Истоки концепции Великой восточноазиатской сферы сопроцветания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 08.06.2021

Статья просмотрена: 805 раз

Библиографическое описание:

Авдюхова, О. С. Истоки концепции Великой восточноазиатской сферы сопроцветания / О. С. Авдюхова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 279-282. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82160/ (дата обращения: 19.11.2024).



В данной статье мы рассмотрим те исторические аспекты, которые оказали наибольшее влияние на формирование концепции Великой восточноазиатской сферы сопроцветания.

Ключевые слова: Япония, паназиатизм, Маньчжоу-Го, идеология, японский национализм.

Окончание Первой мировой войны оказало огромное влияние на развитие Японии: пересмотр старых договоров с западными государствами, утверждение Японии в роли ведущей державы на политической арене, экспансия территорий Китая, Кореи и бывших германских колоний, экономический рост японских концернов. Ввиду ограниченности территории, а также частых неурожаев и голода, японское правительство планировало продолжение экспансии, как в Китай, так и в страны Юго-Восточной Азии. [1, c. 35] Для того, чтобы объединить людей и сформировать национальное самосознание нужна была общая идея, воплотившаяся позднее в концепции проекта Сферы.

Паназиатизм, за счёт которого должна была продвигаться японская экспансия и агрессивная внешняя политика, нужен был в первую очередь слабой, не имевшей возможности самостоятельно существовать вне государства японской буржуазии, и бывшему японскому самурайству, которое не смогло найти себе место в новой социальной иерархии и для которого война была средством существования. [2, c. 67] Среди известных идеологов паназиатизма были: Токичи Таруи, считавший необходимым объединить Японию и Корею для совместной борьбы против европейских держав, и Кентаро Ои, пытавшийся продвигать реформы в Японии и Корее. Идею поддерживали отдельные политические группировки, такие как «Гэнъёся», «Кокурюкай», «Ронинкай» и буддистские движения: движение Нитирэн пропагандировало, что буддизм должен стать главной мировой религией, а Япония — центом буддистского миссионерства; его активист, Танака Тигаку продвигал слоган «Хакко итиу» («Восемь углов под одной крышей»). Согласно Т. Тигаку, это выражение означало, что Японии предназначено расширять своё влияние и объединить мир под своим покровительством. [3, c. 56–59]

Националист Окакура Какудзо критиковал европейский империализм как «разрушителя красоты человечества» и выступал за солидарность с неоднородным азиатским континентом против европейской цивилизации: «Азия — это одно целое. Гималайские горы разделяют две могущественные цивилизации, лишь чтобы выделить их: китайскую с ее конфуцианским коммунизмом и индийскую с ее индивидуализмом Вед. Но даже снежные препятствия не могут на мгновение разорвать это широкое пространство любви к Предельному и Всеобщему, являющимся общим наследием мысли каждой азиатской расы, позволяя им создавать все великие религии мира и отличая их от тех морских народов Средиземноморья и Балтии, которые любят жить в Частностях, и искать значения, а не конец жизни…» [4, c. 1]

Идеи О. Какудзо продолжил генерал Танака Гиити, занимавший пост премьер-министра в 1927–1929 гг. По итогам «Восточной конференции», проведённой в июне 1927 г. в Токио, был опубликован документ «Политическая программа в отношении Китая», суть которого заключалось в том, что Японии необходимо было распространять своё влияние на Маньчжурию и Монголию. В июле этого же года Т. Гиити представил императору меморандум, согласно которому Япония должна была завоевать Китай, а после и всю Азию: «…Для того, чтобы покорить Китай, нам необходимо покорить Манчжурию и Монголию. Чтобы покорить мир, необходимо покорить Китай». [5]

На фоне критики Лиги Наций и военных действий на северо-востоке Китая паназиатизм в Японии приобрел ещё более широкую популярность. Изначально паназиатизм имел более прогрессистскую окраску, в дальнейшем же он начал приобретать идеологическую направленность, так в1930 г. при Маньчжурском институте было создано общество «Асахи но кай» («Встреча утреннего солнца») для пропаганды и вовлечения студентов в националистическое движение. [6, c. 39]

