Апории Зенона «Ахиллес и черепаха» и «Стрела». Каким философским проблемам посвящены эти апории? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 20.06.2021

Статья просмотрена: 2979 раз

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Апории Зенона «Ахиллес и черепаха» и «Стрела». Каким философским проблемам посвящены эти апории? / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 386-389. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82623/ (дата обращения: 27.04.2024).



В отрыве от истории, от её динамики, от развития мысли любые истины для современного человека были и останутся загадочными и сложными. Древнегреческая культура имеет всемирно-историческое значение. Поэтому её детали, дух, открытия и проблемы — как музей древностей и живые картины — одновременно — представляют большой интерес для современности.

Ключевые слова: Зенон, апория, движение, диалектика, логика.

Зенон из Элеи (ок. 490 — ок. 430 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, приёмный сын и ученик Парменида. Основатель стоицизма. Об этом мыслителе сохранилось немного сведений. Так, известно, что он был свободолюбивым, упрямым человеком. Пропагандировал необходимость регулярных телесных упражнений, утверждая, что «надлежит заботиться о здоровье, об органах чувств» и т. п. Разработал систему апорий (затруднения, недоразумения, трудноразрешимые или неразрешимые задачи — парадоксы), демонстрирующих, что признание множественности бытия ведёт к абсурду.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ab9/001505d0-caa14a8e/img15.jpg

Зенон Элейский не создал нового учения. Но он по праву заслужил титул «отец диалектики» как искусства защиты или опровержения какого-либо тезиса в ходе спора. Неизвестна также точная, авторская формулировка апорий. Но точно известны основные вопросы апорий: существуют формы мышления действительности или нет? И возможно ли в логически непротиворечивой форме выразить факт движения и многообразия вещей?

Апории Зенона иногда называют «роковыми противоречиями» в силу их неразрешимости. А попытки разрешить апории Зенона не прекращаются даже в наши дни. Равно как и споры о них. Интерес к апориям не случаен, и он обусловлен целым рядом поставленных в них вопросов, что находятся в центре внимания философии, физики, математики и механики — одномоментно. Это многообразие движения, соотношение движения и покоя, единого и многого, конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного. Интерес был ещё и в том, что все эти вопросы поставлены Зеноном в остроумной, парадоксальной форме. А трудности, связанные с анализом апорий, состоят в том, что сами апории дошли до нас в разных редакциях, в отрывках, в работах живущих позже философов (например, Платона, Аристотеля, Диогена). Многие апории Зенона, по-видимому, утеряны.

Апории Зенона принято разделять на 2 группы. Первая — о множественности вещей. Вторая — о вопросах движения и месте их в логике понятий. Рассуждение в них ведётся «от противного», где философ предполагает сначала, что движение существует, а после доказывает, как это приводит к противоречиям, исключающим друг друга. А так как противоречия надо отвергнуть, то надо отвергнуть и саму истинность движения. Целью Зенона было доказать невозможность, а точнее — неистинность движения. Имелось в виду это отрицание не в сфере чувственного опыта, а только в сфере разума. Две из апорий этой группы мы и рассмотрим.

В апории «Ахиллес и черепаха» Зенон предположил время и путь бесконечно делимыми, его вывод: движение бесконечно. Быстроногий Ахиллес, уверял Зенон, не сможет догнать черепаху, так как черепаха будет уходить от Ахиллеса по мере того, как он будет к ней приближаться. Иначе говоря, когда Ахиллес пробежит расстояние, отделяющее его от черепахи, она немного удалится от того места, где была в этот момент времени. Расстояние между ними будет всё время уменьшаться, но Ахиллес всё равно никогда не догонит черепаху.

Фактически предложенная Зеноном апория «Ахиллес и черепаха» есть гипотеза о порядке движения двух объектов в одном направлении в реальной действительности. В ней Зенон пытается виртуальную потенциальную бесконечность, в виде мысленного нескончаемого деления исходного расстояния между двумя объектами, распространить на реальную действительность.

