В статье автор пытается определить, как родители могут влиять на уровень развития автоматизации поставленных звуков ребенка в зависимости от домашней среды, которую создают взрослые в семье. Выявить степень влияния работы родителей на детей и качество коррекции речи ребенка. Рассмотрены методы работы родителей в процессе обучения их ребенка, а также использование приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации детьми. Раскрыто значение мнемотехники в коррекционно-педагогической работе.
Ключевые слова : автоматизация поставленный звуков, семья, развитие ребенка, обучение, мнемотехника.
Всем известно, что процесс автоматизации звуков представляется одним из важных этапов коррекции воспроизведения звука у детей с нарушениями речи.
Наблюдая за детьми с различными нарушениями речи, можно столкнуться с такой проблемой, как очень длительный период автоматизации и дифференциации звуков. Дошкольники с нарушениями речи с трудом включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких малышей встречаются нарушения памяти, пониженное внимание, менее подвижные психические процессы, они не проявляют интереса к исследовательской деятельности, не очень успешны. По описанным причинам дети с нарушениями речи не любят изучать стихи, пересказывать тексты, не осваивают приемы запоминания. [2, c.3]
Автоматизация звука — это развитие нового навыка, требующего длительной систематической подготовки. Основная задача этапа автоматизации звуков представляется в постепенном и последовательном введении звука, заложенного в слоги, слова, фразы (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь малыша и реализуется по принципу от легкого к сложному, от простого к сложному.
Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4 этапов. (Таблица 1)
Таблица 1
Коррекция нарушенного звукопроизношения
Этапы |
Цель |
Первый Подготовительный |
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Формирование установки на коррекционную деятельность, рост уверенности, чувства полноценностей. |
Второй Постановка звуков |
Стремиться к правильному звучанию изолированного звука. |
Третий Автоматизация звуков |
Стремиться к правильному произношению во фразовой речи. |
Четвертый Дифференциация звуков |
Научить ребенка отличать смешиваемые звуки и верно использовать их в своей речи. |
Родителям не стоит думать, что дефекты речи со временем исчезнут сами собой. Для их преодоления необходима систематическая и длительная коррекционная работа, в которой важную роль играют родители, так как малыш больше времени проводит дома с близкими ему людьми.
Родители обязаны знать, что работа по автоматизации звука представляется необходимым этапом в деятельности над звуком и, осуществляя ее, следует помнить, что процесс автоматизации — это сложный процесс для нервной системы малыша, так как связан с широким применением активного торможения. [3, c.2]
К автоматике поставленного звука следует переходить только тогда, когда малыш произносит его изолированно правильно и четко с длительным или многократным повторением. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится недостаточно четко, так как это только закрепит негативные навыки и не улучшит произношение.
Часто дефекты воспроизведения звука у детей по различным причинам очень стойкие. Иногда проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем малыш привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией.
Ребенок должен обуздать неправильное, но привычное для него произношение и говорить правильно, но непривычно.
Чем чаще занятия с малышом, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнение должно быть ежедневным. Весь речевой материал должен быть отработан, то есть родители добиваются правильной и четкой реализации задачи ребенка даже путем запоминания. Следует фиксировать поставленный звук и следить за верным произношением его в самостоятельной речи ребенка. [4, c.5]
На стадии автоматизации звуков в поэтических текстах у них снижается самоконтроль речи.
Поэтому очень важно пробудить интерес детей с такой патологией к занятиям, увлечь их, освободить. Как свидетельствует практика, использование мнемонической системы может ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, упрощает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотехника — это система методов и приемов, позволяющих эффективно запоминать, сохранять и воспроизводить данные. Этот метод разрешает значительно сократить время обучения за счет оптимизации и рационализации базовых операций умственной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усваивать даже сложные вещи без умственного и нервного напряжения. Упражнения, соединяющие вербальный и зрительный ряды (анализаторы), способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.
Использование мнемоники для дошкольников становится все более актуальным, так как в современном мире много данных, закодированной в виде символов, схем, и важно, чтобы малыш научился перекодировать информацию из символов в картинки.
У детей с патологией речи особенно важно развивать зрительное и образное мышление, используя символы, суррогаты, графические аналогии, схемы, лежащие в базе формирования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемоники. [6, c.3]
При структурировании правильного звукопроизношения мнемонику реально использовать на всех этапах коррекционной работы, так как она многофункциональна. На стадии вызывания и постановки изолированного звука это может быть нарисованное или схематично-графическое изображение звука, помогающее малышу запомнить правильный стиль артикуляции и акустический звук.
По мере усложнения работы (автоматизации звука) изображение звука усложняется, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Число символов зависит от индивидуальных способностей малыша и стадии работы.
Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемоники включает в себя следующее:
1 блок. (этап вызова и постановки звука) — придумывание образа звука его соотнесение с графической моделью;
2 блок (автоматизация звука) — правильное произношение звука с использованием нескольких графических шаблонов звуков и слов;
3 блок (введение звука в речь) — создание графических шаблонов фраз, рассказов, стихов.
В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие поэтические тексты или загадки для автоматизации определенного звука или дифференциации звуков. Затем с помощью простых, доступных восприятию ребенка символов рисуются мнемотаблицы.
При плохом воспроизведении звука не рекомендуется прерывать ребенка, а продолжать работать. Это время, когда совершенствуется детский самоконтроль для речевой деятельности.
У родителей целесообразно формировать собственное правильное отношение к нарушениям речи у ребенка:
— не ругать его за речь;
— незаметно исправить неправильное произношение;
— формировать позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом.
Родителям следует понимать, что им нужно быть готовыми к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и себя к занятиям с ним.
Необходимо учитывать важность речевой среды ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь взрослых в присутствии ребенка обязательно должна быть четкой, грамотной, выразительной. [1]
Кроме того, родители сами обязаны научиться осуществлять и демонстрировать ребенку несложные артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к качественному воспроизведению звука. Окружающим ребенка взрослым следует понимать, что детский лепет может привести к устойчивости неправильного навыка в произношении.
Родители необходимо уделять особое внимание домашним заданиям. Материал, который использует на своих занятиях логопед в течение недели с ребёнком, отдают дома на закрепление в виде различных упражнений.
Литература:
- Коньшина Н. В. Коррекция звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта посредством мнемотаблиц [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://logoped18.ru/logopedist/korrektsiya-zvukoproiznosheniya-u-detey-snarusheniem-intellekta-posredstvom-mnemotablits.php (дата обращения: 24.07.2021).
- Семушева М. С. Автоматизация поставленных звуков у детей. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 295–298.
- Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 191 с.
- Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 215 с.
- Щендрыгина О. Е., Ткаченко Н. В., Труфанова И. А., Бочарова Н. Ю. Автоматизация звуков с использованием мнемотехники. В сборнике: Образовательная среда сегодня: теория и практика. сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. 2020. С. 86–89.