Самой ранней паназиатской концепцией являлась концепция Восточноазиатской федерации (Тоа Рэммэй), суть которой заключалась в том, чтобы объединить Маньчжоу-го, Китай и Японию в федерацию для обороны против СССР и США. Главными идеологами считаются Исивара Кандзи и Миядзаки Масаёси. К. Исивара обратился к идеям Нитирэна. Согласно его трактовке, данные идеи должны были воплотиться в жизнь после окончания долгой войны, коей он считал войну Японии с США: «…Существование Императора, бога нынешнего человека, является духовной силой мирового единства. Более того, без надлежащих действий японского народа и японской нации, достижение человеческой расой этой идеи является невозможным…» [7]

М. Масаёси выпустил книгу «Тоа Роммэй рон» («Теория Восточноазиатской федерации») (1936), [8, c. 3–5] в которой главной идеей ставилось выполнение миссии «Хакко итиу», для которой первоначально следовало реформировать саму Японию и создать «Новую восточноазиатскую организацию», объединяющую Японию, Маньчжоу-го и Китай. Японии следовало полностью отказаться от захватнической, империалистической политики и мирно дать понять китайскому народу необходимость японского лидерства, не эксплуатируя «по западному образцу» контролируемые Японией территории. [9, c. 109–110] Идеи Миядзаки получили развитие в дальнейшем политическом курсе Японии, который был закреплен в «Основных принципах национальной политики». Они предусматривали: достижение взаимного благоденствия в Восточной Азии; укрепление обороноспособности; ликвидацию угрозы со стороны СССР; укрепление экономических взаимосвязей; расширение национального и экономического продвижения в Юго-Восточную Азию. [8, c. 3–5; 10]

В 1938 г. премьер-министр Коноэ объявил о введении «нового порядка» в Азии. [8, c. 68] В качестве оправдания японцы использовали аналогию с доктриной Монро 1823 г., заявив, что японская «доктрина Монро» отличалась только регионом действия: американцы распространяли своё влияние на американские континенты, в то время как японцев интересовала Азия. [6, c. 40] Одним из идеологов и приверженцев «японской доктрины Монро» был Камикава Хикомацу, профессор Токийского университета. Он утверждал, что японская доктрина следовала принципам оригинала, противодействуя западным колониалистам в Азии. [11]

В то же время, в 1938 г. на фоне ухудшающегося положения на фронтах Японо-китайской войны на базе идеи о «Новом порядке» была создана концепция Восточноазиатской ассоциации (Тоа Кёдотай). Наиболее известными сторонниками концепции являлись: Рояма Масамити, Симмей Масамити, Мики Киёси и Одзаки Хоцуми. Её особенностью было разнообразие трактовок и терминологий при наличии общих основных элементов: принципы концепции отображены в книге «Идеологические принципы новой Японии», и одной из главных черт концепции было избавление от классовой борьбы и дипломатический путь объединения стран. Р. Масамити выдвинул идею регионализма в работе «Восточная Азия и мир», где он рассматривал Восточноазиатскую ассоциацию как предопределенное условиями региона единое сообщество. Ставился вопрос того, может ли только общность региона являться причиной для объединения. [7]

В 1940 г. Япония усилила своё влияние в Азии, более того внутри неё самой начала кардинально перестраиваться политическая система, это предусматривало реорганизацию в том числе идеологической сферы: появляется термин — «Великая восточноазиатская сфера совместного процветания» за авторством профессора Токийского императорского университета Ябэ Тэйдзи. Согласно Я. Тэйдзи Япония должна была овладеть всей восточной Сибирью, Маньчжурией, Монголией (как внутренней, так и внешней), Китаем и Тибетом, Голландской Вест-Индией и океаном до Гавайских островов. Однако, это был «план-максимум», «план-минимум» же включал в себя Китай и Маньчжоу-го. [12 c. 36–37]

В качестве внешнеполитической программы проект оформился 1 августа 1940, когда министр иностранных дел Ёсукэ Мацуока заявил о создании проекта Сферы. Вспышка боевых действий в Европе дала Японии возможность требовать поддержки со стороны Китая во имя объединённой Азии. Многие другие страны, находившиеся в границах проекта, уже долгое время находились под колониальным правлением Японской империи, и часть их населения симпатизировали Японии. Этот фактор сыграл значительную роль в формировании проекта. [13] Большую роль сыграла книга «Установление порядка Великой Восточной Азии» (1943) националиста Окавы Сюмэя. В данной книге была заложена идеологическая база Сферы: воскрешение восточного духа Танской эпохи, политическая независимость от Европы. Его работа оказала широкое влияние на формирование декларации о Великой Восточной Азии от 6 ноября 1943 г. [9 c. 117]

Декларация закрепила основные принципы проекта Сферы. Эти принципы включали в себя отказ от индивидуализма и общность всех наций под покровительством Японии. Однако данный проект создавался в первую очередь для правительства, которое, взяв на вооружение прагматическую основу идеи и приступило к ее воплощению при помощи грубой военной силы и построение сферы сопроцветания шло далеко не теми методами и на тех принципах, которые изначально декларировались. В итоге идея Сферы потерпела крах.

