Кризис идентичности в юношеском возрасте и факторы его возникновения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 16.06.2021

Статья просмотрена: 2108 раз

Библиографическое описание:

Кунцевич, Н. В. Кризис идентичности в юношеском возрасте и факторы его возникновения / Н. В. Кунцевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 479-482. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82523/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается феномен кризиса идентичности как одного из нормативных кризисов, сопровождающих процесс развития человека в рамках концепции психосоциального развития, созданной

Э. Эриксоном. Проанализированы факторы, влияющие на процесс развития кризиса идентичности у молодых людей. Произведен теоретический обзор исследований идентичности у юношей и девушек, выделены элементы внутреннего конфликта, который и является основой кризиса.

Ключевые слова: кризис, кризис идентичности, периодизация развития, Эрик Эриксон, идентичность.

This article examines the phenomenon of identity crisis as one of the normative crises accompanying the process of human development within the framework of the concept of psychosocial development created by E. Erickson. The factors influencing the development of the identity crisis among young people are analyzed. A theoretical review of studies of the identity of young men and women, as well as the factors of the emergence and development of this crisis, is carried out.

Keywords: crisis, crisis of identity, periodization of development, Eric Erickson, identity.

На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится сталкиваться с различными ситуациями, которые дестабилизируют его эмоциональное состояние, иногда загоняют в тупик и заставляют искать новые способы и пути разрешения проблемных ситуаций, обретения утраченного душевного равновесия. К подобным ситуациям можно отнести такие события, как увольнение с работы, смена профессиональной сферы деятельности, развод или утрата близкого человека, чрезвычайные происшествия, а также затруднения, связанные с переходом из одного периода развития к другому. Подобные ситуации и связанные с ними последствия можно охарактеризовать как кризисные состояния.

Для того, чтобы дать определение такому явлению, как кризисное состояние, нужно определить, что такое кризис. Некоторые авторы, среди которых В. В. Бочаров, О. В. Гладкова, А. М. Ялов, Л. Н. Юрьева, сходятся во мнении, что понятие кризиса и, соответственно, кризисного состояния не имеют четких дефиниций и являются феноменами, рассматриваемыми в разных отраслях психологической науки: в клинической психологии, педагогической психологии, психологии развития и т. д. Однако ученые, придерживающиеся иных взглядов, дают явлению кризиса следующее определение: под кризисом в психологической литературе понимают неизбежный, но и необходимый жизненный этап, являющийся одной из движущих сил развития личности, предполагающий наличие конфликтной ситуации и выхода из нее путем совершения выбора из нескольких альтернатив [7]. Л. С. Выготский считает, что под кризисом следует понимать время качественных позитивных изменений, результатом которых становится переход на новую стадию развития [1]. Соответственно, кризисные состояния — это состояние, неизбежно сопровождающее процесс становления и развития личности [8]. По мнению сторонников гуманистического направления, успешное разрешение кризисов и преодоление кризисных состояний способствует разрешению жизненно важных проблем, исцелению различных психосоматических расстройств и преодолению нежелательных эмоциональных состояний [2].

Одним из первых научных деятелей, затронувших проблему кризисов как таковых, был выдающийся ученый, психолог и психоаналитик Эрик Эриксон. Эриксон, являющийся последователем психоаналитического направления, уделял большое внимание в своих научных трудах психологии развития и этапам развития личности. В результате им была создана возрастная периодизация развития человека. В отличии от периодизации, разработанной З. Фрейдом, концепция Эриксона стала более расширенной, включив в себя новые этапы. Кроме того, в сущности, она имела под собой другие теоретические основания.

Фрейд, концентрировавшийся главным образом на физических особенностях, происходящих в течение возрастных изменений, уделял большое внимание зонам, в которых, по его мнению, базируется либидо, являющееся главной движущей силой организма. Стадии развития личности по Фрейду носят название стадий психосексуального развития, всего их выделено пять [11].

Эриксон же предполагал, что развитие человека базируется не только на сексуальных аспектах взросления, но и на психологических и социальных ориентирах, позволяющих личности выносить положительные или отрицательные суждения о самой себе, своих поступках и поступках окружающих, а также о своем месте в окружающем мире и об этом мире в целом. Ввиду этого периодизация Эриксона носит название психосоциальной и включает в себя восемь этапов развития, а также указывает, что развитие индивида не прекращается в подростковом возрасте [4]. Более подробно стадии и их содержание указаны в табл. 1.

