Фотозадачи как дидактическое средство при изучении естественнонаучных дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 15.07.2021

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Христофорова, С. В. Фотозадачи как дидактическое средство при изучении естественнонаучных дисциплин / С. В. Христофорова, В. Г. Богодухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83243/ (дата обращения: 24.12.2024).



Ключевые слова: фотозадачи, естественнонаучные знания, особенности использования фотозадач, объекты природы Забайкалья .

В процессе изучения естественнонаучных дисциплин содержательный материал интегрируется вокруг идей, объектов, явлений, понятий, выполняя различные познавательные и мировоззренческие функции, формируя научную картину мира. Естественнонаучные дисциплины играют важную роль в становлении критического мышления, приучая к поиску решений, необходимых современному человеку [4,5].

В результате овладения естественнонаучными знаниями, формируется личность учащегося со всеми его интересами, ценностями, увлечениями, тем более что, познаваемая наука не что иное, как зеркало Природы. Очень емко и образно выразил процесс познания А. И. Герцен — философ и педагог, писатель и критик с физико-математическим образованием: «Природа и наука — два выгнутых зеркала, вечно отражающих друг друга; фокус, точку пресечения и сосредоточенности между оконченными мирами природы и логики составляет личность человека» [7, с.106].

В современном образовательном процессе широко используются электронные и цифровые дидактические средства, в том числе фотографии. «Ныне фотография обрела цвет и стоит на пороге объемного голографического изображения мира, что расширяет ее информативно-изобразительные и художественно выразительные возможности», — подчеркивает Юрий Борев [1, с.301]. Фотографии на уроках в школе и в вузе, в основном, выступают в качестве иллюстративного материала и берутся в готовом виде, например из Интернета.

Мы предлагаем:

1) создавать авторские фотографии природных объектов и явлений Забайкальского края;

2) на основе фотографий разрабатывать фотозадачи;

3) использовать фотозадачи как дидактическое средство при изучении естественнонаучных дисциплин.

Таким образом, фотозадачи — это интегрированные задания по естественнонаучным дисциплинам, созданные на основе авторских фотографических произведений.

Стоит заметить, что совместить процесс познания с увлечением фотографией на должном уровне (ремесло — мастерство — профессионализм) доступно не каждому и, возможно, не нужно. Важно иметь зоркий глаз, уметь подмечать таинства в природе, чувствовать природные объекты, любить свой родной край, видеть необычное в обычном и продумать пикассовское «вещь, не как я ее вижу, но как я ее понимаю».

К особенностям использования фотозадач в образовательном процессе следует отнести:

Во-первых, ситуативность — использование в зависимости от ситуации (заставка в урок, фото-сюрприз, фото-событие, фото-загадка; в качестве экспромта или запланированного включения в учебное занятие или внеурочное мероприятие и т. д.);

Во-вторых, мобильность — подвижность фотозадач обусловлена возможной перекомпоновкой заданий, например, удаление вопросов, добавление описания опыта, дополнительной информации и т. п.

В-третьих, комплектность — составление и комбинация парных фото, серийных фото, квартет из фото, коллаж из фото и др.

Приведем некоторые варианты фотозадач на основе фотографий природных объектов и явлений (фотографии выполнены и предоставлены студенткой Богодуховой Викторией):

  1. Касатики.

–2. Ирисы –2. Ирисы

Рис. 1–2. Ирисы

Задания:

1) Расшифруйте стихотворные строки японского поэта Басе: «Похож, как похож на свое отраженье ирис-касатик!»

— с позиции физики;

— с точки зрения народной мудрости.

2) Проделайте следующий опыт: посмотрите на листья растений через синий светофильтр или очки с синими стеклами. Объясните явление.

3) Где в мире находится Сад ирисов? Что Вы об этом знаете?

4) Ирис. Ирида. Радуга. Что объединяет эти слова?

5) В Забайкалье произрастает около 10 видов ирисов разнообразной окраски. Попробуйте составить радугу из ирисов Забайкалья.

6) Подумайте, что, на Ваш взгляд, символизирует белый ирис на картине Винсента ван Гога «Ирисы»?

2. Закат.

C:\Users\Ass\Desktop\IMG_20200618_220250.jpg

Рис. 3

Задания:

1) Опишите и объясните явление зари.

2) С чем связано искажение диска Солнца при закате?

3) Какие приметы погоды, связанные с закатом, Вы знаете?

4) Можно ли наблюдать закат Солнца на Луне, на Марсе?

5) Подготовьте сообщение «Заря» по книге С. В. Зверевой «В мире солнечного света».