Таким образом, эта концепция стала кульминацией всего японского националистического движения, объединив под собой, полностью или отчасти, все принципы и идеи более ранних концепций. Однако осуществить задуманный проект так и не удалось ввиду разрозненности мнений японских лидеров о целях создания Сферы: многие действительно намеревались объединить Азию для «сосуществования и совместного процветания», тем не менее, «лицом» политики все ещё оставались военные милитаристы, проводившие жёсткую политику на подвластных территориях.

Литература:

  1. Молодяков В. Э. История Японии. XX век. / В. Э. Молодяков, Э. В. Молодякова, С. Б. Маркарьян — Москва: ИВ РАН; Крафт+, 2007. — 528 с.
  2. Saaler S. Pan-Asianism in Modern Japanese History: Colonialism, Regionalism and Borders. / S. Saaler, J. V. Koshmann — London and New York: Routledge, 2007. — 304 p.
  3. Clinton G. Nichirenism, Utopianism, and Modernity / G. Clinton // Japanese Journal of Religious Studies. — 2015. — Vol. 42, Issue 2. — P. 56–59
  4. Okakura K. The Ideals of the East with Special Reference to the Art of Japan / K. Okakura — London: J. Murray, 1903. — 268 pp.
  5. The Memorial of Premier Tanaka. // Web. Achieve URL: https://archive.org/details/1941-wpm-tanaka/page/n1/m.. (дата обращения 19.05.2021)
  6. Бригадина К. А. Паназиатская политика в концепциях японских идеологов 30–40-х гг. XX в. / К. А. Бригадина // Уральское востоковедение: международный альманах. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2008. — Вып. 3. — С. 38–43.
  7. Томоя Уэно «Теория Масамити Рояма — план и оценка» // Исследовательская группа публичного права и политики Кансая URL: http://www2.odn.ne.jp/kamino/NewFiles/Royama.pdf (дата обращения: 20.05.2021)
  8. Japan's Greater East Asia Co-Prosperity Sphere in World War II: Selected Readings and Documents. / Edited by J. -C. Lebra. — Kuala Lumpur: Oxford University Press, 1975. — 212 pp.
  9. Малова К. В. Концепции паназиатизма в Японии (30-е гг. XX В.) / К. В. Малова // Известия Восточного института. — Владивосток, 1996. — Вып. № 3. — С. 109–119.
  10. Основные принципы национальной политики Японии (Принято Советом пяти министров 7 августа 1936 года) // Хронос URL: http://hrono.ru/dokum/193_dok/1936jap.html (дата обращения: 18.05.2021).
  11. Foreign Aff. 671 (1932–1933) The Japanese Monroe Doctrine // HeinOnline URL: https://heinonline.org/HOL/LandingPage?handle=hein.jo.. (дата обращения: 20.05.2021)
  12. Фоменко В. М. Социокультурная политика Японии в Маньчжоу-Го (1932–1945 гг.): специальность 07.00.03 «Всеобщая история»: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Фоменко Вера Михайловна; Иркутский государственный университет. Иркутск, 2015–204 с.
  13. O’Neill W. L. A Democracy at War / W. L. O’Neill — The Free Press, 1993. — 400 pp.
Основные термины (генерируются автоматически): Япония, Китай, Азия, Корея, Монголия, японская доктрина, Великая Восточная Азия, Великая восточноазиатская сфера, Восточная Азия, Восточноазиатская ассоциация.


Ключевые слова

Япония, идеология, паназиатизм, Маньчжоу-Го, японский национализм

Похожие статьи

Влияние религии на политическую жизнь Японии

В статье проводится анализ влияния религиозного фактора на социальную и политическую жизнь Японии. Приводятся основные факты, касательно исторического взаимодействия религии и политики. Рассматриваются мировоззренческие особенности восприятия религии...