Таблица 1

Психосоциальная периодизация развития по Э. Эриксону

Название стадии

Содержание стадии

Младенчество

Первый год жизни. Развивается параметр социального взаимодействия «доверие-недоверие», который прямым образом коррелирует с количеством заботы и должного ухода по отношению к ребенку.

Раннее детство

2 и 3 годы жизни. Развитие движений, обучение ходьбе, стремление к самостоятельности, порядку. Развитие фактора «уверенность — неуверенность». Неуверенность, появляющаяся на данной стадии, влияет впоследствии и на взрослого человека.

Возраст игры

4–5 лет. Умение занять себя, фантазировать, придумывать истории, рассказывать их, воплощать замыслы в игре. Социальный фактор взаимодействия — «предприимчивость-чувство вины».

Школьный возраст

С 5–6 лет до 11 лет. Социальный параметр — «умелость — чувство неполноценности». Способность к дедукции, соблюдению регламента и очередности игры. Важное место здесь начинает играть школа и иное окружение, не включающее в себя семью. В рамках школы могут оттачиваться умения и навыки ребенка, формироваться интересы и появляться социальные связи.

Юность

12–18 лет. Лишь косвенное влияние родителей на ребенка в данной фазе, интерес к другим людям, их мыслям, образам, формирование собственных идеалов семьи, религии, общества, а также себя самого. Физические и психические изменения. Осознание себя, своих социальных ролей, объединение их в единое «Я», проекция в будущее. Главным мерилом успешности или не успешности данной стадии выступает положительной или отрицательный полюс Я-идентичности. Для данного этапа характерен кризис идентичности.

Ранняя зрелость

Начало построения семьи, ухаживаний, поиск брачного партнера. Социальный параметр «близость — одиночество».

Средняя зрелость

С социальным параметром «общечеловечность — самопоглощенность». Вырастание детей, пик профессионального развития, способность заботиться о своей семье и об окружающих людях в целом, устройством окружающего мира.

Поздняя зрелость

Параметр «ценность — безнадежность». Время для размышлений, заботы о внуках, ощущение осмысленности и ценности жизни.

Каждая стадия развития, по мысли ученого, сопровождается определенным кризисом. Такие кризисы называют нормативными кризисами, под ними следует понимать этапы развития, неизбежные и закономерные, обусловливающие непрерывность развития личности и актуализации ее потребностей [10].

В нашей работе мы бы хотели более подробно обратиться к периоду юношества и кризису идентичности как явлению, завершающему данную стадию развития человека. Подобный интерес обусловлен тем, что быстрые изменения, происходящие в современном мире во всех сферах, будь то культурные или профессиональные сферы, не могут не оказывать влияния на личность, на способы взаимодействия между людьми и их самоощущение. В современном обществе человек может ощущать себя комплексно, через различные роли, которые ему приходится выполнять, и которые могут не только не дополнять, но даже противоречить друг другу. Безусловно, такая множественность приводит индивида в замешательство и мешает ему дать однозначный ответ на вопрос «Кто я?» [3]. Говоря о молодых людях, нужно понимать, что подобное замешательство мешает как построению образа себя как единой совокупности социальных ролей, так и не позволяет строить определенные планы касаемо своего образования, карьеры, а также может стать преградой в построении адекватных межличностных отношений, поиске партнера и создании семьи. Также, опираясь на предложенную классификацию, можно конкретнее сказать, какой именно возрастной диапазон будет вкладываться в понятие «юность» в этой статье и далее, а именно — 12–18 лет.

В теории уже упомянутого нами Эрика Эриксона идентичность рассматривается как «процесс организации жизненного опыта в индивидуальное Я» [12]. Исходя из такой трактовки идентичности, можно понять, что это динамичное явление, развивающееся и меняющееся на протяжении жизни человека. Еще один ученый, А. Ватерман, считает, что идентичность состоит из определенных элементов, выражающихся в виде целей жизни и ценностных ориентаций, устойчивых убеждений. Данные компоненты формируются в ходе выбора из множества альтернатив в период кризисных состояний, являясь основанием для формирования вектора развития человека, его смысложизненных ориентаций [9].

