В данной статье рассматриваются направления воспитания в работе с умственно отсталыми детьми в условиях специальной (коррекционной) школы, а именно: физическое, нравственное, эстетическое, гражданское, трудовое. Проанализированы задачи и методы каждого вида воспитания. В качестве дополнительных направлений изучены социализация и её элементы, а также профориентация, предшествующая трудоустройству — основному фактору социализации умственно отсталого ребёнка.
Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, умственно отсталые дети, специальная (коррекционная) школа, воспитательная система, воспитательная система в работе с умственно отсталыми детьми, воспитательная система в специальной (коррекционной) школе.
Постановка проблемы. Актуальность данной проблемы состоит в том, что воспитательная система — целостный процесс социального организма, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания: субъекта, цели, содержания, способов деятельности (Л. И. Новикова). Цель — развитие личности ребёнка, включенного в эту систему.
Воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса в каком-либо образовательном учреждении.
Она создается усилиями участников педагогического процесса: учителями, родителями и, соответственно, о её эффективности свидетельствует объединение учащихся и педагогов в коллектив [1].
Анализ исследований по данной проблеме. Как феномен она изучалась педагогической наукой с конца 1970-х гг.
А к концу 90-х гг., сотрудниками лаборатории «Коллектив и личность» АПН СССР (под руководством Л. И. Новикова), была создана целостная концепция воспитательной системы (А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.).
В условиях специальной (коррекционной) школы воспитательная система ориентируется на личность умственно отсталого ребёнка и включает в себя следующие направления:
- Физическое;
- Нравственное;
- Эстетическое;
- Гражданское;
- Трудовое.
Иногда выделяют такое направление воспитательной деятельности как «Социализация и адаптация».
Направление I. Физическое воспитание — педагогический процесс, который направлен на совершенствование формы и функций человеческого организма, формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств.
Задачи:
- Совершенствование функций организма;
- Развитие двигательных навыков (метание, бег, прыжки т. д.);
- Развитие зрительно-двигательной координации [3];
- Повышение физической выносливости и здоровья детей за время их пребывания в школе;
- Приучение к ведению здорового образа жизни [2].
Как считают некоторые авторы, занятия физической культурой способствует социальной адаптации умственно отсталых детей, т. к. движение осуществляет связь личности с окружающей средой, лежащей в основе психических процессов и организма индивида в целом.
Методы, которые используются во время проведения занятий физической культурой:
- Игровой метод;
- Метод развития двигательных навыков;
- Метод развития физических способностей;
- Метод психического регулирования.
Направление II. Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Задачи:
- Формирование умений, навыков и привычек правильного поведения;
- Формирование нравственных представлений о долге, совести, дружбе [4];
- Формирование набора нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, коллективизма [5].
Не стоит забывать о том, что личный поступок ребёнка в процессе воспитательной деятельности является и предметом воспитания, и, что особенно важно, предметом познания — важнейший источник для детей.
Методы:
- Методы формирования общественного поведения (трудовая деятельность, учебная);
- Методы формирования нравственного сознания (методы убеждение, стимулирования);
- Художественные (литература, музыка, кино);
- Внешние педагогические воздействия;
- Собственная деятельность.
Направление III. Эстетическое воспитание — это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.
Задачи воспитания умственно отсталых школьников делятся на две группы: прямые и косвенные [6].
- К прямым задачам относятся:
- Развитие способности воспринимать эстетические явления (в окружающей среде и искусстве);
- Воспитание эстетической отношения и оценки;
Косвенные задачи — это задачи, которые реализуются в процессе решения задач других направлений воспитания (например, нравственного) и основанные на привлечении внимания детей к произведениям искусства.
Методы:
- Формирование эстетической восприимчивости (рассматривание и прослушивание произведений искусства);
- Формирование элементов эстетического сознания (наблюдения, экскурсии);
- Приобщение к художественной деятельности;
- Развитие эстетических способностей, творческих умений и навыков (создание поисковой творческой ситуации).
Направление IV. Гражданское воспитание — это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.
Задачи:
- Формирование гражданской позиции — осознание прав и обязанностей по отношению к обществу;
- Воспитание патриотизма;
- Формирование знаний и уважение к отечественной истории;
- Формирование знаний прав гражданина России и уважение к ним [7].
Методы:
- Встречи с ветеранами ВОВ;
- Уроки памяти;
- Просмотр картин военного времени;
- Рассказы о героях прошлого;
Направление V. Трудовое воспитание — это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к своей работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов.