Особенности геополитического положения Японии как одного из главных акторов в АТР

В статье дается краткий анализ геополитического положения Японии как самостоятельного актора на мировой арене. Выделены особые сильные и слабые стороны государства.

Этнокультурное влияние корейского населения в Японии

Актуальность темы заключается в необходимости подробного изучения этнокультурных изменений в японском обществе, вызванных увеличением демографического влияния корейской диаспоры в Японии, которая является одной из самых значительных и исторически сло...

Национальная идентичность современной Японии: особенности формирования, современные вызовы

Культурное единство государства является важной составляющей в его функционировании, как политического образования на мировой арене. Именно культурная идентичность занимает важное место в становлении современных государств. Одним из таких примеров и ...

Религия синто и ее роль в современном японском обществе

В статье авторы приводят анализ роли синтоизма для японского населения в современном мире. Синто оказывает значительное влияние на формирование культуры и менталитета японцев. Изучение влияния синтоизма на население Японии играет важную роль в понима...

Политика Японии в Арктике: институциональные и нормативные основы

Данная статья посвящена истории формирования арктической политики Японии, а также становлению институциональных и нормативных основ ее реализации.

Феномен Версальско-Вашингтонского миропорядка: основные черты и структура системы международных отношений 1919–1939-х годов

Статья посвящена анализу эволюции международных отношений в период с 1919 по 1939 гг. В этой связи в ней рассматриваются исторический контекст формирования, документально-правовой фундамент и организация Версальско-Вашингтонской системы, для того что...

Проблемы военных баз США на территории Японии

В настоящей статье автор анализирует историю и современное состояние проблем военных баз США на территории Японии, которые являются серьёзным камнем преткновения в контексте японо-американского сотрудничества.

Управление организационной культурой современных компаний в Китае

В статье проводится анализ специфики организационной культуры китайских компаний, факторов, влияющих на организационную культуру. Выделяются характерные черты китайской организационной культуры: клановость, неприятие западных ценностей, почитание рук...

Социальная структура японского общества

В статье авторы пытаются определить структуру современного общества в Японии.

Похожие статьи

Влияние религии на политическую жизнь Японии

В статье проводится анализ влияния религиозного фактора на социальную и политическую жизнь Японии. Приводятся основные факты, касательно исторического взаимодействия религии и политики. Рассматриваются мировоззренческие особенности восприятия религии...

Особенности геополитического положения Японии как одного из главных акторов в АТР

В статье дается краткий анализ геополитического положения Японии как самостоятельного актора на мировой арене. Выделены особые сильные и слабые стороны государства.

Этнокультурное влияние корейского населения в Японии

Актуальность темы заключается в необходимости подробного изучения этнокультурных изменений в японском обществе, вызванных увеличением демографического влияния корейской диаспоры в Японии, которая является одной из самых значительных и исторически сло...

Национальная идентичность современной Японии: особенности формирования, современные вызовы

Культурное единство государства является важной составляющей в его функционировании, как политического образования на мировой арене. Именно культурная идентичность занимает важное место в становлении современных государств. Одним из таких примеров и ...

Религия синто и ее роль в современном японском обществе

В статье авторы приводят анализ роли синтоизма для японского населения в современном мире. Синто оказывает значительное влияние на формирование культуры и менталитета японцев. Изучение влияния синтоизма на население Японии играет важную роль в понима...

Политика Японии в Арктике: институциональные и нормативные основы

Данная статья посвящена истории формирования арктической политики Японии, а также становлению институциональных и нормативных основ ее реализации.

Феномен Версальско-Вашингтонского миропорядка: основные черты и структура системы международных отношений 1919–1939-х годов

Статья посвящена анализу эволюции международных отношений в период с 1919 по 1939 гг. В этой связи в ней рассматриваются исторический контекст формирования, документально-правовой фундамент и организация Версальско-Вашингтонской системы, для того что...

Проблемы военных баз США на территории Японии

В настоящей статье автор анализирует историю и современное состояние проблем военных баз США на территории Японии, которые являются серьёзным камнем преткновения в контексте японо-американского сотрудничества.

Управление организационной культурой современных компаний в Китае

В статье проводится анализ специфики организационной культуры китайских компаний, факторов, влияющих на организационную культуру. Выделяются характерные черты китайской организационной культуры: клановость, неприятие западных ценностей, почитание рук...

Социальная структура японского общества

В статье авторы пытаются определить структуру современного общества в Японии.

Задать вопрос