Мягкая сила Китая как способ расширения его политического влияния на страны АСЕАН | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 6832 раза

Библиографическое описание:

Гревцова, А. Н. Мягкая сила Китая как способ расширения его политического влияния на страны АСЕАН / А. Н. Гревцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4392/ (дата обращения: 19.11.2024).

В начале XXI века основными ориентирами в международной политике являются задачи связанные с развитием экономики и «мягкой мощи». Глобализация представляет собой новый период в развитии международных отношений, и поэтому их участникам необходимо грамотно и мгновенно ориентироваться в стремительно меняющихся координатах глобальной эпохи. Мировые державы стремящиеся расширить собственное геостратегическое влияние и распространить его на территории других субъектов международных отношений должны учитывать два важнейших фактора доминирования в международном политическом поле – это экономический и культурный факторы.

Помимо экономических стратегий, одной из последних концепций принятых к рассмотрению странами, как модели расширения своего политического влияния, стала концепция «мягкой силы». Понятие «мягкая сила» («soft power») ввел в теорию международных отношений профессор Гарвардского университета, американский политолог Джозеф Най. «Мягкая сила» представляет собой искусство убеждения, использование нематериальных ресурсов культуры и политических идеалов в интересах оказания влияния на людей в других странах. Используя «мягкую силу» государство приобретает возможность влиять на объект, не отдавая команды. Если объект воздействия верит в благоразумность твоих целей, то можно убедить его сделать что-то без применения силы или какого-либо дополнительного стимула [1].

В XXI веке у Китая появилась внешнеполитическая доктрина, которая отвечает всем необходимым требованиям и продолжает совершенствоваться, делая ставку на невоенные методы. Данная доктрина Китая является платформой для реализации политики «мягкой силы». Она основана на ценностях, разделяемых мировым сообществом. Китай пытается заявить о себе как о сильном мировом игроке и стремится войти в систему международных отношений в качестве полноценного участника.

Внешнеполитическая стратегия КНР включает в себя три ключевые точки изменения позиции Китая в мире. Сначала он должен занять лидирующую позицию в Восточной Азии, символом которой является открытие свободной экономической зоны Китай – АСЕАН. Затем он должен начать играть роль ведущей державы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А вслед за этим Китай должен стать мощной державой мирового уровня. Для осуществления этой стратегии Пекину необходимо разработать модель своей «мягкой силы» на основе распространения китайских культурных ценностей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. КНР может использовать свои экономические рычаги, чтобы распространить собственное влияние на страны Юго-Восточной Азии.

В настоящее время Китай играет роль своеобразного лидера для развивающихся стран. Большой интерес представляет собой модель достижения быстрого экономического роста Китая, особенно со стороны тех стран, которые еще не выбрали для себя оптимальный путь развития. Ценности и установки, выдвигаемые в китайской концепции «гармоничного мира», понятны и принимаются развивающимися странами, у которых так же, как и в Поднебесной существуют проблемы с демократией и правами человека.

Внешняя политика Китая направлена на реализацию двух долгосрочных целей. Первая предполагает создание и сохранение благоприятных условий для развития государства, а вторая - стремление к становлению КНР, как одного из полюсов многополярного мира.

Для осуществления первой цели Китаю необходимо избегать прямых вооруженных столкновений и продолжать развивать свою экономическую базу для привлечения инвестиций и технологий, а также для открытия новых рынков. В рамках данной стратегии важнейшими объектами для китайской дипломатии становятся приграничные страны и регионы, поскольку с ними возможны не только локальные вооруженные столкновения, но и эффективное развитие экономических связей.

Китай использует дипломатию, международную помощь, инвестиции, торговые преференции, культуру и научные обмены для влияния на развивающиеся страны. Как отмечает американский исследователь Курланцик, в последнее время китайские дипломаты еще лучше овладели языками принимающих их стран, стали более открытыми, активными, внимательными к общественности тех государств, где они живут и работают [2]. Руководящие принципы дипломатии, особый дипломатический стиль, манера убеждения составляют «мягкую силу» китайской дипломатии.

Проникновение КНР в Азиатско-Тихоокеанский регион осуществляется посредством двухсторонних межгосударственных связей и многосторонней дипломатии. Данная тенденция включает как политические, экономические отношения, так и контакты в военной сфере. Так КНР установил стратегическое партнерство с отдельными государствами ЮВА, и одновременно с АСЕАН в целом. Китай заинтересован в развитии интеграции в регионе Юго-Восточной Азии. Он делает акцент на усилении своих позиций в странах АСЕАН и ослаблении антикитайских настроений.

Китай стремится усилить свое влияние в региональном сообществе Юго-Восточной Азии и контролировать его. Данный регион играет особую роль для КНР. Поскольку посредством этой площадки он сможет расширить свое политическое влияние и укрепить свои позиции в борьбе за мировое лидерство.