Здесь Зенон полагает, что связанные с движением время и пространство непрерывны, а в пространстве и времени движение немыслимы. Из этого вопрос: не состоят ли время и пространство из неделимых отрезков пути и промежутков времени? Эти же вопросы Зенон анализирует в другой апории — «Стрела».

Содержание следующее. Время полёта стрелы можно представить в виде множества мгновений как мельчайших неделимых элементов. За время полёта стрела каждое мгновение находится в некоем конкретном месте, и это означает, что каждое мгновение стрела покоится, не движется. То есть она постоянно пребывает в состоянии покоя, и движения здесь нет вообще. Американский философ Чарльз Пирс перефразировал эту апорию как силлогизм, где «бОльшая посылка: никакое тело, которое не занимает места больше, чем оно само, не движется. Меньшая посылка: каждое тело не занимает места больше, чем оно само. Вывод: ни одно тело не движется». Речь в апории идёт не о фиксации факта движения, а о понимании движения именно в момент полёта стрелы. Если стрела перед полётом покоилась, то как она стала двигаться? И занимает ли она с началом движения больше места, чем в состоянии покоя? Если «нет», то стрела не движется. Если же «да», то стрела движется там, где её нет, что уже нелепость. Протест Аристотеля на эту апорию выглядел так: «В момент «сейчас невозможно ни двигаться, ни покоиться. И нельзя говорить об этом неделимом «сейчас», в котором стрела покоится, т. к. любое мгновение — это длительность, в течение которого стрела движется».

Трудности апорий Зенона происходят из диалектики бытия, действительности, из сложностей отображения в логике понятий противоречивого процесса движения. Много позже Зенона сам Гегель по вопросу движения замечал, что «движущийся предмет в каждый момент времени и находится в конкретном месте, и не находится в нём». О том же была и теория Энгельса, известная из учения о материализме. То есть суть апории есть один из законов диалектики о единстве противоположностей. Так, со времён Зенона ведутся споры о том, как совместить диалектическое понятие движения с его противоречиями — и формально-логическое.Основатель логики Аристотель даже написал специальное сочинение «Против учения Зенона» (не сохранилось, о нём известно их текстов Диогена Лаэртского), настолько его беспокоили все эти парадоксы в апориях. И не без причины: они ставили под сомнение истинность сформулированных им, Аристотелем, законов логики в смысле соответствия их действительности.

Обе рассмотренные, как и другие известные апории Зенона иллюстрируют вывод: движение невозможно (в смысле необъяснимо) ни при каком состоянии времени, будь оно непрерывно или прерывно. А исторической заслугой Зенона можно считать саму постановку вопроса о движении, поскольку мыслитель очень близко подошёл к центральным положениям диалектики, к идее противоречивости движения и пространства.

Элейский мудрец достиг таких высот отвлечённого мышления как никто из его современников и мало кто из последующих философов. Апории Зенона — это торжество начала чистого разума; ими было закончено единоличное правление царства мифа и начат переход к логосу, художественным сравнениям, понятийному мышлению. Великий мыслитель закончил свой земной путь трагично в борьбе с тиранией. Но остался в истории философии.

И пусть он сам не сделал фундаментальных выводов, но вошёл в историю диалектики как вскрывающий её сущности о движении и бытии вообще. Кроме того, отец античной диалектики Зенон явился и первым критиком рационализма, поскольку его апории меняют привычный взгляд на пространство, время, бытие, движение до парадоксальности. Мыслитель видел свою задачу в критике чувственной достоверности и разоблачении принципиальных расхождений между рациональным мышлением и данными органов чувств.

Только в настоящее время, при современном уровне развития наук и теоретического мышления приходит понимание огромности заслуг Зенона, философской и научной ценности поставленных им проблем.

