Религиозная составляющая в деятельности КПРФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 17.06.2021

Статья просмотрена: 395 раз

Библиографическое описание:

Булыгин, Ф. В. Религиозная составляющая в деятельности КПРФ / Ф. В. Булыгин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 362-363. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82515/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена анализу религиозной составляющей деятельности Коммунистической партии Российской Федерации. В данной работе представлены результаты исследования партийных документов, программ, работ руководителя КПРФ Г. А. Зюганова и сделаны выводы об отношении партии к религии в современной России.

Ключевые слова: Россия, партийная среда, русский народ, современная КПРФ, социальная справедливость, национально-историческая традиция России, КПРФ, партия.

Ситуация в партийной среде, в которой существует современная КПРФ, весьма неоднозначна. С одной стороны, у массового избирателя сохраняется запрос на социальную справедливость и недовольств либеральным курсом реформ 90-х годов. С другой стороны, имеется призыв к сильному государству и высокой степени государственного вмешательства, что сводит на нет низовую самоорганизацию на местах, не давая коммунистическим и социалистическим партиям выстраивать сеть местных организаций.

Необходимо отметить, что после событий весны 2014-го года КПРФ взяла очевидный государственно-патриотический курс, аргументируя это строго про-властной риторикой о недопущении в России «Майдана» по украинскому сценарию. Этот новый курс достаточно неплохо накладывается на заложенный еще в 90-е и 00-е годы базис идеологем КПРФ о «помощи русскому народу» [4, с. 107].

КПРФ, если проанализировать ее партийные документы, риторику и инициативы, не является общепринятой левой партией по традиционной европейской или американской классификации. К примеру, важным критерием для отличия между Республиканской партией США и Демократической многие американские эксперты считают принципиальную позицию по отношению к вере — республиканцы признают существование бога, в то время как демократы делают ставку на агностиков и атеистов. Соответственно, вера в бога считается маркером именно правой партии. Говоря же о коммунистах России, впервые возникших как партия под руководством Ленина — они были последовательными материалистами, и воинствующий атеизм считался частью их государственной политики. Смягчен, а затем отброшен он был только из-за Великой Отечественной войны, когда власть увидела мобилизационный потенциал религиозных организаций, в частности, РПЦ, решила поставить их на службу себе.

В программе КПСС был упомянут научный атеизм как идеология противостояния «церковным предрассудкам», а бороться с религией предписывалось просветительской и пропагандистской деятельностью [6, с.121–122]. КПРФ в этом плане сильно отличается от предшественницы, несмотря на то что позиционирует себя ее правопреемницей. В программе КПРФ не просто отказались от принципа научного атеизма, но также в открытую заявляют о возможном политическом союзе с религиозными общественными объединениями, а также об уважительном отношении к традиционным религиям народов России, среди которых особенно подчеркнуто православие [5, с. 10]

Лидер КПРФ, Г. А. Зюганов в своем докладе разъяснил позицию партии по религиозным вопросам, и, в особенности, к РПЦ [3, с. 56–57]. Он подчеркнул важную роль православной церкви в «советской цивилизации», построение которой в России КПРФ видит своей целью.

Зюганов считает, что «КПРФ — партия научного коммунизма, но не воинствующего атеизма. <…> Наша партия считает свободу совести — свободу вероисповедания или атеизма — гарантией уважения религиозных и атеистических чувств людей. Вот почему мы восстановили свободу совести для коммунистов. Именно восстановили, ибо она была в большевистской партии с момента ее рождения» [2, с. 87]. В качестве аргументации Зюганов приводит мнение Ленина, согласно которому рабочий должен быть привлечен идеями партии, даже если он сохранил свои религиозные убеждения. Позиция Ленина по вопросам борьбы с религиозным воззрением на природу власти и общества у Зюганова не рассматривается вовсе. Он смещает акцент на деятельность КПСС в XX веке, говоря, что этот ленинский принцип был забыт одним из первых в угоду внутрипартийным интригам, а в настоящее время должен быть возвращен для увеличения социальной базы КПРФ.