  1. Прострел.

Сон-трава

Рис. 4. Сон-трава

Задания :

1) В Забайкалье прострел называют ургуйки, вергульки, подснежники, сон-трава. Попробуйте объяснить, чем обусловлены такие разнообразные названия?

2) В книге И. Соколова-Микитова «Белые берега» описаны снежные теплички: «Под тончайшею хрустально-прозрачною коркой льда хорошо видно в снегу распустившееся растение с пушистыми, свернутыми в трубку зелеными ростками. Термометр, просунутый в снежную тепличку, показывал положительную температуру. Тот же термометр на поверхности снега быстро спустился на двенадцать градусов мороза». Какие явления помогают вырасти подснежникам?

3) Когда в Забайкалье расцветают первые подснежники?

Фотозадачи как дидактическое средство позволяют, на наш взгляд, приблизить естественнонаучные знания к народной мудрости и взаимоотношениям человека и мира, к личности и родной природе, к своему внутреннему миру и складу души.

Литература:

  1. Борев Ю. Эстетика. — М.: Политиздат, 1988. -496с. С. 300–301.
  2. Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. — М.: Педагогика, 1991. — 272 с. С.26.
  3. Калинин В. Н. Школьный фотокружок и его помощь в учебной работе по физике//Физика в школе. 1988, № 4. С. 89–90.
  4. Симонов В. М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма.– Волгоград: Перемена, 2000. — 293 с.
  5. Старостина С. Е., Христофорова С. В. Реализация стратегии критичного обучения на примере естественнонаучного материала//Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. — СПб.: Изд.-во ГОУ ДПО ИПК СПО, 2011. — 152с. С. 97–100.
  6. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
  7. Энциклопедия мысли: Сборник мыслей, изречений, афоризмов. — М.: ТЕРРА, 1996. — 496 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Забайкалье, дидактическое средство, народная мудрость, основа фотографий, особенность использования фотозадач, процесс познания, фотозадача, явление.


Ключевые слова

фотозадачи, естественнонаучные знания, особенности использования фотозадач, объекты природы Забайкалья

Похожие статьи

История развития проблемы применения ГИС в биологических исследованиях и ее реализация в методологическом аппарате высшего педагогического образования

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы применения ГИС в биологических исследованиях. Особое внимание уделяется историческому становлению геоинформатики как науки, ее интеграция в педагогическое пространство высшего образования.

Алгоритмизация как один из способов формирования активной интеллектуальной деятельности обучающихся на уроках истории обществознания и литературы

Взаимосвязь обучения и творчества в процессе музыкального развития детей в контексте ФГОС ДО (музыкально-ритмические движения). Этапы обучения

Сущность и формы организации эколого-географического образования и место школьного краеведения в системе краеведческой работы

Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства

В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Применение исторических источников на уроках, их классификация и значение

В данной статье рассматриваются особенности использования исторических источников на уроках истории. Рассмотрены классификации исторических источников, требования к их подбору для уроков истории и приведены примеры их использования.

Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Сущность, методологические основы, принципы, задачи экологического образования и воспитания. Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы

Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача

Учебная работа с историческими источниками рассматривается как педагогическая задача в контексте системно-деятельностного подхода в обучении. Раскрыты подходы философов, психологов и педагогов к пониманию текста, связь понимания, смысла, объяснения и...

Похожие статьи

История развития проблемы применения ГИС в биологических исследованиях и ее реализация в методологическом аппарате высшего педагогического образования

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы применения ГИС в биологических исследованиях. Особое внимание уделяется историческому становлению геоинформатики как науки, ее интеграция в педагогическое пространство высшего образования.

Алгоритмизация как один из способов формирования активной интеллектуальной деятельности обучающихся на уроках истории обществознания и литературы

Взаимосвязь обучения и творчества в процессе музыкального развития детей в контексте ФГОС ДО (музыкально-ритмические движения). Этапы обучения

Сущность и формы организации эколого-географического образования и место школьного краеведения в системе краеведческой работы

Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства

В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Применение исторических источников на уроках, их классификация и значение

В данной статье рассматриваются особенности использования исторических источников на уроках истории. Рассмотрены классификации исторических источников, требования к их подбору для уроков истории и приведены примеры их использования.

Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Сущность, методологические основы, принципы, задачи экологического образования и воспитания. Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы

Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача

Учебная работа с историческими источниками рассматривается как педагогическая задача в контексте системно-деятельностного подхода в обучении. Раскрыты подходы философов, психологов и педагогов к пониманию текста, связь понимания, смысла, объяснения и...

Задать вопрос