Литература:

  1. Алексеев П.В, Панин А. В. Философия. Учебник. М., ПБОЮЛ М. А. Захаров. 2001. 608 с.
  2. Анисов А. М. Апории Зенона и проблема движения // Труды научно-исследовательского семинара Логического центра ИФ РАН, вып. XIV. М., 2000. С. 139–155.
  3. Асмус В. Ф. Элейская школа // Античная философия. М., Высшая школа, 2005. 408 с.
  4. Богомолов С. А. Актуальная бесконечность (Зенон Элейский, Ис. Ньютон, Г. Кантор). Л.—М., ОНТИ, 1934. 78 с.
  5. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., «Мысль». 1972. 312 с.
  6. Кэрролл, Льюис. Двухчастная инвенция, или Что черепаха сказала Ахиллесу // Знание — сила. 1991, № 9. С. 6–12.
  7. Платон. Диалоги. М., ООО «Издательство АСТ. Харьков, 2003. 381 с.
  8. Рожанский И. Д. Античная наука (История науки и техники). М.: Наука, 1980. 198 с.
Основные термины (генерируются автоматически): апория, движение, время, место, момент времени, пространство, реальная действительность, состояние покоя, стрела, черепаха.


Ключевые слова

диалектика, логика, движение, Зенон, апория

Похожие статьи

Онимическое пространство в художественной картине мира...

имя, ономастическое пространство, образ, идейно-художественное содержание, реальная действительность, сюжетная линия произведения, знак абсурда, антропоним, мир, пространственно-временная организация. Основные характеристики художественной картины мира... Как соотносятся художественная картина мира, индивидуальная картина мира и язык?

Ключевые слова: художественный текст, художественное время, категории художественного времени, свойства. Мир художественного произведения, связанный с миром реальной действительности, не может существовать вне времени и пространства. Функции пейзажных описаний в художественном произведении.

Миф Платона о пещере и фильм «Матрица» | Статья в журнале...

С течением времени количество таких реальностей будет неуклонно расти, стремясь к бесконечности. Однако количество ресурсов необходимых для симуляции постчеловеческой цивилизации может оказаться непомерно большим. Если учитывать эту возможность, то следует ожидать уничтожения нашей модели, до того, как она вступила в постчеловеческую эпоху.

В какой-то степени мы все находимся под влиянием мыслей и действий других людей, но в то же время мы, как люди, можем задавать вопросы, делать свои собственные выводы и, наконец, делать свой собственный выбор. Матрица не может сказать вам кто вы, только вы определяете, кем вы являетесь. Мы должны сами делать шаг к личной независимости, как это сделал Нео, выбрав красную таблетку, или как это сделал заключенный, выйдя из пещеры.

Постмодернистская специфика образа города в «Нью-йоркской...»

Подобный подход к изображению городского пространства встречается уже в модернистской литературе первой трети XX века. Вспомним образ Дублина из знаменитого романа «Улисс» Джеймса Джойса, в котором субъективные потоки сознания героев как бы «слипаются» с городским пространством. Показательно в этом контексте исследование Кэролайн Бейт «Толкование смысла городских пейзажей в постмодернистской

Под «ментальным образом города» К. Бейт понимает формируемый в сознании человека мысленный образ города; то есть город существует прежде всего, как ментальное внутреннее переживаемое пространство, в котором и существует современный человек. Исследовательница отмечает протеистичность города, беспрестанно меняющего облик, как неотъемлемую черту постмодернистского романа.

Конспект НОД по наблюдению за красноухой черепахой в средней...

 Цель: знакомить детей с представителями класса пресмыкающиеся — черепаха. Развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о видах черепах и их жизни в домашних условиях.

И позавтракав немного (изображают, что едят). Собралась она в дорогу (изображают, что кладут что-то в сумку). По тропиночке пошла (шаг на месте). Медленно и не спеша (переходят на медленный шаг).

Состояние природы как отражение внутреннего мира героев...

Темное время суток А. Платонов называет «трудным пространством», трудным — для людей, которые «ходили по всем открытым местам деревни и старались постоянно видеть друг друга» [3: 481].