На протяжении столетий южноазиатские страны заимствовали многие культурные и политические достижения своего могущественного соседа, поэтому социокультурное поле для воздействия «мягкой силы» в отношении стран АСЕАН было сформировано исторически. Китай стремится создать у стран Юго-Восточного региона чувство общности, особый упор он делает на азиатскую идентичность региона.

Для укрепления своих позиций в регионе, Пекин стремится установить тесные отношения со странами форума АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) и странами АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии) и усилить свою роль в этих организациях. Пекин стремится создать своеобразный пояс безопасности из лояльных ему государств и распространить через страны ЮВА свое «мягкое влияние» на весь остальной мир.

В своей стратегии Пекин использует национализм государств Юго-Восточной Азии, как основу для противостояния западному влиянию на регион. Пекин старается смягчить агрессивные антикитайские кампании, направленные против него, и предотвратить участие в них соседних стран.

Несмотря на тенденцию сближения КНР со странами Юго-Восточной Азии, их отношения продолжают оставаться сложными. Выступая на международной арене защитником прав развивающихся государств, Китай одновременно с этим начинает конкурировать с ними на их внутренних рынках и превращать эти страны из партнеров в объекты своей внешней политики. К тому же большую часть прямых иностранных инвестиций также получает Китай, лишая партнеров по АСЕАН дополнительных средств развития.

Для решения данного вопроса Китай предлагает странам АСЕАН свои рынки сбыта и свои инвестиции как компенсацию за потерю позиций на международной арене. В данной ситуации Пекин должен вести крайне деликатную политику, поскольку страны АСЕАН видят в Китае угрозу своей независимости.

В период с 1989 по 1992 годы КНР нормализовала отношения со всеми государствами АТР и Западной Азии. В 1991 году Китай вступил в АТЭС, а в 1993 году подписал декларацию с АСЕАН об установлении стратегического партнерства и страны начали совместные дискуссии по вопросам безопасности. Также Пекин присоединился к Договору о дружбе и сотрудничестве в ЮВА.

Пекин позиционирует себя как нового стратегического партнера, находящегося за пределами АСЕАН. Он стремится доказать странам АСЕАН, что его экономическое развитие и усиление его региональных позиций открывает для них новый рынок и оказывает положительное влияние на финансовую стабильность в регионе. Наблюдается активизация регионального экономического сотрудничества в форматах «АСЕАН + Китай», «АСЕАН + три».

Китай стремится к развитию взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества. Он постепенно расширяет сферу использования юаня в приграничной зоне. Пекин поощряет инвестиции китайских предприятий в страны АСЕАН. Общим результатом экономической и политической дипломатии КНР стало снижение ставок таможенных тарифов, которое создало дополнительные стимулы для роста взаимного экспорта в рамках АСЕАН и открыло рынки ЮВА для китайских товаров.

С 2004 года проводятся ежегодные ярмарки Китай-АСЕАН, которые формируют новую модель двустороннего всеобъемлющего сотрудничества между партнерами. Организаторами ярмарок выступают Министерство коммерции КНР, торгово-экономические ведомства правительств 10 стран АСЕАН и секретариат АСЕАН. В период глобального финансового кризиса было отмечено сокращение экспорта стран АСЕАН в ЕС, США и Японию, однако сохранялся рост их экспорта в Китай. При этом важную роль сыграла ярмарка Китай-АСЕАН. А в рамках восьмой ярмарки Китай-АСЕАН в 2011 году были подписаны контракты на общую сумму в 100 млрд. юаней [3].

Продвижение китайской культуры и языка была задумано посредством распространения образовательных школ и классов. В странах Азии сегодня действует 81 Институт Конфуция и 31 языковой курс китайского языка, на долю стран АСЕАН приходится 29 Институтов Конфуция и 15 языковых курсов[4]. Для многих жителей этих стран китайский язык позволяет продвигаться по карьерной лестнице, поскольку он становится главным языком бизнеса и деловых связей в регионе. Многие конференции и выставки, проводимые совместно КНР и странами членами АСЕАН, финансируются из бюджета КНР. Целью данных мероприятий является не только решение важных вопросов и заключение выгодных контрактов, но и превращение китайского языка в необходимость. Китай добивается, чтобы высокопоставленные чиновники и владельцы компаний общались не на английском, а на китайском языке.

