Истоки концепции Великой восточноазиатской сферы сопроцветания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 08.06.2021

Статья просмотрена: 586 раз

Библиографическое описание:

Авдюхова, О. С. Истоки концепции Великой восточноазиатской сферы сопроцветания / О. С. Авдюхова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 279-282. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82160/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье мы рассмотрим те исторические аспекты, которые оказали наибольшее влияние на формирование концепции Великой восточноазиатской сферы сопроцветания.

Ключевые слова: Япония, паназиатизм, Маньчжоу-Го, идеология, японский национализм.

Окончание Первой мировой войны оказало огромное влияние на развитие Японии: пересмотр старых договоров с западными государствами, утверждение Японии в роли ведущей державы на политической арене, экспансия территорий Китая, Кореи и бывших германских колоний, экономический рост японских концернов. Ввиду ограниченности территории, а также частых неурожаев и голода, японское правительство планировало продолжение экспансии, как в Китай, так и в страны Юго-Восточной Азии. [1, c. 35] Для того, чтобы объединить людей и сформировать национальное самосознание нужна была общая идея, воплотившаяся позднее в концепции проекта Сферы.

Паназиатизм, за счёт которого должна была продвигаться японская экспансия и агрессивная внешняя политика, нужен был в первую очередь слабой, не имевшей возможности самостоятельно существовать вне государства японской буржуазии, и бывшему японскому самурайству, которое не смогло найти себе место в новой социальной иерархии и для которого война была средством существования. [2, c. 67] Среди известных идеологов паназиатизма были: Токичи Таруи, считавший необходимым объединить Японию и Корею для совместной борьбы против европейских держав, и Кентаро Ои, пытавшийся продвигать реформы в Японии и Корее. Идею поддерживали отдельные политические группировки, такие как «Гэнъёся», «Кокурюкай», «Ронинкай» и буддистские движения: движение Нитирэн пропагандировало, что буддизм должен стать главной мировой религией, а Япония — центом буддистского миссионерства; его активист, Танака Тигаку продвигал слоган «Хакко итиу» («Восемь углов под одной крышей»). Согласно Т. Тигаку, это выражение означало, что Японии предназначено расширять своё влияние и объединить мир под своим покровительством. [3, c. 56–59]

Националист Окакура Какудзо критиковал европейский империализм как «разрушителя красоты человечества» и выступал за солидарность с неоднородным азиатским континентом против европейской цивилизации: «Азия — это одно целое. Гималайские горы разделяют две могущественные цивилизации, лишь чтобы выделить их: китайскую с ее конфуцианским коммунизмом и индийскую с ее индивидуализмом Вед. Но даже снежные препятствия не могут на мгновение разорвать это широкое пространство любви к Предельному и Всеобщему, являющимся общим наследием мысли каждой азиатской расы, позволяя им создавать все великие религии мира и отличая их от тех морских народов Средиземноморья и Балтии, которые любят жить в Частностях, и искать значения, а не конец жизни…» [4, c. 1]

Идеи О. Какудзо продолжил генерал Танака Гиити, занимавший пост премьер-министра в 1927–1929 гг. По итогам «Восточной конференции», проведённой в июне 1927 г. в Токио, был опубликован документ «Политическая программа в отношении Китая», суть которого заключалось в том, что Японии необходимо было распространять своё влияние на Маньчжурию и Монголию. В июле этого же года Т. Гиити представил императору меморандум, согласно которому Япония должна была завоевать Китай, а после и всю Азию: «…Для того, чтобы покорить Китай, нам необходимо покорить Манчжурию и Монголию. Чтобы покорить мир, необходимо покорить Китай». [5]

На фоне критики Лиги Наций и военных действий на северо-востоке Китая паназиатизм в Японии приобрел ещё более широкую популярность. Изначально паназиатизм имел более прогрессистскую окраску, в дальнейшем же он начал приобретать идеологическую направленность, так в1930 г. при Маньчжурском институте было создано общество «Асахи но кай» («Встреча утреннего солнца») для пропаганды и вовлечения студентов в националистическое движение. [6, c. 39]