Тем самым, автор погружает своих героев в среду безвестности, в «сонную, душную незримость», когда «все живущее находилось где-то посредине времени и своего движения: начало его всеми забыто и конец неизвестен, осталось лишь направление» [3: 467].

В моменты сомнения и желания обрести смысл всеобщего существования Вощев нередко обращает внимание на «вопрошающее. Состояние природы как отражение внутреннего мира героев в повести А. Платонова «Котлован». Образ света в поэме Ай Цина «Ода Свету».

Геометрия Лобачевского | Статья в журнале «Юный ученый»

Геометрия со времен Евклида стала аксиоматической теорией, в которой большинство утверждений доказывалось на основе нескольких аксиом (постулатов). Считалось, что эти аксиомы «очевидны», т. е. отражают свойства реального (физического) пространства.

В геометрии Лобачевского имеет место четвертый признак равенства треугольников: если углы одного треугольника соответственно равны углам другого треугольника, то эти треугольники равны. Все! Перечеркнуты «Начала». Довольно мысль на них скучала. Хоть прав почти во всем Евклид, но быть не вечно постоянству. И плоскость свернута в пространство, и мир иной имеет вид.

Использование дифференциальных уравнений в методе...

Суть метода состоит в том, что в каждый момент времени вектор скорости ракеты направлен точно на мишень. Математическая модель метода наведения по кривой погони описывается обыкновенными дифференциальными уравнениями первого и второго порядка. Будем рассматривать случай преследования удаляющейся цели. В данной работе ставится целью использовать аппарат дифференциальных уравнений для получения и анализа пространственных и временных

Считаем, что каждый объект движется с постоянной по модулю скоростью. Цель движется параллельно оси x, так что ее положение в момент времени t будет (vt;h). Ракета начинает движение в точке (0;0) со скоростью u. В произвольный момент времени ее положение показано на рисунке 1. Рис. 1. Траектории цели и преследователя.

Восстановительное обучение при поражении недоминантного...

Состояние мышц артикуляционного аппарата: язык с легкой девиацией влево, неловкость и асимметричность всех артикуляторных поз, сглажена носогубная складка слева.

Анализ реальных и рисованных предметов, имеющих симметричные стороны (например, сахарница, кастрюля, бабочка, жук и др.); Дорисовывание недостающих деталей предметов, имеющих симметричные стороны с левой стороны.

Предъявление реальных предметов для симультанного восприятия с использованием тактильного чувства и словесного описания-сравнения данного предмета с похожем на него (например, ложка и вилка, стакан и чашка и др.)

Похожие статьи

Онимическое пространство в художественной картине мира...

имя, ономастическое пространство, образ, идейно-художественное содержание, реальная действительность, сюжетная линия произведения, знак абсурда, антропоним, мир, пространственно-временная организация. Основные характеристики художественной картины мира... Как соотносятся художественная картина мира, индивидуальная картина мира и язык?

Ключевые слова: художественный текст, художественное время, категории художественного времени, свойства. Мир художественного произведения, связанный с миром реальной действительности, не может существовать вне времени и пространства. Функции пейзажных описаний в художественном произведении.

Миф Платона о пещере и фильм «Матрица» | Статья в журнале...

С течением времени количество таких реальностей будет неуклонно расти, стремясь к бесконечности. Однако количество ресурсов необходимых для симуляции постчеловеческой цивилизации может оказаться непомерно большим. Если учитывать эту возможность, то следует ожидать уничтожения нашей модели, до того, как она вступила в постчеловеческую эпоху.

В какой-то степени мы все находимся под влиянием мыслей и действий других людей, но в то же время мы, как люди, можем задавать вопросы, делать свои собственные выводы и, наконец, делать свой собственный выбор. Матрица не может сказать вам кто вы, только вы определяете, кем вы являетесь. Мы должны сами делать шаг к личной независимости, как это сделал Нео, выбрав красную таблетку, или как это сделал заключенный, выйдя из пещеры.

