В статье рассмотрен вопрос проблемы использования газомоторного топлива среди автовладельцев. Проанализированы работы, посвящённые экономической эффективности применения газового топлива. Проведен социальный опрос среди автовладельцев Волгограда на вопрос возможного использования ГБО с установленным генератором синтез-газа.
Ключевые слова : газомоторное топливо, генератор синтез-газа, газовое топливо, газобаллонное оборудование, природный газ, пропан-бутан.
На сегодняшний день одним из главных вопросов, который интересует автовладельцев является вопрос о повышении затрат на топливо для автомобилей. Цены на традиционные топлива растут, а их запасы в мире ограничены, что также вызывает рост его стоимости. Поэтому уже относительно долгое время проводятся исследования по внедрению и использованию альтернативных источников топлива.
На данный момент традиционный вид топлива всё ещё находится приоритетным в использовании, потому что это топливо проверено временем, с точки зрения автовладельцев, а альтернативные варианты всё ещё находятся на стадии своего развития. Хотя уже сейчас возможно эффективное их использование с повышением некоторых эксплуатационных характеристик, большинство людей все равно предпочитает использование обычного топлива.
Основной альтернативой традиционному бензиновому топливу является газовое топливо — природный газ (метан) и пропан-бутан.
Одними из главных причин почему автовладельцы не переходят на другие виды топлива являются снижение мощностных характеристик двигателя при переводе на газовое топливо и возможная опасность, такая как взрыв оборудования. Но обе эти проблемы на данный момент решаемы. При качественном и регулярном обслуживании оборудование не будет иметь дефектов и вероятность несчастного случая сводится к минимуму. И уже доказано, что при использовании наиболее распространённого на данный момент ГБО 4-го поколения снижение стало практически незаметно, если рассматривать пропан.
Об эффективности перевода на газомоторное топливо говорит проведенное в работе [1] исследование.
Таблица 1
Экономические показатели установки ГБО
Показатель |
Значение |
Затраты на установку ГБО, тыс. руб. |
430 |
Средний расход топлива на бензине, л/100 км |
7,6 |
Средний расход топлива на газе, л/100 км |
9,9 |
Затраты на эксплуатацию автомобилей на бензине в год, млн руб. |
2,54 |
Затраты на эксплуатацию автомобилей на газе в год, млн руб. |
1,85 |
Экономический эффект перевода автомобилей на газ, млн руб. |
0,69 |
Срок окупаемости вложений, год |
0,62 |
Также производятся различные изыскания для использования теплоты отработавших газов в целях рекуперации, что также дает положительные эффекты. Так, в работе [2] исследовано влияние добавок синтез-газа при его создании на борту автомобиля благодаря использованию генератора синтез-газа. В ходе данной работы была получена экономия топлива около 12–25 % и снижение токсичности отработавших газов.
В предыдущей работе в качестве топлива использовался природный газ. Также были проведено исследование при добавке ситнез-газа к пропан-бутану [3], в котором было получено, что при 5 % добавке синтез — газа содержание в отработавших газах несгоревших углеводородов и оксида углерода достигает наименьших значений. А при условии рекуперации теплоты ожидается увеличение экономичности около 10 %.
Однако всё вышесказанное для обычного автовладельца носит теоретический характер.
Был проведен опрос среди автовладельцев города Волгоград. Из вопросов были:
— Какое топливо используется?
а) Если бензин:
— Планируется ли переход на газомоторное топливо?
— Изменится ли мнение если ознакомить с использованием генератора синтез-газа?
— Если мнение изменится:
— Будут ли использовать генератор синтез-газа сразу или подождут некоторое время и оценят рекомендации других пользователей?
б) Если газ:
— Будут ли использовать новое оборудование — генератор синтез-газа?
— Если будут использовать:
— Тот же вопрос, что и для владельцев бензиновых двигателей — использовать генератор синтез-газа сразу или подождут некоторое время?
Было опрошено 100 человек, среди которых 84 человека используют традиционное топливо, 16 человек используют газомоторное.
Из 84-х человек использующих бензин в качестве топлива 10 уже планировали переход на газ, 2 затруднились ответить. После небольшого описания особенностей генератора синтез-газа из оставшихся 72-х человек 8 сказали, что скорее всего рассмотрят вопрос перехода на газовое топливо более подробно, а 2 человека также затруднились ответить. В целом из 18-и человек, теоретически планирующих переход на газомоторное топливо, 5 человек сказали, что возможно будут использовать его с начала выпуска, а оставшиеся 13 — только после некоторого времени и обзора отзывов.
Из 16-ти человек, использующих газомоторное топливо, 12 человек согласны были использовать генератор синтез-газа, но только после обзора отзывов, а 4 человек в целом не высказали желания использовать оборудование.
Для наглядности данные опроса представлены на рисунках 1–4.
Рис. 1. Бензин. Планируется ли переход на газ
Рис. 2. Бензин. Изменится ли мнение после осведомления о генераторе синтез-газа
Рис. 3. Бензин. Будут ли использовать генератор сразу или подождут отзывов
Рис. 4. Газ. Будут ли использовать генератор синтез-газа
Исходя из полученных данных можно заключить, что сразу после внедрения генератора синтез–газа в общее пользование он приобретет некоторый интерес среди автовладельцев, в особенности среди тех, кто планирует перевод с бензина на газ. Но широкого распространения сразу, если рассматривать город Волгоград, получит маловероятно, только спустя некоторое время.
Стоит отметить, что большее желание в использовании нового оборудование имеют люди, которые на данный момент используют бензин в качестве топлива, потому что они готовы сразу внести все возможное изменения, если они принесут положительные эффекты, тогда как автовладельцы на газомоторном топливе отражают ситуацию с выбором между бензином и газом — они предпочитают использовать уже проверенное оборудование и с осторожностью относятся к нововведениям.
Литература:
- Пестриков, С. А. Оптимизация расходов на гсм автомобилей с битопливным двигателем / С. А. Пестриков, Д. Н. Дранишников // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. — 2014. — № 1. — С. 305–307;
- Бортовой генератор синтез-газа для ДВС с искровым зажиганием / С. Ф. Перетрухин, О. Ф. Бризицкий, В. А. Кириллов [и др.] // Транспорт на альтернативном топливе. — 2010. — № 5. — С. 69–74;
- Влияние добавок синтез-газа к пропан-бутану на процесс сгорания в автомобильном двигателе / В. А. Алимов, Е. А. Захаров, Г. СафаровЭ, Е. А. Федянов // Двигателестроение. — 2020. — № 3. — С. 17–20.