Самой ранней паназиатской концепцией являлась концепция Восточноазиатской федерации (Тоа Рэммэй), суть которой заключалась в том, чтобы объединить Маньчжоу-го, Китай и Японию в федерацию для обороны против СССР и США. Главными идеологами считаются Исивара Кандзи и Миядзаки Масаёси. К. Исивара обратился к идеям Нитирэна. Согласно его трактовке, данные идеи должны были воплотиться в жизнь после окончания долгой войны, коей он считал войну Японии с США: «…Существование Императора, бога нынешнего человека, является духовной силой мирового единства. Более того, без надлежащих действий японского народа и японской нации, достижение человеческой расой этой идеи является невозможным…» [7]

М. Масаёси выпустил книгу «Тоа Роммэй рон» («Теория Восточноазиатской федерации») (1936), [8, c. 3–5] в которой главной идеей ставилось выполнение миссии «Хакко итиу», для которой первоначально следовало реформировать саму Японию и создать «Новую восточноазиатскую организацию», объединяющую Японию, Маньчжоу-го и Китай. Японии следовало полностью отказаться от захватнической, империалистической политики и мирно дать понять китайскому народу необходимость японского лидерства, не эксплуатируя «по западному образцу» контролируемые Японией территории. [9, c. 109–110] Идеи Миядзаки получили развитие в дальнейшем политическом курсе Японии, который был закреплен в «Основных принципах национальной политики». Они предусматривали: достижение взаимного благоденствия в Восточной Азии; укрепление обороноспособности; ликвидацию угрозы со стороны СССР; укрепление экономических взаимосвязей; расширение национального и экономического продвижения в Юго-Восточную Азию. [8, c. 3–5; 10]

В 1938 г. премьер-министр Коноэ объявил о введении «нового порядка» в Азии. [8, c. 68] В качестве оправдания японцы использовали аналогию с доктриной Монро 1823 г., заявив, что японская «доктрина Монро» отличалась только регионом действия: американцы распространяли своё влияние на американские континенты, в то время как японцев интересовала Азия. [6, c. 40] Одним из идеологов и приверженцев «японской доктрины Монро» был Камикава Хикомацу, профессор Токийского университета. Он утверждал, что японская доктрина следовала принципам оригинала, противодействуя западным колониалистам в Азии. [11]

В то же время, в 1938 г. на фоне ухудшающегося положения на фронтах Японо-китайской войны на базе идеи о «Новом порядке» была создана концепция Восточноазиатской ассоциации (Тоа Кёдотай). Наиболее известными сторонниками концепции являлись: Рояма Масамити, Симмей Масамити, Мики Киёси и Одзаки Хоцуми. Её особенностью было разнообразие трактовок и терминологий при наличии общих основных элементов: принципы концепции отображены в книге «Идеологические принципы новой Японии», и одной из главных черт концепции было избавление от классовой борьбы и дипломатический путь объединения стран. Р. Масамити выдвинул идею регионализма в работе «Восточная Азия и мир», где он рассматривал Восточноазиатскую ассоциацию как предопределенное условиями региона единое сообщество. Ставился вопрос того, может ли только общность региона являться причиной для объединения. [7]

В 1940 г. Япония усилила своё влияние в Азии, более того внутри неё самой начала кардинально перестраиваться политическая система, это предусматривало реорганизацию в том числе идеологической сферы: появляется термин — «Великая восточноазиатская сфера совместного процветания» за авторством профессора Токийского императорского университета Ябэ Тэйдзи. Согласно Я. Тэйдзи Япония должна была овладеть всей восточной Сибирью, Маньчжурией, Монголией (как внутренней, так и внешней), Китаем и Тибетом, Голландской Вест-Индией и океаном до Гавайских островов. Однако, это был «план-максимум», «план-минимум» же включал в себя Китай и Маньчжоу-го. [12 c. 36–37]

В качестве внешнеполитической программы проект оформился 1 августа 1940, когда министр иностранных дел Ёсукэ Мацуока заявил о создании проекта Сферы. Вспышка боевых действий в Европе дала Японии возможность требовать поддержки со стороны Китая во имя объединённой Азии. Многие другие страны, находившиеся в границах проекта, уже долгое время находились под колониальным правлением Японской империи, и часть их населения симпатизировали Японии. Этот фактор сыграл значительную роль в формировании проекта. [13] Большую роль сыграла книга «Установление порядка Великой Восточной Азии» (1943) националиста Окавы Сюмэя. В данной книге была заложена идеологическая база Сферы: воскрешение восточного духа Танской эпохи, политическая независимость от Европы. Его работа оказала широкое влияние на формирование декларации о Великой Восточной Азии от 6 ноября 1943 г. [9 c. 117]

Декларация закрепила основные принципы проекта Сферы. Эти принципы включали в себя отказ от индивидуализма и общность всех наций под покровительством Японии. Однако данный проект создавался в первую очередь для правительства, которое, взяв на вооружение прагматическую основу идеи и приступило к ее воплощению при помощи грубой военной силы и построение сферы сопроцветания шло далеко не теми методами и на тех принципах, которые изначально декларировались. В итоге идея Сферы потерпела крах.