Постмодернистская специфика образа города в «Нью-йоркской...»

Подобный подход к изображению городского пространства встречается уже в модернистской литературе первой трети XX века. Вспомним образ Дублина из знаменитого романа «Улисс» Джеймса Джойса, в котором субъективные потоки сознания героев как бы «слипаются» с городским пространством. Показательно в этом контексте исследование Кэролайн Бейт «Толкование смысла городских пейзажей в постмодернистской

Под «ментальным образом города» К. Бейт понимает формируемый в сознании человека мысленный образ города; то есть город существует прежде всего, как ментальное внутреннее переживаемое пространство, в котором и существует современный человек. Исследовательница отмечает протеистичность города, беспрестанно меняющего облик, как неотъемлемую черту постмодернистского романа.

Конспект НОД по наблюдению за красноухой черепахой в средней...

 Цель: знакомить детей с представителями класса пресмыкающиеся — черепаха. Развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о видах черепах и их жизни в домашних условиях.

И позавтракав немного (изображают, что едят). Собралась она в дорогу (изображают, что кладут что-то в сумку). По тропиночке пошла (шаг на месте). Медленно и не спеша (переходят на медленный шаг).

Состояние природы как отражение внутреннего мира героев...

Темное время суток А. Платонов называет «трудным пространством», трудным — для людей, которые «ходили по всем открытым местам деревни и старались постоянно видеть друг друга» [3: 481].

Тем самым, автор погружает своих героев в среду безвестности, в «сонную, душную незримость», когда «все живущее находилось где-то посредине времени и своего движения: начало его всеми забыто и конец неизвестен, осталось лишь направление» [3: 467].

В моменты сомнения и желания обрести смысл всеобщего существования Вощев нередко обращает внимание на «вопрошающее. Состояние природы как отражение внутреннего мира героев в повести А. Платонова «Котлован». Образ света в поэме Ай Цина «Ода Свету».

Геометрия Лобачевского | Статья в журнале «Юный ученый»

Геометрия со времен Евклида стала аксиоматической теорией, в которой большинство утверждений доказывалось на основе нескольких аксиом (постулатов). Считалось, что эти аксиомы «очевидны», т. е. отражают свойства реального (физического) пространства.

В геометрии Лобачевского имеет место четвертый признак равенства треугольников: если углы одного треугольника соответственно равны углам другого треугольника, то эти треугольники равны. Все! Перечеркнуты «Начала». Довольно мысль на них скучала. Хоть прав почти во всем Евклид, но быть не вечно постоянству. И плоскость свернута в пространство, и мир иной имеет вид.

Использование дифференциальных уравнений в методе...

Суть метода состоит в том, что в каждый момент времени вектор скорости ракеты направлен точно на мишень. Математическая модель метода наведения по кривой погони описывается обыкновенными дифференциальными уравнениями первого и второго порядка. Будем рассматривать случай преследования удаляющейся цели. В данной работе ставится целью использовать аппарат дифференциальных уравнений для получения и анализа пространственных и временных

Считаем, что каждый объект движется с постоянной по модулю скоростью. Цель движется параллельно оси x, так что ее положение в момент времени t будет (vt;h). Ракета начинает движение в точке (0;0) со скоростью u. В произвольный момент времени ее положение показано на рисунке 1. Рис. 1. Траектории цели и преследователя.

Восстановительное обучение при поражении недоминантного...

Состояние мышц артикуляционного аппарата: язык с легкой девиацией влево, неловкость и асимметричность всех артикуляторных поз, сглажена носогубная складка слева.

Анализ реальных и рисованных предметов, имеющих симметричные стороны (например, сахарница, кастрюля, бабочка, жук и др.); Дорисовывание недостающих деталей предметов, имеющих симметричные стороны с левой стороны.

Предъявление реальных предметов для симультанного восприятия с использованием тактильного чувства и словесного описания-сравнения данного предмета с похожем на него (например, ложка и вилка, стакан и чашка и др.)

Задать вопрос