В исследовании, проведенным Д. И. Савельевым в 2017 году, направленном на диагностику внутреннего конфликта как основного фактора развития кризиса идентичности, участвовало 106 человек. При этом, оценка наличия внутриличностного конфликта велась по показателям самооценки, самообвинения, самопринятия и характера отношений с другими людьми. В результате анализа приведенных шкал и показателей устанавливалось наличие или отсутствие признаков внутреннего конфликта и формировался вывод о наличии у субъекта кризиса идентичности. При этом, автор исследования связывает кризис идентичности с такими сферами жизни, как семья, работа, состояние здоровья, а также оценка своего прошлого и будущего. Очевидно, что кризис идентичности затрагивает практически все сферы жизни человека, но проведенное исследование показывает, что на перечисленные сферы наличие кризиса оказывает наибольшее влияние [9].

В исследовании динамики идентичности у подростков М. Ю. Кузьмина приняли участие 302 ученика 5–8 классов в возрасте 11–15 лет. Для оценки сформированности идентичности у опрошенных автор выделял категории, схожие с выделенными в предыдущем исследовании:

  1. самооценка и оценка субъекта окружающими,
  2. активность,
  3. замкнутость или открытость,
  4. уверенность в своих ценностях и позиции,
  5. устойчивость своего положения относительно окружающего субъекта мира,
  6. уверенность в себе,
  7. умение решать проблемы самостоятельно,
  8. ощущение неоднозначности в восприятии себя и своей позиции. [5]

Для оценки развития перечисленных качеств автор использовал методику «Семантического дифференциала» Чарльза Осгуда. Методика позволяет оценить значимость для испытуемых определенных компонентов, выраженных в понятиях и терминах, демонстрирует их положение в системе ценностей человека, отношение субъекта к самому себе, своему прошлому и будущему и широко применяется при исследованиях различных сторон идентичности человека.

Помимо выделенных факторов, определяющих характер развития идентичности в юношеском возрасте, некоторые авторы считают, что основная причина кризиса идентичности — рассогласование самоидентификации субъекта и того, как его идентифицируют, воспринимают окружающие. Человек не получает возможности адекватно выразить себя, либо же окружающие не могут оценить плоды его самовыражения по достоинству. Порой индивиду трудно самостоятельно определить свое место в окружающем мире, согласовать социальные образы и функции, которые присущи субъекту в данный период времени, оценить свои возможности [6].

Исходя из вышесказанного, можно говорить о кризисе идентичности как о состоянии внутреннего конфликта субъекта, который характеризуется непринятием или смешением социальных ролей, размытостью временных перспектив, а также выбором негативной идентичности. Под негативной идентичностью понимают наиболее опасный или нежелательный тип поведения, характерный для текущей стадии развития человека, но наиболее простой в его усвоении. Кризис идентичности — один из нормативных кризисов, с которыми сталкивается человек в течение своей жизни, зависит от факторов, как личностных, так и социальных, от влияния которых также зависит исход, разрешение кризиса [3]. К таким компонентам относят самооценку и оценку субъекта окружающими, его активность или пассивность, уверенность и самостоятельность, а также положение человека в семье, обществе, в учебном коллективе (так как речь идет о молодых людях 12–18 лет, преобладающей деятельностью на данном этапе является учебная, а не профессиональная занятость).