Таким образом, эта концепция стала кульминацией всего японского националистического движения, объединив под собой, полностью или отчасти, все принципы и идеи более ранних концепций. Однако осуществить задуманный проект так и не удалось ввиду разрозненности мнений японских лидеров о целях создания Сферы: многие действительно намеревались объединить Азию для «сосуществования и совместного процветания», тем не менее, «лицом» политики все ещё оставались военные милитаристы, проводившие жёсткую политику на подвластных территориях.

Литература:

  1. Молодяков В. Э. История Японии. XX век. / В. Э. Молодяков, Э. В. Молодякова, С. Б. Маркарьян — Москва: ИВ РАН; Крафт+, 2007. — 528 с.
  2. Saaler S. Pan-Asianism in Modern Japanese History: Colonialism, Regionalism and Borders. / S. Saaler, J. V. Koshmann — London and New York: Routledge, 2007. — 304 p.
  3. Clinton G. Nichirenism, Utopianism, and Modernity / G. Clinton // Japanese Journal of Religious Studies. — 2015. — Vol. 42, Issue 2. — P. 56–59
  4. Okakura K. The Ideals of the East with Special Reference to the Art of Japan / K. Okakura — London: J. Murray, 1903. — 268 pp.
  5. The Memorial of Premier Tanaka. // Web. Achieve URL: https://archive.org/details/1941-wpm-tanaka/page/n1/m.. (дата обращения 19.05.2021)
  6. Бригадина К. А. Паназиатская политика в концепциях японских идеологов 30–40-х гг. XX в. / К. А. Бригадина // Уральское востоковедение: международный альманах. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2008. — Вып. 3. — С. 38–43.
  7. Томоя Уэно «Теория Масамити Рояма — план и оценка» // Исследовательская группа публичного права и политики Кансая URL: http://www2.odn.ne.jp/kamino/NewFiles/Royama.pdf (дата обращения: 20.05.2021)
  8. Japan's Greater East Asia Co-Prosperity Sphere in World War II: Selected Readings and Documents. / Edited by J. -C. Lebra. — Kuala Lumpur: Oxford University Press, 1975. — 212 pp.
  9. Малова К. В. Концепции паназиатизма в Японии (30-е гг. XX В.) / К. В. Малова // Известия Восточного института. — Владивосток, 1996. — Вып. № 3. — С. 109–119.
  10. Основные принципы национальной политики Японии (Принято Советом пяти министров 7 августа 1936 года) // Хронос URL: http://hrono.ru/dokum/193_dok/1936jap.html (дата обращения: 18.05.2021).
  11. Foreign Aff. 671 (1932–1933) The Japanese Monroe Doctrine // HeinOnline URL: https://heinonline.org/HOL/LandingPage?handle=hein.jo.. (дата обращения: 20.05.2021)
  12. Фоменко В. М. Социокультурная политика Японии в Маньчжоу-Го (1932–1945 гг.): специальность 07.00.03 «Всеобщая история»: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Фоменко Вера Михайловна; Иркутский государственный университет. Иркутск, 2015–204 с.
  13. O’Neill W. L. A Democracy at War / W. L. O’Neill — The Free Press, 1993. — 400 pp.
Основные термины (генерируются автоматически): Япония, Китай, Азия, Корея, Монголия, японская доктрина, Великая Восточная Азия, Великая восточноазиатская сфера, Восточная Азия, Восточноазиатская ассоциация.


Ключевые слова

Япония, идеология, паназиатизм, Маньчжоу-Го, японский национализм

Похожие статьи

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских...

Библиографическое описание: Гревцова, А. Н. Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских и американских геостратегических

Издавна Китай рассматривает Юго-Восточную Азию, как свой ареал влияния. Многие страны ЮВА, например, такие как Бирма (Мьянма) и...