Задачи:
- Воспитание потребности в труде;
- Формирование положительных черт личности: целеустремлённости, честности;
- Подготовка учащихся к получению профессии [8];
- Формирование навыков самообслуживания;
- Формирование навыков выполнения операций в доступном виде труда [9].
Методы:
Индивидуальные: общественные поручения;
- Микрогрупповые: кружки, клубы по интересам;
- Коллективные: викторины, классные часы, соревнования;
- Массовые: субботники, походы, праздники.
Как уже говорилось выше, можно выделить в качестве одного из видов воспитания направление VI — социализация и адаптация.
Социальная адаптация детей с умственной отсталостью заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, которая состоит из социальной, трудовой, физической и психологической готовности.
Социализация — двусторонний процесс взаимодействия личности и общества, включающий в себя, с одной стороны, процесс усвоения ребёнком образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе [10], т. е. воздействие среды на человека, с другой — воздействие человека на среду через его деятельность.
Задачи:
- Всестороннее развитие личности умственно отсталого ребёнка;
- Адаптация к условия окружающей среды;
- Коррекция и развитие психических процессов в различных видах деятельности;
- Воспитание положительных качеств личности: сознательности, трудолюбия и т. д.
Методы:
- Экскурсии;
- Праздники;
- Игровая терапия (директивная — направленная и не директивная — ненаправленная). Например, конкурсы, турниры;
- Дидактические игры.
На данный момент существует два подхода по социализации умственного отсталого ребёнка:
- Вхождение умственно отсталого ребёнка в общество и его адаптацию к окружающим условиям;
- Не только вхождение детей с умственной отсталостью в общество, но и подготовка общества к принятию таких детей.
Одним из основных факторов социализации детей с нарушениями интеллекта является трудоустройство. Также оно способствует нравственной и физической реабилитации. Трудоустройству предшествует период профориентации, которая проводится в старшем школьном возрасте.
Среди психолого-педагогических мероприятий, направленных на профориентацию, выделяют следующие:
- Диагностические — определяются уровень развития профессиональных интересов учащихся, способности и склонности, личностные особенности (характер, темперамент) и т. д.;
- Просветительские — на классных часах детей знакомят с миром профессий, условиям труда. В качестве внеклассной работы можно проводить экскурсии на предприятия в городе и т. д.;
- Консультационные — большое внимание уделяется формирование у умственно отсталых учеников представлений о профессиях, помощь в выборе профессии или профессионального профиля обучения.
Большое значение имеет трудовая подготовка учащихся в условиях школы: например, работа на школьном участке.
В заключение можно сказать, что воспитательная система — целостный процесс социального организма, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, Её цель — развитие личности ребёнка, включенного в эту систему.
Стоит упомянуть, что она отражает специфический способ организации воспитательного процесса в каком-либо образовательном учреждении и создается усилиями участников педагогического процесса: учителями, родителями. Соответственно, о её эффективности свидетельствует объединение учащихся и педагогов в коллектив.
В условиях специальной (коррекционной) школы воспитательная система ориентируется на личность умственно отсталого ребёнка и включает в себя направления физического, нравственного, эстетического, гражданского и трудового воспитания. Иногда выделяют такое направление воспитательной деятельности как «Социализация и адаптация».
Литература:
- Ходусов А. Н. Педагогика воспитания / А. Н. Ходусов / — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 142–143 с. (дата обращения: 30.05.2021)
- Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / Под ред. Б. П. Пузанова / — 2-е изд., исправ. и доп. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 242 с. — (Серия «Коррекционная педагогика») (дата обращения: 30.05.2021)
- Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37059556 (дата обращения: 30.05.2021)
- Трубина Е. Н. Воспитание нравственных качеств младших школьников с умственной отсталостью [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11667595 (дата обращения: 01.06.2021)
- Кондакова О. Г. Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21162786 (дата обращения: 02.06.2021)
- Игнатович В. Г. Эстетическое воспитание как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32821761 (дата обращения: 02.06.2021)
- Жукова Т. Г., Клевцова А. В. Особенности гражданско-патриотического воспитания детей с ОВЗ [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26260634 (дата обращения: 02.06.2021)
- Савин В. В. Трудовая подготовка учащихся школы VIII вида [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13082800 (дата обращения: 08.06.2021)
- Золотарева М. Н. Развитие познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на занятиях по трудовому обучению [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26318763 (дата обращения: 03.06.2021)
- Айтиева А. Дж. Социализация умственно отсталых детей в условиях вспомогательных школ [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30485297 (дата обращения: 08.06.2021)