Кроме того, Зюганов, в противовес правящему либеральному режиму, основанного на воинствующем индивидуализме, ставит исконно русскую и христианскую ценность соборности как исконно русскую, христианскую ценность. Соборный тип общежития он сравнивает с «христианским коммунизмом», тем самым сближая позиции своей партии и православные национально-исторические традиции России. Под соборностью он подразумевает коллективизм, который опирается на мощную духовную традицию, ставящую на первое место нравственные нормы, а не категории полезности.

В частности, Г. А. Зюганов считает, что социализм Советской России был построен на многовековых традициях православия и соборности, которые провозглашают коллективизм, братство, социальную справедливость. Не забывает он также и упоминать и другие конструкты, которые характерны для национально-исторических традиций России. Среди них — государственность, под которой он понимает ведущую роль государственного аппарата в проведении внешней и внутренней политики, державность — исторически сформированное величие России на мировой арене, а также уже упоминавшаяся духовность. Кроме того, Зюганов отмечал, что Россия — это евразийская цивилизация, в рамках которой развивается православная культура. К тому же, выделяя 4 типа национального самосознания в постсоветской России, он особо отмечает православно-российский менталитет, который является долгожителем и исторически простирается со времён Киевской Руси. Основой этого менталитета являются православные нормы и ценности, заложенные в самосознании русского народа.

Однако несмотря на достаточно теплые отношения с РПЦ, указаны также очевидные недостатки сотрудничества церкви и буржуазного государства. «Мы, коммунисты, всегда выступали за отделение Церкви от государства, и сегодня КПРФ выступает против попыток либерально-олигархического режима превратить Русскую православную церковь в послушный ему механизм управления страной и обществом. Для самой Церкви пойти на поводу у этих поползновений означало бы разделить ответственность за разрушительный социально-экономический курс, проводимый сегодня в России» [1, с. 20]. В подобных обстоятельствах КПРФ видит своих союзников в духовенстве, которое не вмешивается в политику и занимается тем, что организует жизнь верующих в соответствии с морально-нравственными религиозными нормами. По мнению компартии, одинаково неприемлем и воинствующий клерикализм отдельных священнослужителей, и воинствующий атеизм отдельных партийцев.

У современной КПРФ существует в отношении религии только один основной запрет — на пропаганду ее в партийной среде, в отношении принятия новых членов религиозный ценз, в отличие от КПСС, отсутствует.

Таким образом, рассматривая религиозный аспект в деятельности КПРФ, мы можем отметить, что, несмотря на свою левую идеологическую направленность — то есть стремление воплотить ранее не существовавший идеал социально-политической системы — она сочетает в себе и черты правой политической идеологии, поскольку оперирует такими исконными для России ценностями как православие, соборность, державность, духовность, государственность, а также критикует правящий режим за то, что он реализует в России чуждый ей либеральный идеал социально-политического устройства. Можно сказать, что идеология КПРФ является эндогенно-экзогенной, поскольку она сочетает в себе как западные идеалы и ценности — социализм, так и национально-исторические особенности России.

Литература:

  1. Зюганов Г. А. Смотреть вперёд. X Съезд КПРФ и «трудные вопросы» российского коммунистического движения. М.: ИТРК, 2004. С. 107.
  2. Зюганов Г. А. Актуальные вопросы совершенствования идейно-теоретической работы партии // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. 2012. № 4 (15
  3. Зюганов Г. А. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г. А. Зюганова к XIV (октябрьскому) совместному пленуму ЦК и ЦКРК КПРФ.
  4. Калинин В. А. «Националистический дискурс в деятельности КПРФ». Вестник Саратовского государственного университета, серия «социология, политология». 2014. Т.14. Вып. 4.
  5. Программа КПРФ. — М., 2011. — С. 35
  6. Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС в 1961 году). — М. Политиздат, 1961. С. 121–122
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, воинствующий атеизм, национально-историческая традиция России, партийная среда, русский народ, современная КПРФ, социальная справедливость, КПРФ, научный атеизм, свобода совести.


Ключевые слова

Россия, КПРФ, социальная справедливость, партия, русский народ, партийная среда, современная КПРФ, национально-историческая традиция России

Похожие статьи

Советское государство и атеизм: попытка создания новой религии...

