблема формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста. Доказано, что язык является средством взаимодействия коммун...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Использование инновационных технологий при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы повышения качества речи дошкольников за счет использования инновационных технологий, а именно: мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн, приведены преимущества и недостатки рассматриваемых технологий. Пока...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Увеличение объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники при непосредственной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации

Доказано, что память и получение образования дошкольниками являются сторонами одного процесса адаптивного поведения. Объем памяти зависит от процессов являющихся опорными при создании ассоциаций, в связи с чем, приемы мнемотехники являются самыми эфф...

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...

Похожие статьи

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Роль лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников при интегрированном образовании

Предпринята попытка использования лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников. Обсуждается проблема формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста. Доказано, что язык является средством взаимодействия коммун...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Использование инновационных технологий при развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы повышения качества речи дошкольников за счет использования инновационных технологий, а именно: мнемотехника, моделирование, сказкотерапия, синквейн, приведены преимущества и недостатки рассматриваемых технологий. Пока...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Увеличение объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники при непосредственной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации

Доказано, что память и получение образования дошкольниками являются сторонами одного процесса адаптивного поведения. Объем памяти зависит от процессов являющихся опорными при создании ассоциаций, в связи с чем, приемы мнемотехники являются самыми эфф...

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...

Задать вопрос