В наилучшем варианте развития и выхода из кризиса идентичности молодой человек обретает чувство целостности и непрерывности своего существования, тождественности самому себе. Если же кризис идентичности разрешился не так благополучно, велика вероятность развития негативных психических состояний. Среди них — фрустрация, депрессия, замкнутость, высокая агрессивность и недоверие к окружающему миру.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
  2. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти / пер. с англ. А. И. Неклесса. М.: Изд-во Трансперсонального Института. 1996 г., 246 с.
  3. Жукова О. И., Жуков В. Д. Кризис идентичности как нормообразующее становление личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-identichnosti-kak-normoobrazuyuschee-stanovlenie-lichnosti.
  4. Колесов С. Г. Теория Э. Эриксона основных стадий жизненного пути личности и формировaние законопослушного поведения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-e-eriksona-osnovnyh-stadiy-zhiznennogo-puti-lichnosti-i-formirovnie-zakonoposlushnogo-povedeniya.
  5. Кузьмин М. Ю. Динамика идентичности в подростковом возрасте // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2015. Т. 13. С. 25–35.
  6. Миронова С. П. Формирование профессиональной идентичности как условие адаптации личности к факторам образовательной среды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Серия 12. Выпуск 2. 2012. 7–13 с.
  7. Пантелеева В. В., Арбузенко О. И. Психология кризисных состояний личности / Учебное пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. 195 с.
  8. Петросьян С. Н. Кризисное состояние личности как психологический феномен // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 2 (178). С. 85–92.
  9. Савельев Д. И. Психологическое содержание кризиса идентичности личности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 116. С. 276–283.
  10. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. Екатеринбург, 2007. 43 с.
  11. Трунёва В. А. Сравнительный анализ психологии возрастов Фрейда и Юнга // Вопросы науки и образования. 2017. № 10 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-psihologii-vozrastov-freyda-i-yunga.
  12. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. СПб.: ООО «Речь», 2000. 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кризис идентичности, окружающий мир, внутренний конфликт, кризис, социальный параметр, кризисное состояние, негативная идентичность, оценка субъекта, периодизация развития, стадий развития.


Ключевые слова

кризис, идентичность, кризис идентичности, периодизация развития, Эрик Эриксон

Похожие статьи

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Осознанность: необходимый навык для устойчивости в стрессовых условиях в XXI веке

В этой статье исследуется концепция осознанности как ключевого навыка для преодоления стресса в современном мире. В ней анализируются исторические корни и современное понимание осознанности, ее психологические, физиологические и духовные преимущества...

Субъективное благополучие в период поздней взрослости: структурный анализ

В статье основное внимание уделяется субъективному восприятию человека и процессам, посредством которых осуществляется оценка его удовлетворенности жизнью и благополучия. Учитывая разнообразие междисциплинарных исследований благополучия, в статье при...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Этническая идентичность как проблема социализации детей-мигрантов в образовательной среде

В статье представлены результаты исследования, показывающие, что у человека в новой социокультурной среде, наряду с ухудшением общего психического здоровья, значительные изменения происходят и в идентичности. Потеря этнической идентичности может прив...

Исследование психологических особенностей мужчин и женщин в период возрастных кризисов взрослости

В данном исследовании рассматривается проблема психологических особенностей мужчин и женщин в период возрастных кризисов взрослости. Определяется исследуемый возраст и выделяются психологические особенности в период проживания кризиса. Подобраны мето...

Особенности формирования национальной идентичности на примере Великобритании, ФРГ и России

В настоящей статье рассматриваются этапы формирования национальной идентичности трех ведущих стран мира Великобритании, ФРГ и России. Сравнительно-исторический анализ, используемый автором, позволяет проследить появление титульной нации в историческо...

Похожие статьи

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Осознанность: необходимый навык для устойчивости в стрессовых условиях в XXI веке

В этой статье исследуется концепция осознанности как ключевого навыка для преодоления стресса в современном мире. В ней анализируются исторические корни и современное понимание осознанности, ее психологические, физиологические и духовные преимущества...

Субъективное благополучие в период поздней взрослости: структурный анализ

В статье основное внимание уделяется субъективному восприятию человека и процессам, посредством которых осуществляется оценка его удовлетворенности жизнью и благополучия. Учитывая разнообразие междисциплинарных исследований благополучия, в статье при...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Этническая идентичность как проблема социализации детей-мигрантов в образовательной среде

В статье представлены результаты исследования, показывающие, что у человека в новой социокультурной среде, наряду с ухудшением общего психического здоровья, значительные изменения происходят и в идентичности. Потеря этнической идентичности может прив...

Исследование психологических особенностей мужчин и женщин в период возрастных кризисов взрослости

В данном исследовании рассматривается проблема психологических особенностей мужчин и женщин в период возрастных кризисов взрослости. Определяется исследуемый возраст и выделяются психологические особенности в период проживания кризиса. Подобраны мето...

Особенности формирования национальной идентичности на примере Великобритании, ФРГ и России

В настоящей статье рассматриваются этапы формирования национальной идентичности трех ведущих стран мира Великобритании, ФРГ и России. Сравнительно-исторический анализ, используемый автором, позволяет проследить появление титульной нации в историческо...

Задать вопрос