Библиографическое описание: Гончаренко, Е. В. Советское государство и атеизм: попытка создания новой религии и новая

Помимо лекционной пропаганды, в этот период появлялись новые формы пропаганды атеизма, такие как «устные журналы», «дни атеиста».

Проблемы реализации конституционного права на свободу...

Конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания неукоснительно принадлежит каждому гражданину Российской Федерации

Основные термины (генерируются автоматически): свобода совести, Российская Федерация, российское общество, Россия...

«Русский вопрос» в идеологии КПРФ как отход от идеологии КПСС

Ключевые слова:КПРФ, «русский вопрос», идеология, преемственность. К настоящему времени тема преемственности КПРФ по отношению к КПСС в том или ином виде присутствует как в научной литературе, так и в публицистике, в которой затрагивается история постсоветской...

О характере деятельности Коммунистической партии...

Т.к. КПРФ является действующей организационно-политической структурой, выражающей вполне определенную идеологию, то можно подчеркнуть, что развитие данной партии имеет непосредственное отношение к жизнедеятельности граждан России.

Общество и восприятие свободы в современной России

Оказавшись в России, не погружаясь в реалии происходящего, вряд ли кто-то сможет заметить сколько-нибудь значительные ограничения прав и свобод. Вместе с тем эти права и свобода заканчиваются там, где начинаются интересы государства. В новейшее время общество...

Сущность права на свободу слова | Статья в журнале...

Вместе с тем, Конституция РФ ни в статье 29, ни в иных статьях не содержит положений, раскрывающих сущность или содержание свободы слова, а также соотношение данного права с иными, перечисленными выше положениями статьи 29.

Вопросы внешней политики современной России в концепциях...

Журавлёв С. В России появляется настоящая праволиберальная партия?

Современный русский национализм и его проявления. Лидером этой партии был писатель Эдуард Лимонов.

PR-деятельность политической партии в современной России.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Россия, патриотизм, современное российское общество, современная молодежь, собственная страна

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством

Научный журнал “Молодой ученый” в социальных сетях

Похожие статьи

Советское государство и атеизм: попытка создания новой религии...

Библиографическое описание: Гончаренко, Е. В. Советское государство и атеизм: попытка создания новой религии и новая

Помимо лекционной пропаганды, в этот период появлялись новые формы пропаганды атеизма, такие как «устные журналы», «дни атеиста».

Проблемы реализации конституционного права на свободу...

Конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания неукоснительно принадлежит каждому гражданину Российской Федерации

Основные термины (генерируются автоматически): свобода совести, Российская Федерация, российское общество, Россия...

«Русский вопрос» в идеологии КПРФ как отход от идеологии КПСС

Ключевые слова:КПРФ, «русский вопрос», идеология, преемственность. К настоящему времени тема преемственности КПРФ по отношению к КПСС в том или ином виде присутствует как в научной литературе, так и в публицистике, в которой затрагивается история постсоветской...

О характере деятельности Коммунистической партии...

Т.к. КПРФ является действующей организационно-политической структурой, выражающей вполне определенную идеологию, то можно подчеркнуть, что развитие данной партии имеет непосредственное отношение к жизнедеятельности граждан России.

Общество и восприятие свободы в современной России

Оказавшись в России, не погружаясь в реалии происходящего, вряд ли кто-то сможет заметить сколько-нибудь значительные ограничения прав и свобод. Вместе с тем эти права и свобода заканчиваются там, где начинаются интересы государства. В новейшее время общество...

Сущность права на свободу слова | Статья в журнале...

Вместе с тем, Конституция РФ ни в статье 29, ни в иных статьях не содержит положений, раскрывающих сущность или содержание свободы слова, а также соотношение данного права с иными, перечисленными выше положениями статьи 29.

Вопросы внешней политики современной России в концепциях...

Журавлёв С. В России появляется настоящая праволиберальная партия?

Современный русский национализм и его проявления. Лидером этой партии был писатель Эдуард Лимонов.

PR-деятельность политической партии в современной России.

Патриотическое воспитание современной молодежи

Россия, патриотизм, современное российское общество, современная молодежь, собственная страна

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством

Научный журнал “Молодой ученый” в социальных сетях

Задать вопрос