Доктрина Стимсона и ее применение в странах Прибалтики

Рассмотрена доктрина Стимсона, направленная на непризнание актов агрессии одного государства против другого, и проанализировано то, как данная доктрина повлияла впоследствии на ситуацию со странами Прибалтики.

Мягкая сила Китая как способ расширения его политического...

Данная доктрина Китая является платформой для реализации политики «мягкой силы».

Сначала он должен занять лидирующую позицию в Восточной Азии, символом которой является открытие свободной экономической зоны Китай – АСЕАН.

К вопросу развития въездного туризма в Россию из стран региона...

На прием туристских потоков из стран Восточной Азии (Японии, Китая, Республики Корея, Тайваня, Макао, Гонконг. К странам Восточной Азии также относятся Монголия и КНДР) претендуют многие страны, в их числе, и Российская Федерация.

Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии

В Юго-Восточной Азии региональная интеграция наиболее ярко представлена

Базой для сотрудничества в этой сфере являются Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН

Государства Юго-Восточной Азии - страны с небольшими и средними по размерам...

Северо-Восточная Азия: новые конфигурации и современные...

Библиографическое описание: Завьялов, В. Д. Северо-Восточная Азия: новые конфигурации и современные вызовы в условиях многополярности / В. Д

Основу архитектуры безопасности Северо-Восточной Азии призвано заложить совместное осуществление взаимовыгодных...

История восточной культуры: искусство, восточные ткани...

В Средней Азии из него ткали художественные изделия. Образцы шелковых тканей, изготовлявшихся в Средней Азии из привозного

Восточная узорность и цветовая палитра материй поглотила сказочную красоту согдийских тканей, близких к живописи и архитектурному...

Теоретические и исторические предпосылки развития...

Сферой неформальной интеграции является экономического взаимодействие и взаимопроникновение, развивающееся без специальных политических решений, посредством сотрудничества в области производства, торговли, инвестиций, технологий и коммуникаций[7, с...

Похожие статьи

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских...

Библиографическое описание: Гревцова, А. Н. Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских и американских геостратегических

Издавна Китай рассматривает Юго-Восточную Азию, как свой ареал влияния. Многие страны ЮВА, например, такие как Бирма (Мьянма) и...

Доктрина Стимсона и ее применение в странах Прибалтики

Рассмотрена доктрина Стимсона, направленная на непризнание актов агрессии одного государства против другого, и проанализировано то, как данная доктрина повлияла впоследствии на ситуацию со странами Прибалтики.

Мягкая сила Китая как способ расширения его политического...

Данная доктрина Китая является платформой для реализации политики «мягкой силы».

Сначала он должен занять лидирующую позицию в Восточной Азии, символом которой является открытие свободной экономической зоны Китай – АСЕАН.

К вопросу развития въездного туризма в Россию из стран региона...

На прием туристских потоков из стран Восточной Азии (Японии, Китая, Республики Корея, Тайваня, Макао, Гонконг. К странам Восточной Азии также относятся Монголия и КНДР) претендуют многие страны, в их числе, и Российская Федерация.

Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии

В Юго-Восточной Азии региональная интеграция наиболее ярко представлена

Базой для сотрудничества в этой сфере являются Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН

Государства Юго-Восточной Азии - страны с небольшими и средними по размерам...

Северо-Восточная Азия: новые конфигурации и современные...

Библиографическое описание: Завьялов, В. Д. Северо-Восточная Азия: новые конфигурации и современные вызовы в условиях многополярности / В. Д

Основу архитектуры безопасности Северо-Восточной Азии призвано заложить совместное осуществление взаимовыгодных...

История восточной культуры: искусство, восточные ткани...

В Средней Азии из него ткали художественные изделия. Образцы шелковых тканей, изготовлявшихся в Средней Азии из привозного

Восточная узорность и цветовая палитра материй поглотила сказочную красоту согдийских тканей, близких к живописи и архитектурному...

Теоретические и исторические предпосылки развития...

Сферой неформальной интеграции является экономического взаимодействие и взаимопроникновение, развивающееся без специальных политических решений, посредством сотрудничества в области производства, торговли, инвестиций, технологий и коммуникаций[7, с...

Задать вопрос