Пекин медленно, но верно идет по пути признания себя лидером среди членов государств АСЕАН. Он стремится стать примером для подражания. В ходе реализации экономической реформы Китай перешел к стратегии сравнительных преимуществ. Его модель модернизации и развития более приспособлена к решению проблем развивающихся стран, чем модели навязанные Западом и практикуемые в развивающемся мире. Только за последнее десятилетие Китай создал более тридцати проектов в АСЕАН. Для сравнения, Вашингтон создал всего семь проектов за последние тридцать лет. КНР укрепляет свои связи со странами региона, создавая международные торговые и туристические зоны, посредством институциализации своего влияния в совместных проектах. В марте 2010 года представителями Китая, Лаоса и Тайланда было выдвинуто предложение о формировании «Международной туристической зоны» и «Кольца пограничной торговли» в приграничных районах между Китаем, Лаосом и Тайландом [5].

1 января 2010 года состоялось открытие зоны свободной торговли (ЗСТ) "Китай – АСЕАН", на создание которой потребовалось 8 лет. Это третья по экономической мощи зона свободной торговли в мире после ЕС и зоны свободной торговли Северной Америки. АСЕАН является площадкой для воздействия Поднебесной на международные процессы, происходящие в Юго-Восточной Азии, а также позволяет членам Ассоциации уменьшить свою зависимость от Японии и США. Благожелательный имидж Китая как дружественного государства, позволяет ему пользоваться доверием стран АСЕАН и укреплять свои позиции в регионе. Увеличение финансового кредитования, создание всесторонней системы экономических сетей и осуществление культурных проектов формируют ядро мягкой силы Китая в Юго-Восточной Азии.

КНР пытается создать мирную и процветающую периферию вдоль своих границ, которая бы смогла обеспечить благоприятные условия для его развития. Сегодня в китайском арсенале активно используется миролюбивая внешняя политика, экономическая помощь, моральные ценности и привлекательность духовной и материальной культуры традиционного и современного Китая. Пекин стремится стать не только образцом экономического роста, но и предлагает альтернативные пути развития международных отношений.


Литература:

  1. Hard Decisions on Soft Power /Opportunities and Difficulties for Chinese Soft Power by Joseph Nye, Wang Jisi Agriculture, Vol. 31 (2) - Summer 2009 Issue. – Режим доступа: URL: http://hir.harvard.edu/index.php?page=article&id=1905&p=3

  2. Пахомов Н. Притягательная сила Поднебесной. [Политском.RU]. – Режим доступа: URL: http://www.politcom.ru/print.php?id=4987

  3. В рамках 8-й ярмарки Китай-АСЕАН заключены контракты на общую сумму в 100 млрд юаней. [Газета «Женьминь жибао»он-лайн]. – Режим доступа: URL: http://russian.people.com.cn/31518/7623824.html

  4. Confucius Institute in Asia. [www.chinese.cn] – Режим доступа: URL: http://english.chinese.cn/confuciusinstitute/article/2011-09/26/content_342456.htm

  5. В пограничных районах между Китаем, Лаосом и Таиландом будут созданы международные туристические и торговые зоны. [Газета «Женьминь жибао» он-лайн]. – Режим доступа: URL: http://russian.people.com.cn/31518/6931066.html

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, пекин, мягкая сила, Юго-Восточная Азия, КНР, страна АСЕАН, китайский язык, Азиатско-Тихоокеанский регион, АСЕАН, свободная торговля.


Похожие статьи

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских и американских геостратегических интересов

Роль государства в поддержке сельского хозяйства в условиях членства в ВТО

ООН и Центральная Азия: региональная безопасность, мир и сотрудничество по проблемам стабильного развития

«Мягкая сила» ЕС: инструмент создания единственной сверхдержавы

Россия и НАТО: сворачивающееся партнерство или нарастающее противостояние?

Влияние политического фактора на пограничную политику России в регионах Сибири и Дальнего Востока

Формирование национальной идеологии как метод борьбы с коррупцией в современной России

Дальневосточный международный экономический форум как механизм разработки и координации проектов развития Дальнего Востока РФ

Революция в Ливии как инструмент стабилизации экономики США

Южнокорейские вызовы режиму нераспространения ядерного оружия

Похожие статьи

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских и американских геостратегических интересов

Роль государства в поддержке сельского хозяйства в условиях членства в ВТО

ООН и Центральная Азия: региональная безопасность, мир и сотрудничество по проблемам стабильного развития

«Мягкая сила» ЕС: инструмент создания единственной сверхдержавы

Россия и НАТО: сворачивающееся партнерство или нарастающее противостояние?

Влияние политического фактора на пограничную политику России в регионах Сибири и Дальнего Востока

Формирование национальной идеологии как метод борьбы с коррупцией в современной России

Дальневосточный международный экономический форум как механизм разработки и координации проектов развития Дальнего Востока РФ

Революция в Ливии как инструмент стабилизации экономики США

Южнокорейские вызовы режиму нераспространения ядерного оружия

Задать вопрос